Обманывает ли нас мозг?

Случилось! Я убедилась в том, что мы действительно по-разному воспринимаем мир. Мы по-разному его видим и слышим.

Сегодня на работе сотрудница включила на своём смартфоне аудиофайл и задала нам вопрос: «Что вы слышите?» Там несколько раз повторялось какое-то невнятное слово. Что-то вроде «йэнэй». По крайней мере, именно так я слышала и воспроизводила это слово. И еще 4 человека кроме меня слышали именно такое звучание. Но сама она слышала совершенно другое слово – «лорол».

Согласитесь, что «йэнэй» и «лорол» - это даже близко не похожие звуки. Мы смотрели на неё в недоумении: как можно так «ошибаться»?

Каково же было моё удивление, когда я узнала, что из пол-миллиона опрошенных 56% слышат «лорол»! И только 44% слышат «йеней» (по данным Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/).

Пожалуй, никогда еще моя вера в объективность собственного восприятия не была так сильно поколеблена!

Вот, кстати, видео на Ютубе с записью этого звука: https://www.youtube.com/watch?v=C_udHqdFU7I

Ну, что вы слышите?

Придя домой, я долго не могла успокоиться, и решила разобраться с этим феноменом. Если бы я просто прочитала в интернете об этой иллюзии, я бы посчитала, что это какой-то розыгрыш. Но тут совершенно реальный, хорошо знакомый человек слышит слово совсем не так, как слышу его я! Что с ним не так?! Или со мной что-то не так?

Я стала искать в интернете различные объяснения этому феномену. Нашла сайт на котором эту аудизопись можно прослушать с усилением низких или высоких частот.

Если вы сдвигаете ползунок влево, то усиливаете низкие частоты, если вправо – то высокие.

Сначала я прослушала запись, не трогая ползунок. Потом постепенно стала сдвигать влево. Но даже дойдя до крайнего левого положения, я отчетливо слышала «йэнэй».

«Как они могут расслышать ЛОРОЛ?!» - недоумевала я. Я снова вернула ползунок в среднее положение, прослушала запись – «йэнэй», черт бы его драл!

Потом сразу перевела ползунок в крайнее левое положение и нажала «прослушать»: «ЛОРОЛ» - четко услышала я! Я даже вздрогнула.

И затем, постепенно сдвигая ползунок вправо, я обнаружила тот порог, когда «лорол» превращается в «йэнэй». Причем, этот порог сдвигался в зависимости от того, куда я направляюсь: если от центра к краю, то этот порог сдвигался ближе к левому краю, и наоборот: при движении к центру, он был ближе к центру.

Итак, одни слышат «Лорол», другие «Йэнэй». Более того, некоторые слышат какие-то промежуточные варианты: «Йорол», «Йорэй» и т.д. А какое же слово звучит ОБЪЕКТИВНО? И вообще, есть ли какой-то объективный вариант?

Представьте, что перед вами 100 человек, и они все одновременно произносят какое-то одно слово. Если они произносят одинаковое слово, и при этом очень синхронно, то мы все ясно расслышим это слово. И разночтений тут, скорее всего, не будет.

А теперь представьте, что половина из них произносят «лорол», а половина – «йэнэй». И всё это произносится одновременно. Что попытается сделать мозг? Он попытается отфильтровать звуки, отделить одно слово от другого. И тут возникают вот такие парадоксы.

Одни услышат «лорол», потому что их мозг отдает предпочтение низким частотам, другие услышат «йэнэй», потому что их мозг выделяет высокие частоты и игнорирует низкие. А третьи услышат какой-то свой, промежуточный вариант. Возможно, такое слово, которое никто не произносил.

А что если еще больше усложнить задачу? Пусть эти сто человек произносят разные слова! Что тогда услышит наше ухо? Какой-то хаос, шум, в котором невозможно выделить что-то осмысленное.

Да, у нас действительно может быть очень разное восприятие. Данные, которые мы получаем из внешних источников, мы можем фильтровать и группировать по-разному. И в зависимости от того, что наше сознание считает важным и выделяет как активный сигнал, а что – считает просто шумом, помехой, мы можем воспринимать по-разному. Но это не значит, что объективного мира не существует!

Объективно этот аудифайл воспроизводит волны разных частот. Они могли быть записаны с человеческого голоса, а потом оцифрованы тем или иным способом. Могли быть просто сгенерированы программой. Мы понятия не имеем о происхождении этих волн – искусственное оно или естественное? Но их совместное звучание ассоциируется у нас с человеческим голосом и движениями речевого аппарата. И мозг «дорисовывает» эти данные до цельного образа, как, например, мы в школе по 5 точкам на графике строили параболу. Мы «уловили» в этих точках некую закономерность и превратили набор точек в сплошную линию. Имели ли мы на это право?

Точно так же действует и наш мозг, восполняя иногда пробелы и моделируя целостный образ из тех данных, которые нам доступны. Можно ли считать это обманом? Скорее, это какое-то стремление к упрощению, к сжатию данных. Но именно оно, в конечном итоге, определяет наши цели, и заставляет нас в реальности воспроизводить те действия (непрерывные), которые ведут к материализации этой модели, и формируют ту судьбу, ту реальность, которая получается.

И лишь когда нам удается достичь хотя бы на короткий миг такого состояния, когда мы ни к чему не стремимся, ничего не ожидаем, не предполагаем, не отдаем чему-либо предпочтение перед другим, мы способны ощутить мир наиболее полно и объективно – таким, какой он есть на самом деле, даже без нас самих. И это ощущение абсолютной свободы и истины!


Рецензии