Голубая Надежда. Задушевные беседы ч. 11

Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Мудрость индейцев


Добрые сказки

"Что такое жизнь? Это свет светляка в ночи. Это дыхание бизона, когда приходит зима. Это тень, ложащаяся на траву, и тающая на закате"
(индейские пословицы и поговорки)

  Проходили день за днём. Каждый был  особенным, необычным. На всю оставшуюся жизнь Маккензи запомнил вечера, проведённые с индейцами у костра,  и мудрые то ли сказки, то ли удивительные рассказы и истории.  Вот ещё  одна такая сказка.

Добрый охотник

   Жил-был  молодой охотник. Не только люди, но и звери любили его. Был он добрым человеком. Да и имя у охотника было соответствующее - Уоникия - "спаситель".  Всем соплеменникам помогал, даже если не просили, никогда не стрелял в оленя, если видел, что тот переплывает бурную реку, не трогал лани  с детёнышами, не нападал на койота, уставшего от погони. Не трогал лисицу, забравшуюся за птицей, даже маленькой мыши вреда не причинял, на ночь зернышко подкладывал.
  Зверю и птице Уоникия всегда оставлял кусок оленьего мяса, приговаривая:
“Зверье! Это вам!” (1)
   Медведю Уоникия всегда  оставлял чашку мёда,   ворону - кукурузные початки с поля. Даже потроха убитой дичи не выкидывал куда попало, а  бросал в озеро или в ручей -  для прокорма  рыб и другой живности. Если на охоте попадался подранок, он его выхаживал. Так набралось у Уоникии целое хозяйство. Огородил землю изгородью  и стал  называть его "Викоти Митава/"Мой лагерь". (2)
  Уоникия верил, что после смерти его душа может переселиться в другое тело, тело человека или животного.
Ибо, смерти помимо,
всё, что имеет дело
с пространством, - всё заменимо.
И особенно тело.
(Иосиф  Бродский)
   Как-то раз случилась с добрым охотником беда. Отстал он на охоте  от своего кола/друга по имени Уонэхтон.  (3)  Как он соответствовал своему имени!   Уонэхтон - "Энергичный". Вот и убежал вперед.  Когда Уонэхтон свернул с тропы, Уоникия  не заметил и пошел другим путем.  Тут на него и  напали индейцы  враждебного племени чероки.
"Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и тёмная. Иногда тёмная сторона дает нам больше знаний, чем светлая"
(Индейские пословицы и поговорки)
  Упорно сражался Уоникия,  много врагов полегло от его руки, но слишком много было чероки, да и друга Уонэхтона, ни других соплеменников рядом с ним не было. Чероки расправились с Уоникием, сняли с него скальп и  ушли, оставив полумёртвое тело на дороге.
   Первым из зверей человеческую кровь почуял волк Каканниви. Он подошёл к Уоникию, лежащему на земле, сразу же узнал доброго охотника и громко завыл, подзывая других зверей.
- У-у-у! Наш Вемэтин, брат умирает! - и Каканниви принялся лизать рану. Вскоре все звери собрались  и стали оплакивать погибшего друга.
Медведь Лиуону бережно ощупал лапами тело охотника и сказал:
- В груди ещё сохранилось тепло! Я постараюсь его поддержать.
Пока медведь Лиуону лапами согревал человека,  животные  и подоспевшие птицы  стали держать совет. На повестке был один вопрос:
"Как оживить доброго охотника?"
Только гриф-стервятник Уокуини был против.
-  Давайте лучше подождём, пока он дозреет, и съедим его!
 Ему возразили все звери и птицы.
- Нет! Нет! Мы не будем его есть! - сказал Нэхуель - ягуар.
-  Верно! Человек  - наш Вемэтин, брат! - согласилась Абукчич, мышь.
-  Вемэтин! Брат! - воскликнула Макхэкв, рогатая жаба.
- Не будем есть брата! - подтвердил Чогэн, черный дрозд.
  В обсуждении приняла участие Токэла, лиса.
- Есть одно чудесное снадобье, рецепт от бабки достался. Поднимется как миленький!
 Вот и порешили приготовить чудесное снадобье. Недолго "колдовали", получилась на редкость крепкая смесь. Было её так мало, что напоминало каплю воды. Снадобье поместилось в скорлупе ореха.
Тут сова Куку-Кугу  вмешалась:
-  Снадобье хорошо. Но живому человеку нужен скальп. Кто пойдёт за скальпом охотника? Заодно и снадобье доставит охотнику вместе со скальпом.
  Завязался жаркий спор. Спорили, спорили, оказалось, никто из  звери не решился на это. Думали, думали и наконец решили, что нужна ловкая птица. Сначала хотели выбрать орла Уомбли. 
- Ведь ирокезы считают орла очень благородной птицей, - сказала Куку-Кугу.- "Он  носит на спине чашу с росой и в дождливые дни проливает её на землю туманом", - говорили индейцы.
- Но вдруг Уомбли полетит, начнется дождь  и с его спины снадобье упадет на землю, - сказал
