Я родился в деревне Сотское К 107 - летию со дня р

«Я родился в деревне Сотское…»
К  107 - летию со дня рождения писателя В.Н.Ажаева

   2 февраля 2017 года исполнится 107 лет со дня рождения известного писателя, лауреата Сталинской премии Василия Николаевича Ажаева ( 20.01. (02.02.)1912 - 27.04.1968), знаменитого своими романами «Далеко от Москвы», «Вагон» и другими произведениями.

    Сотрудникам Архивного отдела администрации Талдомского муниципального района удалось обнаружить  запись о рождении писателя в метрической книге за 1912-й год Преображенской церкви с. Спасского, что в Квашенках, Калязинского уезда, Тверской губернии (ныне – Талдомского района Московской области) из которой следует: месяц и день рождения 20 января, крещения 22 января; имя родившегося: Василий; звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания: «Деревни Соцкова крестьянин Николай Григорьев и законная его жена Мария Николаева оба православного вероисповедания; восприемники: деревни Сменок крестьянин Михаил Васильев и оной же деревни Екатерина Ефимова»; таинство крещения совершили священник Николай Белюстин, диакон Иоанн Фирсов и псаломщик Константин Новоселов (кстати: Иоанн Яковлевич Новоселов крестил М.Е.Салтыкова - Щедрина - возможно, его дед или прадед?).

   Слева на полях пометка: «Ажаеву для школы 20 августа 22» (вторая цифра написана неразборчиво: или 27?) года (очевидно, была выдана копия документа о рождении). (В газете «Заря» эти сведения были опубликованы впервые: фонд № 119, опись № 1, дело № 60 а). Скорее всего, это был 1922-й год…

   Ранее в заметке «И ударили в набат в Квашонках ….» автор писала об изъятии церковных ценностей на основании соответствующего декрета ВЦИК от февраля 1922-го года и о хранящемся в Центральном Государственном архиве Московской области (ЦГАМО) деле №292, ф.162, оп. 2 «по обвинению... граждан Голикова Р.А., Бычкова П.А.. Зубова И.З., Королева А.Н. и других в сокрытии церковных ценностей и в сопротивлении властям», начатом 9 января 1923 г. и оконченном 26 апреля 1923г. … В 1922-м году началось изъятие церковных ценностей и во всех храмах Талдомского района, об этом также имеются документы в ЦГАМО. Обычно, как отмечали в своих отчетах оперуполномоченные, изъятие шло «без эксцессов»...
 
   И только в селе Квашонки произошло следующее. Из заявления членов комиссии по изъятию церковных ценностей Бурова, Колесова и Морозова в Ленинскую подкомиссию: «Прибыв 28-го апреля 1922 года в село Квашонки они вместе с представителем Ленинского волисполкома Евдокимовым и экспертом Гирш в сопровождении священника Голикова и представителей верующих явились в храм и приступили к изъятию церковных ценностей. По сличении предъявленных вещей с описью церковного имущества 1919 г. многих вещей не оказалось. После настойчивых требований со стороны комиссии о представлении недостающего имущества, верующие принесли часть ценностей..., после чего в храм вошла толпа, подняла шум и всячески мешала работе комиссии... Далее во время изъятия на колокольню, дверь в которую оказалась незапертой, вошли граждане, следствием не выясненные, и ударили в набат... Набатный звон привлек еще большую толпу, настроение которой поднималось, и когда изъятие было окончено и члены комиссии вышли из храма, то толпа стала оскорблять их и бросать палки и камни в членов комиссии... и эксперту Гирш было причинено ранение головы...». 

   Из показаний обвиняемого священника Ростислава Голикова вырисовывается несколько иная картина. В обвинительном заключении так передаются показания священника: «По издании декрета... среди прихожан стали ходить слухи о том, церковные ценности не будут обращены на нужды голодающих, а разойдутся по карманам большевиков. Под влиянием этих слухов среди членов приходского Совета возникла мысль скрыть ценности... Он, Голиков, протестовал против этого, также протестовал и Бычков, но это не имело успеха и они поддались влиянию остальных членов совета. 28-го апреля прибыла комиссия. Он заявил комиссии, что часть вещей спрятаны. По его предложению Зубов принес те вещи, которые спрятал у себя дома… Через несколько времени в храм вошли верующие, но никто из них не шумел, а просили только оставить некоторые вещи... Во время изъятия церковных ценностей кто-то ударил в набат за веревку, которую он забыл убрать. По уходе комиссии он остался в храме и что было после не видел».

