Фальшивое авизо

                Рассказу  надлежит быть точным,       
       Как военное донесение или
       банковский чек. Его следует писать         
                тем же твердым и прямым почерком,
                как пишутся приказы и чеки.
               
        И. Бабель в пересказе К. Паустовского.







Сейчас эти годы называют – «лихими».  Для нас же, сыщиков, это было обычное время. Мы были молодыми и энергичными. Верили:  вот немного напряжемся и с организованной преступностью  покончим!  Время рассудило иначе…

Вначале 90-х мы столкнулись с новой для правоохранительных органов проблемой общегосударственного масштаба - хищением крупных денежных средств с использованием  фальшивых авизо. Российские банки лихорадило. Сюжеты о мошенниках, «кидающих» банкиров, не сходили с экранов телевизоров.
Кто помнит, их тогда  называли «чеченские авизо».  Не хочу быть, в повествовании, скучным, но напомню: авизо, официальное почтовое или телеграфное  уведомление о перечислении платежей.
 
Расшифровкой  авизо занимался банк - получатель. Существовала система защиты уведомлений - кодированные слова. Если коды расшифровывались правильно, у банка денежная операция сомнений не вызывала.
В Твери с таким наглым жульничеством мы столкнулись  впервые…
 
От нашего источника  поступила информация о получении подозрительного авизо в  один из банков  Твери.
Необходимо  было срочно проверить информацию.  Уйдут деньги  преступникам, тогда ищи их опер ищи! Ведь банк не может, без явной причины, долго задерживать  выдачу денег. 
Между тем, подозреваемые требовали немедленно выдать  якобы перечисленные  деньги,  – Вы нам крупную сделку срываете!

Шеф  принял решение, которое  и привело к успеху всей операции.  Яковлева, начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями, срочно направить  в командировку, на Петровку  38, в  МУР.
- Ты у нас опытный экономист и оперативник, поэтому  разберёшься – подытожил  свое решение Шеф.

Действовали мы тогда, интуитивно, по наитию. По принципу – Главное ввязаться в драку, а там видно будет….
В Москве  сыщики  уже несколько месяцев вели поиск жуликов, похитивших кодированные слова из вычислительного центра ЦБ России.  Яковлев с нашей информацией появился вовремя,  когда московские оперативники зашли в тупик. Это была та ниточка, за которую желает ухватиться любой оперативник.

Получается: преступники, зная кодированные слова, могли заниматься хищением денег по фиктивным авизо, рассылая «липовые» бумажки в банки России, из любого почтового отделения.
Мы поняли, да что там поняли, были уверены  - злоумышленники ограничены во времени! Чтобы совершить аферу,  в их распоряжении, оставалось не более двух недель. Каждые полмесяца в банках, проводилась перепроверка перечисления денег. Мошенническая операция могла вскрыться!

Стал понятен и механизм преступления!  Всё гениальное просто. Одни  жулики воруют коды, другие отправляют фальшивое авизо в банк-жертву, из какого-нибудь почтового отделения по телетайпу, третьи - находят фирму, соглашающуюся обналичить деньги. Вся сумма  делится между участниками аферы.
 
Понимая размах и алчность преступников, мы не исключали, что деньги идут наверх!  В некий «центр», который руководит этой крупной аферой в масштабах страны….

Шеф выехал в Москву.  Главное – начать работу в Твери, а потом раскрутить  мошеннический клубок  будет делом техники! Так близко ещё ни одна спецслужба в России к ним не приближалась.
Решили: муровские сыщики  продолжают поиск воров, похитивших коды банков, а, отдел Яковлева займётся разработкой в Твери  жуликов-предпринимателей, согласившихся  обналичить деньги…
 
Фирму, на счёт которой  пришли 300 миллионов рублей, мы быстро установили.  Ничего особенного она не представляла. Обычная, по тем временам контора: купи – продай. Юридический адрес знаем, надо срочно установить - фактический!  Нашли её  в одном из зданий в Твери на площади Капошвара. 
Установили наблюдение.  Нас очень интересовали передвижения её сотрудников и, прежде всего руководителей.
 
На пульт дежурного оператора, пошли звонки от московских жуликов в Тверь.
Москвичи требовали: деньги вам «перечислили», когда их получите? Или решили нас «кинуть»! Так вам же дороже обойдется!
Вскоре московские и тверские аферисты договорились о встрече. Для нас наступал «момент истины»...
 