  Потом хотели было отправить к охотнику  колибри Чумэни.  Ведь она быстро летает и почти невидима.
- Слишком мала колибри! Даже капля для Чумэни будет тяжела, - на этот раз свое мнение высказал Уомбли, орел. - Я бы мог, но летаю, вернее парю, высоко в небе. А нужна птица быстрая.
- Я, конечно, если нужно, смогла бы, - скромно похлопала веками Чумэни, - но думаю, что с этим лучше всего справится Великий Ворон, Канги.
- И я поддерживаю колибри, - поддержал Чумэни молчавший до этого Чогэн, черный дрозд.(4)
  В конце концов решили выбрать Канги, Великого Ворона.
Ворон полетел в деревню племени чероки. Скальп  охотника Уоникия Канги увидел сразу. Он был натянут на обруч и висел над дымоходом вигвама. Ворон камнем кинулся вниз и схватил скальп. Чероки заметили его, стали стрелять из луков, но Канги взмыл так высоко, что стрелы не причинили ему вреда.
  Великий ворон принёс скальп на совет зверей, и все поняли, что кожа слишком высохла. Последние дни солнце светило так ярко, что от жары пожелтела трава на выгонах для лошадей. А скальп висел на воздухе, вот и сжался, поэтому ни Уоникия,  никто  другой не смог бы его носить. Тогда орёл Уомбли пролил на кожу несколько капель росы. Кожа стала мягкой и скальп прочно прирос к голове охотника.
  После этого Уоникию дали отведать целебного снадобья, и он сразу почувствовал, что к нему возвращается жизнь. Кровь быстрее побежала по жилам, легче стало дышать. Уоникия в блаженстве закрыл глаза и так
лежал некоторое время, как вдруг почувствовал, что понимает язык птиц и зверей. Ему послышалась чудесная песня.
- Удивительно, - подумал Уоникия. - Но я понимаю каждое слово. Раньше о таком даже думать не мог мечтать.
   Он не только понимал, но и запомнил слова  на всю жизнь. Звери просили охотника, чтобы он напевал эту песню всякий раз, как ему понадобится помощь.
- Запоешь, мы и услышим, - сказал медведь Лиуону.
- Вмиг примчимся!
- Прилетим! - подтвердили волк Каканниви и орел Уомбли, да и все остальные звери и птицы.
 Уоникия заинтересованно спросил:
- Как приготовлять снадобье, которое спасло мне жизнь?
- Когда-нибудь мы откроем тебе эту важную тайну, - ответил за всех лиса Токэла.
 Добрый охотник -  это волшебная сказка индейцев Ирокезов об охотнике, которого воскресили животные. Снадобье, которым напоили охотника, несколько напоминает живую воду в русских сказках.
  Когда Уоникия  заснул,  ему приснился сон. Нэпавин - дух сна рассказал ему легенду о появлении снов.
"Тот, кто работает на земле, не видит снов, а мудрость приходит к нам во снах"
(индейские пословицы и поговорки)
    Старый шаман Гэхедж (5) из племени Лакота решил забраться на высокую гору,  чтобы быть поблизости к богам, надеясь на озарение о будущем. И его действительно посетило видение: великий учитель и мудрец Иктоми (6) в образе паука,  заговорил с ним на древнем  языке,  понятным только старейшинам племени Лакота. (7)  А Гэхедж уже давно входил в круг самых почитаемых старейшин племени. Каждый из старейшин носил на голове обруч или венец из перьев.
   Иктоми взял у Гэхеджа его обруч из ивовой лозы, украшенный  птичьими перьями, конским волосом, бусами, бисером и начал плести паутину. При этом он заговорил с шаманом о циклах жизни:
"Человек начинает жизненный путь несмышленым ребенком. Но вот детство проходит, он взрослеет. В конце концов человек стареет. Молодым остается любой, кто не признает и преодолевает барьеры, ограничения, мешающие проявлять лучшие качества ума, души и сердца. Старым становится любой, кто попадает в ловушку подобных ограничений и обстоятельств. (8)
   Молод тот, у кого независимо от возраста живое сердце, живой и ищущий ум, кто сохраняет молодость души. Его жизнь наполнена смыслом, который он находит благодаря непрестанным поискам и усилиям, сильно, тонко и глубоко проживая все, что с ним происходит, благодаря богатству его внутреннего мира. И преждевременно быстро стареет человек любого возраста, если его сердце черствеет, душа и ум опустошены, а жизнь лишена смысла, и  о нем заботятся как о младенце. Жизненный  цикл замыкается".
  И пока Иктоми в образе паука говорил, он продолжал плести паутину от краев обруча к его центру.
"Но в каждом витке жизни существует множество сил, одни из них добрые, другие - плохие. Если ты прислушаешься к силам добра - они поведут тебя по правильному пути. Но если ты будешь слушать силы зла - они принесут тебе страдание и уведут с пути истинного. Существует множество сил и путей, которые помогут тебе найти гармонию с природой, с Великим Духом и всеми его чудесными учениями”.
