Снова и снова

Однажды, от матери своей знакомой, я услышал такие слова - " Паки и паки, попа съели собаки". И позже она их произносила в шутку, если разговор заходил о служителях христианского культа, а конкретно, я так полагаю,  дразнила нашего общего знакомого "батюшку" в его же присутствии. Хотя сам священник ей в сыновья годился, я не мог до конца осознать посыл этих фраз. С одной стороны, женщина в возрасте, педагог, старой коммунистической закалки. Для неё, люди в рясах, как бы остаются классовыми врагами, пусть даже многое в жизни поменялось. Но всё равно такое обращение, для меня, оставалось загадкой…
И лишь до той поры, пока в словаре В. И. Даля "Пословицы русского народа", я не встретил полную версию изречения -  "Паки и паки - съели попа собаки; да кабы не дьячки, разорвали б на клочки.". Вот тут то и открылся весь смысл такой себе дразнилки. Мне пришло всё в образах, подкреплённых знаниями с разных источников.
Во первых, стало понятно, что какие бы не были собаки, а попа в полном здравии они съесть не могли, они ведь не крокодилы. А вот невминяемого, или уже убитого кем-то, скушать могли. И тут нужно заметить, что просто разорвать им - собакам, а может и кому-то ещё… помешали младшие служители церкви. Вырисовывается такая картина -  погиб (так сказать) "батюшка", не много - не мало, а мученической смертью и это при желании легко доказуемо, при исполнении - выходит пострадал за веру… Получается - святой. А разорванные клочки святого называются мощами... Понимаете к чему я клоню? Попробую объяснить. Начать можно с того что христианская религия относится к иерархической постройке и как все системы этого вида имеет определённую конфигурацию и схожие стремления отдельных единиц входящих в состав оновых. По простому, на лицо процветание карьеризма. Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом. Ещё в евангелие был описан момент, как два ученика Христовых, спорили по какую руку будут сидеть от учителя в царстве небесном. Хотя он проповедовал другие истины в это время. Так и нынешнее духовенство, считая себя прямыми приемниками апостолов, ведут себя также.
Вспомнились откровения одного бывшего монаха, мной когда-то прочитанных, о монастырской жизни. Между всем прочим, он описывал очень ревностное отношение к карьерному росту в монастыре...
Вобщем, наши дьячки устранили своего старшего конкурента как смогли, скормили… Съели так съели, ух собаки!


Рецензии