Уроки литературы, и схема по эстетике...
I. Первая раскладка,- это уровень соматических реакций. Она здесь расположена снизу-вверх,- 4 полосы по вертикали; и этот расклад как бы отражает наши реальные движения по поверхности Земли: назад-вперёд.
Страх,- это первичное чувство инстинкта само-сохранения; он расположен по нижней полосе.
А Злоба( Аффекты,- у Д. Юма) находится на верхней горизонтальной полосе.
И между ними есть две полосы для смешивания этих чистых реакций: для патэтики(: страхо-смелости)
и для уравновешенности( злости,- осторожной: юмора и иронии).
А другая раскладка « слева-направо»( см. во II. части) будет отражать более высокие категории ума и разумных идей( Знание у Юма...).
Хорошо бы перелистать Гегеля и узнать, что он говорил об эстетике!..
Хорошо было бы узнать также, кто были учителями Белинского, и кто отваживался на анализ и литературных направлений!...
Одно для меня ясно, что аналитикам от психологии и от литературоведения не хватает своей схемы, которая бы позволила и нормальным гражданам( а не только записным критикам и дипломированным филологам) точно квалифицировать всё: от ступени и степени развитости отдельных лиц и до «литературных течений»; от отдельных произведений писателей и поэтов и до общего стилевого окраса их же.
Чёткая схема была бы полезна и для языка политиков, чтобы точнее определять «левизну»( набыченность) партий.
Для психологов интереснее была бы горизонтальная раскладка, чтобы лучше отличать шизиков от параноиков(: у шизофреников перевозбуждённое воображение; у параноиков зацыкленность на определённых идеях или воображание себя кем-то великим,- безо всяких образовательных на то оснований...).
Для педагогов эта схема могла бы помочь,- в давании правильных советов школьникам; особенно, при выборе профессии.
И моим коллегам-словесникам,- эта схема просто находка. Она может помочь разбираться в литературных феноменах и в упадках; - чтобы доказывать не вульгарно или с уклоном в социологию полезность идей; и чтобы не на пальцах доказывать, что в русской литературе произошёл определённый регресс: переход от золотого века Пушкина, через серебряный век на рубеже веков,- и до "бронзы многопудья"...
В выпускном классе я применял эту схему; и результаты были скорее положительными: ученики учились размышлять и сравнивать и сопоставлять... ( см. на схему выше...).
Благодаря этой схеме, главенствующий тогда в советской литературной школе т. н.,- « соц-реализм»,- оказывался,- «соц-романтизмом; ( см.выше). Т. е., лит-метод соц-реализма оказывался,- « неуравновешенным романтизмом и патетической трагедией», которые почти приказным порядком поступала от Горького... Это был прыжок в до-пушкинскую эпоху классицизма и критического сентиментализма; это было впадание в отрочески-юношеское состояние духа и в определённую «односторонность».
Односторонность здесь закавычена; ибо Патэтика является всё-таки смесью чувств, страха и злости, но патэтика часто есть= неустойчива и чревата( при перевесе одного из чувств): либо слепым героизмом либо паникой... Понятия Возвышенного; страстная Любовь; и воспалённая злость,- всё это здесь. Патетика свойственна отрочеству и юности; но иногда можно встретить и юных душой старушек, неистовых апологеток Ком-партии на этапах самых разных выборов в органы власти...
Но бывает иногда и так, что кто-то,- уже и почти ребёнком,- вырабатывает у себя чувства душевного равновесия; примером этого мог бы стать Тютчев, начавший писать стихи очень рано,- чуть ли не в 9 лет...
Трагический героизм и романтика поиска,- это тоже вещи больше свойственные для отрочества и молодости... Мне вспомнился Бестужев-Марлинский; я прочитал когда-то его захватывающую повесть( там были сентиментальные сю-сю и романтический порыв); но, конечно, зрелый тон Пушкина( знающий и с юмором) не перебить « страданиями новых Вертеров» от социализма. Как я уже сказал, это бы был просто душевный регрэсс.
Согласитесь, что, если ещё раз поговорить о чувствах, то золотая середина чувства достижима при обратном смешивании чувств( не от страха ко злобе, как при патэтике...),- а: от злобы ко страху. Эта сдержанная ярость приводит к уравновешенности; к состоянию духа взрослых людей, обладающих чувством юмора и умеющих иронизировать. Пример актёрский,- это= Ширвиндт... Недостаёт только научиться умению не агрессивно рассуждать( тэзис-антитэзис-синтез),- так лучше понимать других, если разговаривать с людьми не-бесспорным тоном( допускающим и свои ошибки). Это и есть само-ирония!..
Я где-то читал, что юмор возникает тогда, когда ты начинаешь высмеивать чужие недостатки... Но это вовсе не так; это говорило бы только о твоей собственной невоспитанности и хамсте. Юмор это лёгкость чувств; это полётная речь, как у актёра Андрея Миронова!..
Я не люблю -крайности; особенно, -излишние реакции при этих крайностях. Критичность может перерасти в сарказм; а от него уже недалеко до негативного выхода в реальность: до выхода в агрэссию и даже во преступления...
