Жизни и судьбы, гл. 19 Я школьница

    Мишка подрос, и мама полюбила его. Она ходила с ним в лес за грибами и ягодами. Но когда с ними начали увязываться и другие собаки, она поняла, что Мишка оказывается девочка.

    Вскоре у нашего Мишки родились щенята. Они были очень красивые, и их быстро разобрали, но одного, самого красивого щенка я захотела оставить себе. Ему уже было месяцев шесть, когда маму стали упрашивать в подсобном хозяйстве отдать им этого щенка и пообещали, давать, бесплатно целый год за него молоко.

    Мама ответила, что Грозны, — щенок дочери и им надо разговаривать с дочкой.
Меня долго упрашивали, а я не соглашалась. Но когда Егор Степанович, заведующий подсобным хозяйствам, сказал, что Грозный остается моей собакой, просто к ним он поступает на службу, и они его ставят на полное служебное довольствие, кроме того, он еще будет получать зарплату, она ему будет выдаваться не деньгами, а молоком, я же смогу каждый день видеться с Грозным, когда буду приходить за его зарплатой и могу с ним играть столько, сколько захочу, я согласилась.

    В сентябре 1943 года я пошла в первый класс. Мне шел уже девятый год. Читатель очевидно, спросит: — почему так поздно? И будет в праве задать такой вопрос. В то время обучение в средней школе начиналось не с семилетнего возраста, как сейчас, а с восьми лет.   

    Наша школа–десятилетка находилась в сосновом лесу. Ее двухэтажное кирпичное здание, выкрашенное в белый цвет, хорошо смотрелось на фоне зелени и голубого неба. От нашего военного городка до школы было три километра. Но это расстояние не казалось мне тогда большим. Я с удовольствием его преодолевала в сопровождении Мишки и большой компании других собак, следовавших за мной до самой школы. Дорогой я скармливала им весь свой завтрак, — картофельные оладьи, которые мама так тщательно упаковывала в мою сумку.

    У меня был не школьный портфель, а папина полевая кожаная сумка, и в ней было столько отделений, что спокойно помещались все тетради, учебники, карандаши и ручка, а также коробочка с перьями, чернильница-непроливашка и завтрак, словом, — все, все нужное, и ненужное для школы, и еще оставалось много места.

   Сумка была универсальная и она мне очень нравилась. Я ею очень дорожила и гордилась, потому что эта была сумка моего папы. Она была совсем еще новенькая, из добротной коричневой кожи, с кожаным ремешком через плечо, который мама убавила по моему росту.

   — Вот, — сказала мама, когда собирала меня первого сентября, в первый класс, — даю тебе папину сумку. — Старайся, дочка, учись хорошо. Папа будет рад, что ты уже пошла в школу и с его сумкой.
 
   — Папа будет рад, — повторила мама, как бы про себя и глаза ее наполнились слезами.

    Вот уже больше шести месяцев мы не получали от папы писем. Что с ним? Может, ранен? А может… Нет, нет! Только не это! Просто надо понять: в напряженных боях с фашистами, человек совершенно выматывается, а когда выпадает передышка, валится, как сноп, тут уж не до письма, — старалась мама себя успокоить.


   По радио — большой черной тарелке, которая висела у нас на стене, Левитан каждый день сообщал о напряженных боях Советской армии с фашистскими захватчиками. Последние сообщения Советского информбюро, радовали нас. Наши войска одерживали победу за победой в боях с фашистской Германией…
 
   Здесь автор должен сделать паузу, и извиниться перед читателями, за свое отступление от основного текста, так как считает своим долгом дать некоторую историческую справку.

   Каждый период Великой Отечественной войны имеет свои особенности. Наиболее тяжелым был первый — с 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года, когда Советская Армия перешла в наступление под Сталинградом.

   Во втором периоде (19 ноября 1942 года — конец 1942 года) немецко-фашистские войска были разгромлены на многих направлениях, но наиболее памятными стали Сталинградская битва, Курская битва, после которой в войне наступил коренной перелом, и битвы за Днепр осенью 1943 года.

   Третий период (январь 1944 – 9 мая 1945 года) ознаменован разгромом фашистского блока, изгнанием вражеских войск за пределы СССР, освобождением от оккупации стран Европы — полным крахом фашистской Германии, и ее безоговорочной капитуляцией.
 
   К январю 1944 года немецко-фашистские войска продолжали оккупировать Эстонию, Латвию, Литву, Карелию, значительную часть Белоруссии, Украины, Ленинградской и Тверской области, Молдавию и Крым. Вооруженные силы противника насчитывали свыше 10 миллионов человек.
 
   В 1944 году перед Советской Армией стояла задача завершить освобождение от фашистских захватчиков советские земли, оказать помощь народам Европы в освобождении от фашистского ига, закончить войну полным разгромом врага на территории самой Германии.

   Наступление Советской Армии осенью 1944 года на южном направлении оказало непосредственную помощь болгарскому, венгерскому, югославскому и чехословацкому народам в их освобождении от фашизма.

   В сентябре–ноябре наши войска провели балтийскую операцию 1944 года, завершившуюся освобождением почти всей Прибалтики (29 дивизий разгромлены, около 33 изолированы в Курляндии и блокированы).

   В конце октября Советская Армия и Военно-морской флот освободили Северное Заполярье и северные районы Норвегии. Была полностью восстановлена государственная граница СССР.
 
   Таким образом, Советские вооруженные силы в 1944 году разгромили основные группировки противника.

   Только за лето и осень противник потерял 1,6 миллиона человек.
Фашистская Германия лишилась почти всех своих европейских союзников, фронт приблизился к ее границам, а в Восточной Пруссии перешагнул их.

   Именно советским народом была выиграна эта страшная война. И всю свою храбрость, мужество, стойкость, упорство и ненависть к захватчикам он проявил в полной мере, выиграв войну и освободив всю Европу от захватчиков.










 


Рецензии