Иероним Босх. 1450 - 1516. Эссе

   Сад земных наслаждений. Триптих.

   Искусствоведы до сих пор называют творчество И.Босха странным и не вполне объяснимым. Как и большинство его современников, Босх, безусловно, был человеком верующим и воспринимал мир в полном согласии со Священным писанием: Бог создал рай и человека в нем, а после  грехопадения изгнал его и, лишив бессмертия, обрек его на жизнь полную трудов и страданий; но придет Спаситель и человечество вернется в старый-новый мир – Рай, приросший Адом для не раскаявшихся. Такой представлял и изобразил картину мира художник на своих триптихах: в левой части человека в гармонии с  миром, сотворенным Богом, в центральной части – после грехопадения, и в правой – завершающую часть мироздания, спасенную явившимся мессией. Замысел в общем вполне понятный. Непонятно же, почему человек и мир изображены такими уродливыми в центральной части триптиха. Представляется, что человек и мир, созданные Богом, должны быть прекрасными – все сотворенное им прекрасно. Но человек, оставаясь внешне прежним, стал внутри духовно другим под действием измененного грехом сознания. Возникшее под действием лжи, предательства, разврата и других приобретенных пороков, это новое уродливое духовное состояние человека изобразил художник. Как должна была отреагировать природа на появление в своем лоне уродов с топорами и ножами, убивающими растения, животных и друг друга, ранее находившихся в гармонии с ней, когда львы паслись вместе с овцами, а растения в изобилии снабжали их плодами? Оставаясь прекрасным созданием Творца, природа стала враждебной человеку. Хищники стали поедать травоядных и нападать на человека, растения поросли сорняками,  болезни поразили его. Наводнения, землетрясения, холод и голод нарушили прежнюю гармонию отношений природы и человека. Задуманная Богом симфония райской жизни превратилась  в абсурдное  состояние, не свойственное  их природной сущности. Этот абсурд и изобразил художник. В состоянии утерянного смысла жизни, непонимания своего божественного предназначения человек находится  по сей день. Укрывшийся за хрупкой скорлупой современного искусственного комфорта с кондиционированием, кофеваркой и телевизором, человек  совершает сегодня греховные действия неизмеримо большего масштаба, жертвами которых становятся миллионы людей и окружающая их среда. Природа по-прежнему отторгает грехопадение, умножающееся грехами каждого вновь рождающегося поколения.  Природные и техногенные катастрофы, агрессивные действия человека во взаимоотношениях с природой и между собой лишь усугубляют абсурдно-уродливое состояние мира, изображенное  художником 500 лет назад. В этом и  заключается гениальность Босха и одновременно непонимание его творчества измененным сознанием современников.
22 января 2019 г.


Рецензии