 
   Обращает на себя внимание одно обстоятельство. Уголовное дело начато 9 января 1923 года, то есть через девять месяцев после происшедшего изъятия. Возникает ощущение, что сами события вначале не потребовали возбуждения уголовного дела. Лишь позже, когда возникло желание убрать чуждый…  элемент, старые события были использованы для расправы с церковным активом.  Из этого дела можно почерпнуть некоторые сведения об обвиняемых и свидетелях:
 «Голиков Ростислав Алексеевич, 32-х лет, гр. Тверской губ., селения Расторопова, беспарт., несудивш., священник церкви селения Квашонки, председатель Церковно-Приходского Совета;
 Бычков Павел Артемович, 58-ми лет, гр. Моск. губ., гор. Ленинска, церковный староста, член того же Совета;
 Королев Алексей Нестерович, 53-х лет, гр. Моск. губ., Ленинского уезда, селения Квашонки.., помощник церковного старосты, член того же Совета;
 Белов Павел Семенович, 47-ми лет, гр. Моск. губ., Ленинского уезда и волости, дер. Мякишево, беспарт., несудившийся, член того же Совета;
 Зубов Илларион Захарович, 58-ми лет, гр. Моск. губ., Ленинского уезда, селения Квашонки, член того же Совета...»
 Как следует из дела «обвиняемые Голиков, Королев, Зубов, Бычков и Белов подлежат преданию суду Московского губсуда...» К сожалению, в деле не указан сам приговор.
 Известны, правда, свидетели: пятеро — из Квашонок: Копейкин Степан Михеевич, Паравина Анна Николаевна, Новоселов Константин Михайлович, Нестеров Семен, Напалков Иван Григорьевич; двое из Ленинска (Талдома): Королева Мария Сергеевна, Гирш Андриан Губертович; двое из д. Сменки: Часова Любовь Степановна, Парфенов Михаил Васильевич; двое из д. Ахтимнеево: Морозов Александр Федорович, Страхов Логин Яковлевич и Ефремов Василий Ефремович из д. Сотское... Может быть, отзовется кто-нибудь из их земляков, родных и близких свидетелей и обвиняемых? Дай-то Бог. И мы узнаем о дальнейшей судьбе пострадавших за веру...


   Среди свидетелей из д.Сменки Михаил Васильевич Парфенов (похоже, что это именно тот «Михаил Васильев», что был восприемником при крещении В.Н.Ажаева и ещё бывший (?) псаломщик Новоселов Константин Михайлович… Возможно, что эти события ( в которых участвовали близкие Ажаевым люди, а, возможно, и родные) дали толчок семье Ажаевых окончательно перебраться в Москву…

    Интересна история Спасского храма (ныне – храма Преображения), где был крещён В.Н.Ажаев, которая уходит в глубину веков (её в своё время начал составлять краевед из Твери Владимир Дмитриевич Чернышов, который работал по заданию Талдомского районного историко-литературного музея в архивах Твери).


   Сама величавая стройная церковь с трехъярусной колокольней в стиле классицизма привлекает путника ещё и тем, что стоит на бойком месте – неподалёку от поворота дороги из Талдома на Спас-Угол (ранее тоже село Спасское, где и храм имеет теперь сходное название!). Думаю, стоит напомнить, что Спас-Угол – родина ещё одного талдомского (самого именитого!) писателя  - сатирика М.Е.Салтыкова – Щедрина. 
   Из  материалов Тверского областного архива видно, что в селе «Спасское (иногда — Спac) Квашонки  тож», которое в первой половине XVIII века находилось в Кашинском уезде, Белгородском стане, затем в Калязинском уезде, «церковь Преображения Господня существует исстари»: в документе Тверской духовной консистории за 1736 год есть сведения, что в этом селе бывшая раньше деревянная церковь сгорела во время пожара в конце 20-х или в начале 30-х годов XVIII в. В 1734 году было дано разрешение на строительство новой церкви «тщанием прихожан». Из прошения в Правительствующий Синод в 1736 году местного помещика лейб-гвардии капитана - поручика князя Алексея Ивановича Юсупова видно, что на погорелом месте уже была построена новая деревянная церковь «во имя Преображения Господня с приделом Владимирской Пресвятой Богородицы» с деревянной же колокольнею. Проситель обращался за разрешением освятить новую церковь, что и было сделано в 1737 году. В Кашинской переписной книге 7186 г. (1678 года) написано: "за боярином и дворецким и оружейничим Богданом Матвеевичем Хитрово, деревня Квашенки, а в ней крестьян...".

