Собрано по крупицам 39. Архитектурная смесь

 
                xxx
 
  Великий древнегреческий философ  Платон, живущий в эпоху, архитектурными достижениями которой восхищались во все последующие времена, как-то сказал, что   хорошие архитекторы очень редки.
               
                xxx

  Собор Св. Петра в Риме, уже давно привлекающий к себе миллионы католиков со всего света, строился и перестраивался в течение 120 лет, на месте базилики, которая служила своеобразным надгробием апостолу Петру, принявшему мученическую смерть. Решение построить на этом месте величественный собор принял 216-й Папа Римский, Юлий II(1443-1513), известный своей властностью, воинственностью и щедрым покровительством  архитекторов, скульпторов и художников от Бога. Его портрет, кисти Рафаэля Санти(1483-1520), представляет  нам уже постаревшего, но сохранившего энергетику, понтифика.

 Первый заказ от папы на строительство собора получил выдающийся  итальянский архитектор эпохи Возрождения, Донато Браманте(1444-1514),который успел до своей кончины подготовить  проект будущего собора как центрического сооружения в форме греческого креста(с концами равной длины) с овоидальным(яйцевидным) куполом. Существует версия, что Браманте использовал  принципы строительства  армянских церквей, зарисованных Леонардо да Винчи(1452- 1519).

 После Браманте  непосредственное строительство и переход к форме латинского креста(один конец удлинен) начали осуществлять привлекающие внимание пап сменяющие друг друга выдающиеся творческие личности.Среди них  мы находим гениального художника,  Рафаэля Санти(1483-1520) и гениального скульптора и художника, Микеланджело(1475-1564), который по заказу Юлий II расписал потолок Сикстинской капеллы фресками, которые наводили на мысль, что гений в творческом отношении богоподобен.

  Микеланджело сосредоточился на проектировании и постройке купола, почти не уступающего по диаметру куполу флорентийского собора Санта-Мария дель Фьере, но  на значительно более высоком основании. Он успел построить  барабан купола. Тем не менее уже иной понтифик распорядился, чтобы сменившие Микеланджело, после его кончины, архитекторы придерживались проекта гения. Когда строительство купола было завершено, его высшая точка достигла 138 метров при диаметре барабана, превосходящего 40 метров.

  Последнему архитектору собора, вмещающему 60 тысяч верующих, пришла в голову мысль расположить на аттике(верхнем выступе фасада) гигантские(высотой около 6 метров) статуи Христа, Иоанна Крестителяи и одиннадцати апоостолов(кроме Петра), что и было осуществлено.

  После завершения строительства грандиозного по размерам собора усилия были направлены на создание внутреннего скульптурного и живописного убранства.Вместе с тем осознавалось, что площадь перед собором, вмещающая сотни тысяч верующих, должна быть достойным образом выделена неким архитектурным сооружением,создающим вместе с собором впечатление завершенного ансамбля.

  Спустя  34 года после смерти Микеландже, в Италии, в семье профессионального скульптора, родился мальчик, Джан Лоренцо Бернини(1598-1680), который станет непревзойденным мастером соборного интерьера, способным синтезировать скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное  целое, наделенное духом. Для Бернини глыба белого мрамора таила в себе нечто совершенное, освящающее жизнь, совсем как в 60-ом сонете Микеланджело:

                И высочайший гений не прибавит
                Единой мысли к тем, что мрамор сам
                Таит в избытке...
 
  При жизни Бернини  папы покровительствовали ему, обеспечивая его заказами, а очередной папа назначил Бернини  архитектором собора Св. Петра, что и позволило ему спроектировать и осуществить строительство колонады, ограничивающей площадь перед собором и завершающий величественный архитектурный ансамбль.
 
 Отметим также, что вызывающий сильный эмоциональный отклик интерьер собора Св. Петра возник во многом благодаря вкусу гения Бернини, который почти 50 лет, начиная с 1620 года, делал интерьер все более и более потрясающим.
      
                xxx

    Строительные приемы средневековых армянских мастеров включали в себя технику постройки высоко расположенных каменных арок и сводов с помощью деревянных  кружал, что позволяло обходиться без  временных опорных лесов.
    Напомним, что принципы сооружения арок и куполов были впервые разработаны и осуществлены мастерами древнего шумерского города Ур(IVтысяч. – IVв. до н. э), известного, кроме всего прочего, своими великолепными храмами, дворцами, общественными зданиями и площадями.
    В эпоху Раннего Возрождения  выдающийся  флорентийский архитектор, Филиппо Брунеллески(1377- 1446), изобрел способ кладки кирпича, позволяющий строить купол без сооружения временных опорных лесов. Ему было предоставлено право использовать этот способ для сооружения беспримерного по размерам купола собора  Санта - Мария -дель Фьере,  и  Брунеллески блестяще осуществил свой проект постройки (диаметр основания купола более 40 метров, высшая точка находится на высоте более чем 80 метров от земли).
     Купол удивительно гармонично вписался в городской пейзаж Флоренции и по праву считается одним из триумфов человеческого гения.

                xxx

  ЮНЕСКО в своей программе культурных мероприятий призывает, в частности, изучать традиционные формы архитектуры для их использования в современных условиях.
     В несколько неожиданном ракурсе вопрос о традициях находит свой ответ в следующем высказывании одного из литературных героев известного швейцарского писателя и драматырга, Макса Фриша(1911-91), архитектора по образованию:
– Что собственно значит традиция?  По-моему, это значит разрешать задачи нашей эпохи столь же смело, как наши предки разрешали задачи своей. Все прочее – стилизация и мумифицирование.