 Когда Иктоми закончил свое повествование, он отдал шаману Гэхеджу сплетенную им паутину с такими словами:
”Смотри,  паутина -  идеальная окружность с отверстием в ее центре. Используй эту паутину, чтобы помочь себе,  твоим людям достигнуть своих целей и воплотить в жизнь свои идеи, мечты и видения. Если ты веришь в Великого Духа, паутина задержит все хорошие идеи, а плохие проскочат через дыру в центре".
  И последнее, что услышал Гэхедж от Иктоми, перед тем, как он исчез:
"Мы не плетём паутину жизни: мы просто вплетены в неё.Чтобы мы ни делали паутине,мы делаем себе".(9)
   Гэхедж успел поблагодарить Иктоми за полученный опыт, после этого спустился к своему племени и поведал о новых знаниях. Главным из них было учение о цикличности жизни, которую олицетворяет основа Ловца снов. (10) Срединное плетение - это паутина, которую создал паук, чтобы защитить вождя от страшных сновидений и подарить ему спокойствие.
  Сон окончательно поставил охотника Уоникия на ноги. Но когда он  открыл глаза, вокруг уже никого из зверей не было, только много-много разных звериных следов.
- Значит, мне ничего не приснилось. Спасибо вам, зверье мое за излечение! Я никогда не забуду вашу доброту!
  Рядом  в траве показалась жаба.
Уоникия "услышал":
- И мы не забудем!  Добрый охотник!
 Уоникия возвратился в племя и рассказал людям о том, что случилось с ним. О ранении, о том, как его звери спасли, о добре и зле. Особенно Уоникия остановился на сне о циклах человеческой жизни. А также своими руками изготовил Ловец снов и научил других.
   С того самого времени учение о Ловце снов передавалось от племени к племени, а старейшины создавали новые талисманы, чтобы защитить своих соплеменников.  Считается, что Ловец Снов может менять судьбу человека и его будущее.
  Индейцы  вешают  Ловец снов в домах, над кроватью, чтобы просеивать свои сны и видения. Хорошие видения отлавливаются паутиной и остаются с ними по жизни, а все зло проходит через отверстие в центре паутины и уходит прочь из их жизни. (11)
  Согласно поверью, Ловец снов обладает магическими свойствами отгонять негативные сновидения от спящего. Но для этого обязательно должно быть выполнено несколько условий:
В основе  Ловца снов - круг из ивы;
Паутина, сотканная из жил животных;
В хвосте -  перья живых плотоядных птиц.
 В настоящее время  материалы древности используются крайне редко - талисман выполняют из пластика, железа, дерева, в том числе с применением драгоценных металлов и камней.
  Ловец снов защищает подсознание человека от злых духов, навевающих дурные сновидения и потворствующих бессоннице. Особое плетение и цветовая композиция помогают притягивать положительные эмоции.
   В зависимости от способа изготовления, центр Ловца снов может оставаться пустым или быть заполнен переплетающимися нитями с бусинами или другими элементами. В первом случае оберег пропускает через себя плохие сновидения, прогоняя их, и притягивая только радостные эпизоды.
   Если центр амулета заполнен, негативные видения как бы запутываются, застревают в нем, лишаясь возможности вернуться вновь. Именно такие Ловцы требуют периодической чистки от негативной энергии.
   Самый доступный и простой способ очистить Ловец снов - обеспечить ему  доступ к солнечным лучам. Согласно учениям индейцев, светило выжигает негативную энергию дотла. Легкий ветерок поможет смахнуть "пепел", унести его подальше из дома.
  Другой способ очистки - применение собственной энергии. Но не каждый может это сделать самостоятельно. Нужны соответствующие знания,  опыт работы с различными оберегами. Обучение такому мастерству порой занимает от нескольких недель до полугода и даже больше.(11)
"Я сплету тебе ловец снов, слишком хрупкий, как паутина, с амулетом из перьев сов, камешком из песчаной глины.
...Я сплету тебе ловец снов, я вплету в него ключ от счастья, понимание всех основ, и узоров, что на запястье.
...Я сплету тебе ловец снов, не как дар и не как подарок.
С шумом моря со всех берегов.
Чтобы он защищал от кошмаров.
Я сплету тебе ловец снов..."
(Черная осень стихи.ру)
***
  Последнее время Александру Маккензи часто снились сны о родном доме. Беспокойные, тревожные. Его друг, индеец Кичи, словно почувствовал,узнал об этом и преподнес Александру  искуссно сделанный своими  руками Ловец снов и прочитал:
Засыпай, я сплету для тебя амулет.
И повешу его над кроватью твоей.