Пришло время вмешаться нашему подразделению.  Это была первая, подобного рода, операция и, к ней необходимо хорошо подготовиться. Всё должно   соответствовать  закону, чтобы не было обвинений  в превышении полномочий.
 
Решили рискнуть! Отправили на имя управляющего ЦБ по Тверской области за подписью прокурора области и начальника  областного УВД  письмо с просьбой, разрешить выдачу денег под нашим контролем. Разрешение  получили.

Наступил  день выдачи денег.  Группа захвата, под видом клиентов банка,  незаметно расположилась в здании. Она должна без лишнего шума задержать преступников и не допустить утечки информации  в Москву. Мы отдавали себе отчет в том, что в банк придёт «пехота». Основные фигуранты находятся в столице….

В банке задержали троих. Команду на захват никто не давал. Оттеснили их в служебное помещение  и,  надели наручники.  На первых допросах своё участие в афере они отрицали. Врали: какие-то коммерсанты из Москвы попросили обналичить деньги. За деньгами москвичи должны скоро приехать. Одним словом, ничего преступного не замышляли, но раскаиваются и  следствию помочь не могут.
 
Из Москвы, тем временем в их тверской офис, не переставая, звонили…
Наметили план. Ранее часто приходилось их писать,  но  любой  самый толковый  план, в действии, подлежит изменению, корректировке. В этом и заключается талант сыщика: вовремя обнаружить ошибки и уметь их исправить, не опасаясь  ответственности.

Принимаем решение – обострить обстановку и, выманить аферистов в Тверь. Это в столице они чувствуют себя уверенно и безнаказанно, как у себя дома. В Твери же, поведут иначе. Но как это сделать? Чтобы выиграть время, под благовидным предлогом фирму закрываем и усиленно  начинаем  работать с задержанными мошенниками….
У директора фирмы, который взялся получить в банке деньги для москвичей, умирает отец!
На свой страх и риск, отпускаем его на  похороны (такое, в нашей работе,  не практикуется). Директор, почувствовав к себе человеческое отношение, соглашается «начать игру» с мошенниками, но выдвигает условие, чтобы мы обезопасили его семью: жену и двух детей.
 
Семью спрятали на тверской турбазе «Лисицкий бор», очень живописное и приятное для отдыха место. Но, семье директора было не до отдыха! В это время в камере следственного изолятора покончил самоубийством один из его подельников.
У меня тогда вызвало подозрение: мы проводим расследование, осуществляем розыскные мероприятия, вроде бы контролируем ситуацию, а тут, неожиданное «самоубийство». Так кто, тогда, контролирует ситуацию…? А может это действительно самоубийство? Попробуй  тут, разберись, когда тебя окружает ложь, корысть и, недоверие!

Но, к чёрту все сомнения и подозрения! Надо действовать…!
А действовали мы, на грани фола! Фирму открыли. Арестованный директор, «вышел» на работу. Под видом бухгалтера к нему в кабинет посадили - Яковлева. За всю операцию отвечал именно он.

 Наша же задача состояла в его прикрытии. Приступать к активным действиям мы должны были лишь при появлении злоумышленников.
Наконец,  раздается  долгожданный звонок директору из Москвы: почему отсутствовали, почему на звонки не отвечали, что с деньгами? Директор фирмы действовал по разработанной нами легенде: деньги получил, всё в порядке, был болен, находился дома. Москвичи назначают  встречу в офисе.
У нас всё готово к задержанию московских аферистов. Рядом  с директорским кабинетом  группы захвата. На улице несколько групп наблюдения. В кабинете директора  - «жучки».

Я находился в машине радиоконтроля. Вместе со мной  старшие групп наблюдения и захвата. Почему принял такое решение? У каждого подразделения свои частоты  радиообмена. Все соблюдают режим секретности. Поэтому, для взаимодействия, ранее, приходилось тратить лишнее время. А тут все службы в одной машине и мы слушаем весь эфир. Пришлось пойти на нарушение, ведь нашими приказами  это запрещено. Тем более, когда работаешь с группами наблюдения, «наружкой».