Хотя умеренная сентиментальность полезна. Полезна иногда бывает и злость; но только как переходность ко последующему душевному равновесию... Мне не нравился Шукшин, с его зацикленностью на теме Разина( он и сам был иногда весьма несдержан; вспомните хотя бы -его роли в кино!..).
Я однажды открыл "Круговую Цикличность чувств".
Есть типы, я их называю «злобно-патэтичные», как Ноздрёв( люди-Собаки)...
И есть типы, «спокойные и со чувством юмора», как выше-упомянутый А. Шырвиндт( люди-кошки)...
При этом; я добавил бы ещё третью точку для этих двух видов зацыкленности. Волко-быки имеют изначальную точку отсчёта,- Злость и агрессию, подкреплённую Патэтикой( ещё 2-е точки...).
А условные юмористы и ироники изначально = сентиментальны и осторожны( зайцо,- львы...).
Это иногда внушает соблазн злобникам напасть или поиздеваться над добряками. Но в итоге окажется, что они играли с огнём. Я однажды наблюдал по телику сцену разборки льва со гиеной; она взбеленилась и стала нападать на львиц во стае. Те избегали контакта с этой сумасшедшей; а вот лев вышел из себя и, догнав патэтку, "прикусил"... Для России же более принято сравнение с медведем; на неё лают бешено со всех сторон окружающие её поляки и иже с ними( и так далее...).
Хотя судьба иногда играет с поэтами злую шутку, когда эти заверченные романтики, конфликтуя, иногда побеждают спокойных ироников. Пушкин создал Онегина, который на дуэли убивает романтичного патэта Ленского; но в реальной жизни гений Пушкин погибает от романтика-искача Дантэса.
Похожая ситуация была и у Лермонтова; его персонаж-Печорин убивает романтика-Грушницкого,- но в жизни сам Лермонтов гибнет от руки романтика Мартынова, который тоже кого-то там из себя корчил...
Или,- и это,- тоже-ж= ирония жизни. Авторы иногда убивают своих персонажей, чтобы доказать какую-то прогрэссивную мысль. Однако и у Достоевского в его романе «Подросток», встречающийся там Социалист в конце концов вешается; после того как подросток высказал тому главный буржуазный принцип: возьмите с меня налог,- и отцепитесь от меня,- до следующих выборов!.. Хотя само-убийство Маяковского, доказывает пророчество Достоевского: банкротство идеи было угадано... Самоубийство А. Фадеева, из того же ряда; скольких он не спас, воспевая притянутых за уши коммунистов в Молодой гвардии!?.
А в жизни трагико-романтики и зазнайки(социалисты) пришли в России ко власти и 70 лет ставили эксперимент по выжыванию без полезных буржуев?!. ( «Партия= ум-честь и совесть нашей эпохи»,- врали они себе и люду...).
Когда нет собственных мыслей, человек превращается в раба своих чувств; и он охотно подчиняется разным проходимцам, как сказал кто-то. В религии есть несколько линий: уравновешенности чувств; не зазнайства( смири гордыню); и,- не переборщи во страстях( не прелюбодействуй...). Но здесь во схеме я беру пока что только линию смирения,- не боязнь бояться...
У меня есть соблазн, расположить расклад по чувству в прямом смысле вертикально; тогда Христос находился бы на 1-ом этаже, поближе к почве... Ибо свойство отрываться от Земли( в прямом и переносном смыслах) принадлежит злым силам; и, в какой-то степени, демонизму... Хотя расклад( вперёд-назад) более точен.
Схема по чувству, сравнительно и из разных источников( в т. ч. сдвоенные точки и тире= показывают границы колонок...):
Адр.\Нор. ;; Религия ;; Др.греки ;; По Белинскому ;; По Павлову ;; По возрасту ;; Политика
злоба ;; антихрист ;; холерик ;; критики ;; активный ;; юность ;; крайне-правые
не-злость ;; милосерд ;; сангвиник ;; юмористы ;; уравновешен ;; зрелость ;; середина
злой страх ;; бесовство ;; флегматики ;; патетики ;; неуравновешен ;; отрочество ;; левые
страх ;; Христос ;; меланхолик ;; сентименталы ;; пассивный ;; детство ;; правые
Хотя, в какой-то степени, флегматики,- тоже уравновешенные; но они погружены в собственные мысли...
Патетики и Критики склонны отрываться от реальности и даже искажать её( хотя чистые критики искажают меньше...).
Исторически( или и в личном плане) предпочтительней: страх или любовь без примесей и сдержанная активность... Так сказать, не осатаневший Христос( Маяковский); а,- приземлённый демон( Есенин!..).
Прибегая ко животным сравнениям; Центристы,- это= осторожные львы; тогда как т. н. Патриоты, это освирепевшие травоядные( ёжико-быки...).
После героического индивидуализма Высоцкого и неуловимой свободной тональности Пугачовой, трудно будет писателю Распутину вернуть наше общество во былое мечтательное отрочество и во псевдо-реализм( было так, что тот попытался призвать всех к осторожности или,- к бездействию...).