Спи спокойно, опасности ночью уж нет,
Только светлые сны, и все станет теплей.

Ловец снов принесет и подарит покой,
И сплетения нитей тебя защитят.

Засыпай, обещаю быть рядом с тобой,
Даже если дороги нас днем разлучат.(12)
***

Сплёл паутину искусный паук
В тёмном углу над моею кроватью:
Словно старинный заботливый друг,
Ловко раскинул спасительный круг,
Сетью своей собирая вокруг
Страшные мысли и злые проклятья.

И с той поры, с той счастливой весны
Стали мне сниться хорошие сны,
Добрые сны, но от блеска блесны
В час, когда солнца лучи так красны,
Режет насквозь меня огненный нож -
Ужас бросает в невольную дрожь.

Может не зря с самых древних веков
Часто пугает нас вид пауков:
В дебрях страстей, в лабиринте грехов
Ловят они среди мыслей и снов
Неводом-ситом своей западни
Самые тайные страхи твои.
(2012 Ира Вайнер)

  Если Ловец снов несет только хорошие сны, а поможет он при бессоннице?
"Не стоит жаловаться, что ты спишь три-четыре часа, лишь потому, что всю жизнь прожил с дурацким убеждением, что человеку этих часов полагается восемь или девять"
(Стивен Кинг "Бессонница")



(1) индейская сказка "Добрый охотник" на сайте otstrаха.su
(2) Викоти Митава -  "мой лагерь" по-индейски
(3)  Кола - по индейски "друг"; индейские имена:  Уоникия - спаситель; Уонэхтон - энергичный
(4)  индейские имена:
Каканниви - небольшой волк; Вомэтин - друг; Лиуону - рычание медведя;
Куку-Кугу -  сова; Нэхуель - ягуар; Макхэкв - рогатая жаба; Чогэн - черный дрозд; Токэла - лиса; Абукчич - мышь; Уомбли - орел; Чумэни - росинки; Канги - ворон.
(5) индейское имя Гэхедж - главный
(6) Иктоми не всегда был враждебен людям, иногда он помогал, так он научил людей защищаться от зла. Иктоми приписывается создание первого ловца снов (Dream Catcher).
  Согласно легендам, Иктоми выступал как сеятель раздоров и одновременно культурный герой, изобретатель человеческой речи. Он обладал способностью принимать любой облик. Считалось, что особую власть он имел над женщинами
   По преданию, Иктоми избавил людей от злобного духа по имени Ийя-пожиратель (олицетворение циклона). В сказках Иктоми чаще связан с животными, которые оказываются жертвами его бесконечных розыгрышей.
(Елисеева Л. А. сайт Библиотека по мифологии)
(7) Индейская легенда о появлении ловца снов 4stor.ru/legendi
(8) "Философия возраста. Загадочные циклы в жизни человека"
Елена Сикирич - руководитель российского отделения Международной классической философской школы "Новый Акрополь" на сайте: manwb.ru
(9) индейское изречение
(10) Ловец снов - индейский талисман, защищающий спящего от злых духов. По преданиям, плохие сны запутываются в паутине, а хорошие проскальзывают сквозь отверстие в середине. Талисман представляет собой паутину из суровых ниток и оленьих жил, натянутых на круг из ивовой ветви; также на нитку вплетают несколько перьев.
(11) "Для  чего нужен Ловец снов и что он собой представляет" 18.10.2018 на сайте: Спокойный сон. Энциклопедия сна" spokoiniison.ru/komfort
(12) стих "Ловец снов" Тара на "Поэмбук"


Рецензии