Давно известно: милицейская «наружка» - самая профессиональная в российских правоохранительных органах. О них никто и никогда не писал! Работать с ребятами одно удовольствие. Всё время в напряжении, в близком контакте с подозреваемыми. Сыщики, в группах наблюдения, владеют такими методами оперативной работы, как: личный сыск, разведопрос, негласный или зашифрованный оперативный осмотр.
 А ведь, были случаи, когда их заманивали и, в укромном месте, расстреливали. После таких трагедий  все бригады групп наблюдения вооружили автоматическим оружием…. Но, самое трагичное, в моём понимании, заключалось в том: когда, сыщик «наружки» в работе «прокалывался», его увольняли.

Надеваю наушники. Начинаются томительные минуты ожидания. Сколько их было у меня: таких минут, часов и дней ожиданий?

Как всегда, неожиданно, оживает рация группы наблюдения: в офис заходит мужчина в синей куртке! К зданию пришёл пешком, автомашины не  видим.
Наблюдаем, как мужчина заходит в кабинет, где находились директор и  «бухгалтер»  Яковлев….
В наушниках слышу, как он интересуется директором. Становится понятно: в кабинет пришёл незнакомый. Значит, москвичи решили устроить на всякий случай проверку. Не доверяют. Это плохо! Докладываю, по рации в штаб, о нестандартной ситуации! В ответ – тишина! 
Старший группы наблюдения, по рации дает команду:  усильте контроль на площади! Обращайте внимание на подозрительный транспорт!

А в это время в офисе, директор взглядом показывает Юрию: «Я его не знаю!» Яковлев понимает: директор на грани срыва!
На  площади продолжаем искать московских жуликов. Ведь они где-то рядом!
Тем временем визитер предлагает директору: проехать на вокзал к камерам хранения….
 
Что делать!? Операция на грани срыва. Это не входило в наши планы. Тут, Яковлев берёт инициативу на себя. Неспешно встаёт и говорит: раз надо…,  поехали!  Директор, сразу же «соглашается».
Одновременно слушаем их разговор и наблюдаем, как они выходят из офиса и садятся в директорскую Волгу.

Продолжаем движение. Нам везёт. Группа наблюдения  обнаруживает автомобиль московских аферистов. Наш город, Тверь, они  знали плохо, а потому, на площади Капошвара  двигались неуверенно. Тем и вызвали подозрение. Площадь легко пересекается только автомобилистами, хорошо знакомыми с тверскими нюансами дорожного движения. На площади запрещён левый поворот. Но, на знаки у нас не обращают внимание. Поэтому чужаки  сразу становятся видны.

На Привокзальной площади незнакомец неожиданно заявляет: «Со мной пойдет только один – директор!». Яковлеву пришлось рисковать и отпустить  арестованного директора.
Вот они исчезают в здании вокзала. У Юрия нервы на пределе: а если арестованный убежит !?
Проходит пять томительных минут ожидания. Директор выходит из здания и направляется к автомашине. Идёт медленно, как на прогулке! В руках у него папка с документами.
 
Как потом выяснилось, там были фиктивные договоры и акты выполненных работ. На основании этих документов деньги должны были уйти обратно в Москву.
Тем временем группа захвата и наблюдения продолжают работу. Им удалось отследить и задокументировать передачу документов. Толкаю старшего группы захвата – Действуй…!

Дав фигурантам немного отъехать, они задержали троих прямо в машине, которая так неуверенно двигалась по площади Капошвара.  Был задержан и визитёр.
Он действительно, как выяснилось, впоследствии, оказался не причастен к этой истории. «Купился» на деньги. Мошенники познакомились с ним в Москве и предложили немного подзаработать:
- Съездишь в Тверь и, передашь документы?
- Что мне за это будет?
- Бабло, тебе, дуралей, будет! Он и согласился.

Начались допросы. Один из задержанных вскоре сознался: я из группировки Рахматулина, который работает в Москве предпринимателем. Торгует бытовой аппаратурой. Богат. Даже спонсирует производство художественных фильмов. Поведал нам, что похищенные деньги, Рахматулину и предназначались.
 
В Москве за этим человеком по нашей просьбе, МУР установил наблюдение.
Сразу появилась интересная информация. Мы узнали, что Рахматулин связан с одним из известных чеченских тейпов, в который входил очень популярный (тогда) российский политический деятель. Было установлено, что почти в центре Москвы у них имелась товарная база. На эту базу и свозился весь товар, приобретенный на деньги, вырученные от фальшивых авизо.  Засекли, как криминальный товар с базы, на автомашинах КамАЗ, вывозился в Чечню. На границе автомашины терялись.