 
   Первая церковь в Квашенках построена в ХVIII в., о чем свидетельствует клировая ведомость за 1796 год: "в с. Спасское, что на Квашенках ц. Преображения с пределом Владимирской [иконы] Божией Матери деревянная, построенная в 1737 г., в приходе пять деревень...".
 В 1781 году село принадлежало княжне Клеопатре Михайловне Юсуповой, в 1855-м - майорше Прасковье Васильевне Щербачевой. По данным Добровольского, каменная церковь построена в 1836 году, основной престол освящен в честь Преображения Господня, а два других - в честь Владимирской иконы Божией Матери и святителя Николая (отца В.Н. Ажаева звали Николаем!). Однако в межевом описании Калязинского уезда за 1855 год сказано, что в селе есть господский дом деревянный на каменном фундаменте и есть церковь каменная еще не освященная. Разногласие источников объясняется тем, что после постройки церковь освящалась дважды, поскольку часть храма перестраивалась. В историко-статистическом описании Калязинского уезда указано, что в селе сильно развит скорняжный промысел.

 
   В «Тверском епархиальном статистическом сборнике», изданном в 1901 году в Твери, есть сведения о том, что в 1836 году в селе Спасское-Квашонки была построена уже каменная трехпрестольная церковь: в холодной половине — Преображения Господня, а в теплой - два престола: Владимирской Божией Матери и Святого Николая. Церковная усадьба составляла 3 десятины земли, на которой, кроме храма, была еще деревянная церковная сторожка.
 
    Священником в церкви с 1883 года был Николай Николаевич Белюстин,  являвшийся одновременно законоучителем в земском училище села. В приход церкви в начале XX века входили: с. Спасское-Квашонки — 86 дворов, 236 жителей мужского и 266 женского пола и жители деревень: Соцково (ныне Сотское), Сменки, Желдыбино, Некрасово, Волкуша, Моклыгино, Дулово и Мякишево: всего 330 дворов.

 
   О причте, совершившим таинство крещения, удалось установить следующие сведения.

 
   Священник Николай Николаевич Белюстин ( 1858 – 1924) происходил из древнего рода, сведения о котором сохранились, начиная с 1665 года: до сего дня родословное древо насчитывает двенадцать поколений!..  Начиная с середины восемнадцатого века и  до 1919 года многие предки были священниками. Представители рода также возглавляли приход единственной церкви села Талдом около 150 лет, с 1727 по 1870 годы.
 Наиболее известные талдомчанам из этого рода потомки Градовых (по матери Белюстины) Юрий Николаевич и Наталья Николаевна, оба – имеют знаки отличия «За заслуги перед Талдомским районом» как авторы книг воспоминаний о предках, своих истоках  и родном крае. Сын Н.Н.Градовой Юрий Михайлович Батурин работал помощником Президента по национальной безопасности, побывал в космосе, стал Героем России.


  … А вот дьякон Иван Петров Фирсов (около 1849 г.) был сыном дьякона с.Квашенки Петра Николаевича Фирсова…
 
   С середины 1912 года до 1916 (пока не забрали на Первую мировую войну) в Преображенском храме возглавлял церковный хор будущий священномученик Владимир Александрович Моринский (24.6.1883 – 15.09.1937), усердный молитвенник и подвижник, который, как и В.Н.Ажаев, пострадал от репрессий, был дважды арестован: в апреле 1935-го года и в сентябре 1937 года; расстрелян в Казахстане.
 
   О родителях писателя и его близких мы знаем немного. Отец ушёл на Первую мировую войну и попал в плен. Когда вернулся, трое детей (дочери Мария, Антонина и сын Василий) уже остались без матери - она умерла. Женился второй раз на Анастасии Тимофеевне, родом из д. Поповка под Кимрами, которая заменила детям мать.  От второго брака родилось два сына. Красноармеец Валентин Николаевич Ажаев (1923-05.01.1942) погиб под Москвой, воевал в составе 1104 стрелкового полка 331-й Брянской Пролетарской Стрелковой дивизии… Второй сын Александр Николаевич Ажаев (17.08.1934 – 20.08.2014) занимался космической медициной, стал доктором наук, профессором по специальности авиационная, космическая и морская медицина. Автор и соавтор ряда книг, посвященных проблемам космической биологии, теплового стресса, проблемам человека в авиации и космонавтике. Награждён юбилейными медалями  Министерства Обороны, Вооруженных Сил, медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» и памятной медалью С.П.Королёва.