                xxx

  Феликс Новиков(р.1927), один из немногих советских архитекторов, приобретших известность за рубежом, в свое время предложил формулу:
                архитектура = (наука + техника) х искусство.
   Отводя науке второстепенную роль, Новиков опирался на дошедшие до нас великолепные сооружения древних, которые не предварялись инженерными расчетами на прочность и устойчивость. Эти расчеты заменяли здравый смысл, опыт, познания в области геометрии и перспективы, замечательное чувство пропорции и интуиция.
     Первый, кто применил научные познания в архитектуре был, по-видимому, современник Исаака Ньютона, человек разносторонних интересов в области науки, Кристофер Рен(1632-1723). Именно ему было поручено отстроить Лондон после большого пожара в 1666 году.  При восстанавливании купола собора Св. Павла, Рен провел расчеты на устойчивость купола исходя из допущения, что купол будет устойчив, если  центры тяжести его мыслимых половин будут расположены над несущей опрой.
     Хотя Рен не принял во внимание горизонтально действующих сил, купол сохранил прочность и устойчивость  до наших дней.
    Впервые горизонтально действующие силы были приняты во внимание, когда на куполе собора Св. Павла в Риме появились угрожающие трещины. Дело поручили священнику-иезуиту, проявляющему большой интерес к точным наукам, Руджеру Бошковичу(1711-87). Он привлек к исследованию причин возникновения трещин двух французских математиков, и  они вместе пришли к мысли, что причиной начинающегося разрушения купола являются горизонтально действующие силы.
    Укрепленный по их рекомендациям купол сохраняет  прочность и устойчивость до наших дней.

                xxx

   Согласно  Афинской хартии от 1933 года город должен выполнять четыре функции: жилья, работы, отдыха и движения. Несмотря на критику, эти положения остаются основой современного градостроительного проектирования.
    С середины 60-х от градостроителей начинают жестко требовать “очеловечить” город: сохранив функциональность, сделать его приятной средой обитания, то есть, создавать притягательные для психики человека места ничегонеделания – скверы, площади, фонтаны, бульвары, кафе, торговые ряды, цветовое и световое оформление...

                xxx

     Оскар Нимейер(1907-2012), выдающийся бразильский архитектор, которому, в свое время было доверена застройка новой столицы Бразилии, города Бразилиа, был непревзойденным мастером в деле создания  пластически выразительных архитектурных шедевров из монолитного железобетона в сочетании  с техническими достижениям ХХ века в области создания новых строительных.
     Когда объявили открытый конкурс на проект здания Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке  и   Нимейеру сообщили, что свой проект представил и Ле Корбузье(1887-1965), бразильский архитектор задержал представление своего проекта, чтобы не создавать конкуренции всемирно признанному мэтру. Но комиссия, которая должна была объявить имя победителя, затягивала окончательное решение, требуя от Нимейера представить свой проект. Когда ситуация неопределенности затянулась, американцам удалось убедить Нимейера  представить  проект, который и был признан наилучшим.
    А Ле Корбузье сказал Нимейеру: “Ты благородный человек, Оскар”.   
    Благородство было и оставалось характерной чертой Нимейера в течение всей его долгой жизни. Будучи убежденным коммунистом, он считал, что если бы у Хрущева  хватило бы ума и скромности, он бы не взялся  “разоблачать” Сталина.
    После исчезнвения с карты мира Советского Союза, Фидель Кастро, друг Нимейера, как-то сказал: “Нимейер и я – последние коммунисты на этой планете”.
   Когда в Бразилии выпустили из тюрем группу коммунистов, они собрались в Большом доме Нимейера, который он сам спроектировал, и  архитектор подарил этот дом коммунистам Бразилии.
   Как это не покажется удивительным, но Нимейер считал, что главное  в его жизни не архитектура, а семья, дети, вкус к жизни…
                ххх
 Идея типовой застройки возникла в США, где был построен комплекс однотипных зданий, куда вселили людей, живших на улице. Но со временем этот комплекс превратился в нечто ужасное,  напоминающее гетто. Жителей выселили, а  комплекс разрушили до основания. После чего в США был принят закон, запрещающий строить одинаковые  здания.
  Никита Хрущев(1894-1971), став руководителем СССР, объявил, что нынешнее поколение советских граждан будет жить при коммунизме, когда огромное число последних жило в условиях, когда семьи не имели отдельного санузла.      
   Хрущев распорядился создать и утвердить ряд типовых проектов жилых зданий, с централизованным отоплением, которыми должны были застроены все города Советского Союза, чтобы каждая семья имела бы свою, пусть небольшую, квартиру с отдельным санузлом.  И это было осуществлено. Самым удачным типовым проектом народ признал проект, разработанный чешскими архитекторами,  а здания с квартирами из “миниатюрных” комнат получили народное название  “хрущевок”.
  Выдающийся советский кинорежиссер, Эльдар Рязанов(1927-2015), талантливо и весело обыграл идею застройки  советских городов одинаковыми зданиям, сняв   новогоднюю телекомедию “Ирония судьбы”(1975), демонстрация которой под Новый год в России стала традицией.

  Напомним, что до Хрущева сталинская забота о человеке была основным принципом советской архитектуры. Квартиры в зданиях, получивших народное название "сталинки", отличали высокие потолки и относительно большой объем.
                ххх

   Архитектурные шедевры как правило становятся  символaми города или страны,как например, Эйфелева башня в Париже, здание Оперного театра в Сиднее, здание Оперного театра в Ереване, так называемые сталинские высотки в Москве,закладка которых была приурочена к 800-летию столицы и которые были построены наподобие  египетских пирамид, создающих иллюзию большей высоты, спиральный небоскреб в Дубае(высота 263м), известный как Башня Бесконечность, и др. 

                ххх

 


Рецензии