Так создавался криминальный капитал. Так Чечня готовилась к войне….
Спустя несколько лет, в одном из своих интервью, лидер мятежной Чечни Джохар Дудаев заявил: «Мы отправляли к вам разные бумажки, а взамен мне привозили самолеты с мешками денег».

Но уже тогда появились сведения, что миллиарды рублей, полученные преступниками по фальшивым авизо, уходили не только в Чечню, но и за границу – на счета российских чиновников и бизнесменов…

Рахматулина задержали при подъезде к дому, когда он вместе с проституткой и её сутенером ехал за деньгами, чтобы расплатиться со «жрицей любви». Задержали и остальных. Взяли всех тихо по адресам.

Наутро планировался захват базы, которая охранялась чеченцами из числа «бойцов» этнической группировки. Изучая план базы, обсуждали: как проникнуть на базу? Спецназовцы предлагали высадить группу захвата на базу прямо с вертолёта. Нет!  Боевой вертолёт в центре Москвы, это уж слишком! Решили иначе….

Основная роль в захвате отводилась СОБРу Главка под командованием будущего Героя России. Я был участником операции, снимал всё на видео, чтобы затем на их примере, учить тактике захвата наших спецназовцев. Такую крупномасштабную операцию проводили впервые.
 
Бойцы встретили меня настороженно. Говорят, будем действовать жёстко, а ты тут со своей видеокамерой. Отвечаю: я свой, не корреспондент! Сразу же успокоились.
Подъехали к базе скрытно на микроавтобусах.  Ожидаем. Только что оживленно разговаривающие спецназовцы притихли. Закурили…. В эфире тишина.

 Поступает  команда на захват. Бойцы побежали, перемахнули через забор используя штурмовые лестницы. Бегу за ними. В объектив камеры вижу, что задержанные уже лежат на земле, спецназ всех упаковал:  насчитываю  более десятка человек.

Собровцы быстро привели территорию базы в порядок, убрали лестницы, выставили охранение: может, ещё кто-то подъедет?  Начинаем осмотр базы.
Весь товар хранился в контейнерах. Хозяева, естественно, заявили  что ключей у них нет, пришлось контейнеры взламывать. Какого добра там только не было: меха из Якутии, шубы, ковры, строительные материалы, продукты питания; туши мяса, по которым ползали черви (и это зимой!). Нашли два припрятанных автомата Калашникова. Несколько иномарок. В том числе  одного из руководителей столичного РУВД.
Как потом установили, товаров было изъято на сумму более 20 млрд. рублей. Документы на товары отсутствовали.

Тем временем подъехали новые «покупатели». Спецназ их уложил в снег. Запомнил, все задержанные чеченцы: холёные, пальцы в золотых перстнях, на шее - золотые цепи, на кистях браслеты…! Дальше работу продолжил МУР.

Обратно, в Тверь, возвращались в машине Шефа. Он спиртное не употреблял, а мы, на заднем сиденье решили расслабиться:  Ну что, по - чайку? Давай! Так и уснули….


Рецензии
Да... Александр, опасная у вас служба.
Рад, что вы дожили до пенсии. А могло бы случиться всякое.

Владимир Иноземцев   09.02.2022 17:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за внимание. Тогда мы считали, что была обычная, мужская работа. Больше переживали, когда от начальства доставалось... Но было и ребята погибали. Надо быть осторожным с преступниками, но бояться их нельзя. Это всё равно, что хирург оперирует, а сам боится крови. Нонсенс.

Александр Владимирович Карпенко   10.02.2022 20:48   Заявить о нарушении
Доводилось ли Вам, Александр Владимирович читать статью про то, как в 1992 году Ельцин, втайне от своего правительства, спас Россию?
Криптографу (Анатолий Клепов) удалось спасти банковскую финансовую систему страны.
Статья так и называется "Шифр, спасший Россию". Информацию эту знаете!
С уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   02.04.2022 18:18   Заявить о нарушении
Любовь Алексеевна, спасибо за рецензию. Статью Анатолия Клепова перечитал, всё так и было. С уважением, А.В.

Александр Владимирович Карпенко   02.04.2022 23:12   Заявить о нарушении