   Родина Василия Николаевича Ажаева бережно хранит память о своём именитом сыне…

   Мимо мы проезжаем.
Тихо сосны шумят…
«Здесь родился Ажаев», -
люди нам говорят.
Он – известный писатель,
всё своим брал трудом…
А в деревне – то нашей
был родительский дом…».
Босоногое детство,
золотая пора…
В речке летом купалась
досиня детвора…
Кони мчат нас в ночное,
манит дым от костра…
Вспоминаем былое
от зари до темна…


   Из автобиографии Василия Ажаева (ноябрь 1950 года, г. Москва)
«Я родился… в деревне Сотское Талдомского района Московской области. Талдом и его окрестности – родина скорняков. Эти ремеслом всю жизнь занимались отец, мать и вся моя родня. Я рос среди мастеровых людей, образование которых обычно не поднималось выше двух классов сельской школы. Из деревни мы переехали в Москву и стали жить в Зарядье…»

   После закрытия церкви в начале 1941 года были разрушены верхняя часть колокольни и главка, венчавшая ротонду купольной части, сняты кресты. Позже с южной стороны трапезной сооружена глухая кирпичная перегородка, разделившая здание на два помещения, из которых в западном располагался гараж, а в восточном склад минеральных удобрений. Западные окна южной стороны превратили в ворота гаража. В трапезной в 1978 году построена кирпичная стена на уровне восточных столбов. В 1996 году при храме Преображения зарегистрировалась церковная община. До 2014 года службы совершались во временном помещении двухэтажного каменного здания. В марте - апреле 2014 года была проведена огромная работа и 19 апреля 2014 года празднование Пасхальных богослужений уже проводилось в храме Преображения. 8 сентября 2015 года в престольный праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери прошло освящение именного колокола, подаренного нашему храму членом нашего Приходского собрания. 4 ноября 2015 года прошло освящение именного колокола и иконы прп. Серафима Саровского, принесенных в дар нашему храму.   

    В настоящее время ведутся значительные ремонтно-восстановительные работы.

В 2019 году была проделана огромная работа по восстановлению

колокольни. С января по май велись монтажно-сварочные работы по

укреплению внутренней части колокольни, а именно, была сделана стяжка из

металлических швеллеров, способствующая укреплению стен колокольни, после

чего была смонтирована металлическая лестница до верхнего яруса колокольни.

Вторым этапом было возведение строительных лесов до самой крыши

колокольни, а также частичная замена устаревших от времени лесов.

После чего была сделана крыша на колокольне

Третьим этапом, пожалуй, самым сложным и ответственным, было

восстановление утраченных архитектурных элементов фасада колокольни.

Четвертым этапом, не менее важным, было оштукатуривание

поверхности. Материал был выбран: клеевая - штукатурная смесь «Северен»,

фирмы Knayf. Этот материал был выбран не случайно, так как именно он

идеально подходит для старой разрушающейся штукатурки, имеющей большие

и глубокие трещины, проникая глубоко внутрь, создавая сцепку изнутри. Также в

состав входит известь, которая предотвращает появление плесени и грибка, что

способствует долговечности, проделанной нами работы.

Пятым этапом была покраска фасада. Здесь мы тоже подошли очень

профессионально, используя краску американской фирмы Sherwin Williams, эта

латексная краска обладает высокой стойкостью к атмосферным воздействиям,

обладает грязеотталкивающими свойствами, а также содержит компоненты,

препятствующие образованию грибка и плесени.

По окончании строительных работ были Проведены восстановительные

работы по замене старых балок, на которых издревле висели колокола. Также

были изготовлены новые кованные крепежные элементы, по сохранившимся

фрагментам, после чего был совершен подъем колоколов. Сложности были и с

поиском настоящего кузнеца! И с поиском высотного крана, так как высота до

третьего яруса колокольни составляет 30 метров, но кран должен быть выше.

Заказывали из Москвы.

Также в этом году было сделано:

- сделана отмостка по периметру колокольни и трапезной

- отремонтировано боковое крыльцо и на нем выложена плитка.

- в купольной части храма восстановили свод, арочный проем, соединяющий

Алтарь с купольной частью.

- с наружной стороны купольной части сделана отсыпка ПГС, на 50 см по высоте,

по периметру, для поднятия уровня земли, предотвращающая проникновение

воды в здание, а также препятствующая разрушению фундамента.

Татьяна Хлебянкина, г. Талдом
(по материалам сайтов «Талдомские хроники», «Дубненско-Талдомского благочиния», архивов и воспоминаний родственников В.Н.Ажаева). Автор выражает благодарность за помощь сотрудникам архивного отдела администрации Талдомского муниципального района, священнику протоиерею  Олегу Соловьеву, вдове младшего сына Ажаевых Антонине Валентиновне Ажаевой. 


Рецензии