Хотя, после прогрессивного появления гениев,- в истории возможен также регрэссивный приход в литературу и неполных однобоких личностей; так после сложного Шэкспира,- в Англии,- пришел примитив Байрон; а после много-стороннего Пушкина,- съоднобочил Лермонтов...
На моей схеме,- Градации по чувству,- из изначальных 4-х полос,- разбились ещё на нюансы преобладания одного из чувств: до, минимум, 8-ми полос. Например; Ежики= 2 страха+ 1 злоба. Быки= 1 страх+ 2-е злобы. Или; юмор= 2-е злобы+ 1 страх; ирония= 1 злоба+ 2 страха...
У маньяков, вероятно, генетическая Тройная доза злости...
Актриса Доронина и актёр Смоктуновский = одного сентиментального поля ягоды; с изрядной долей перебора по "маниловщине"...
II. Горизонтальный расклад, начиная слева направо
( Эпос и Лирика; и 2-е их смешанности,- Романтика и Фантастика; с нюансами разной степени дозировок первичного Эпоса и третичной Лирики между ними)...
А начиналось-то всё у меня когда-то с первичной тогда ещё примитивной раскладки,- по горизонтали: «художник;; мыслитель;; и,- смесь того и другого,-была некий "гений».
Хотя, как потом оказалось, гений гению= рознь!..
То это= умный рассказчик(: Гоголь,- 1-ый художественный вариант гения);
а то,- это= образное мышление; или(: Достоевский,-2-ое: лирично-эпичный или фантастический гений!..).
Это( воображение или мыщление) более сложные категории, чем соматика чувства( чувства на схеме: по вертикали...). Ведь фантазия или воображение даны не всем. Со другой стороны; подняться до уровня чистых Идей и Патентов, это тоже не для всех эпиков достижимо... Согласно с асимметрией мозга и распределением разных функций по мозговым полушариям; мы выстроим нашу раскладку по делящей вертикальной линии так: слева,- самая крайняя вертикальная полоса,- для людей с хорошим воображением и зрительной памятью; а справа с края полоска,- знатоки и носители идей и само познание.
Правшы= гении, ученые и предприниматели; а Левшы= художники словом... Хотя это не бесспорно.
Во схеме для Эстетики: Эпос и Лирика, это крайности и противоположности; эпос слева а лирика справа. И между ними, по своим вертикалям располагаются смешивания этих первичных простых родов литературы:
1. Эпос.
2. Лиро-эпос. Романтика( после трагедии). Автор= рассказчик... Лирическое повествование; умный показ; типизация; думающее воображение. Художнику,- Гоголевский взгляд!... Здесь же уместно было бы разместить и Андрея Битова; задача изобразительная превалирует над мышлением...
3. Эпо-лирика. Фантастика( образное мышление). Автор растворяется во своих героях... Воплощение идей; Драма, где персонажы носятся со своими идейками... Баснописец Крылов и романный драматург Достоевский,- типичные представители славной когорты образных знатоков. Обвинять их в недостатке художественности были бы не по адресу( это хлеб эпиков и лиро-эпиков...).
Лирика.
В таблице,- для Родов Литературных,- это выглядело бы так:
Эпики; из газет ;; Романтики ;; Фантасты ;; Лирики
Гончаров(Об.ист.) ;; Радищев ;; Достоевский ;; Маяковский
Толстой Лев ;; Гоголь, Битов ;; Пушкин ;; Державин
Солженицын ;; Лермонтов ;; Горький ;; Есенин
Шолохов ;; Высоцкий ;; Крылов; Ж.Верн ;; Фет
Однако; Высоцкий одновременно стоит рядом со Гоголем и Битовым: по заряду юмора...
Не претендуя на окончательное решение по каждому автору и оставляя за собой право на ошибку, мы объединяем обе раскладки( по Чувству-Аффектам и по Уму-Знанию),- смотрите на схему сверху!.. По преимуществу: ( см. выше...).
В Пед-институте у нас был хороший философ, Н.П. Тыщенко... Так он, анализируя «Капитанскую дочку» Пушкина по главам и вначале по триадам пройдясь, вышел на похожую раскладку: 4 на 4( лирические моменты и эпические картины...). Так там, вместо некой главы стояла просто дата: какого-то декабря... Якобы этого числа автор закончил свою повесть... На самом деле( это было число,- восстания декабристов...), таким образом Пушкин зашифровал свою оппозиционность царям; он своим Пугачёвым как бы погрозил им... При всём при том, что сам Пушкин вовсе не был сторонником восстаний( вспомним -его слова о русской смуте и о бунте,- бессмысленных и беспощадных...).
Вероятно; во времена Пушкина уже ходили по рукам похожие схемы( не от Дэвида ли Юма?..). Известно также, что Пушкин подсказал сюжет «Мёртвых душ» Гоголю; и я думаю, что и некоторые характеры могли от его подсказки произойти...
Каждый автор развивается по-своему. Кто-то стремится ко универсальности и эволюционирует: Пушкин и Достоевский...
А кто-то буквально деградирует, подражая злому лиризму Некрасова и Лермонтова. Маяковский ограничил себя настолько, что съехал к однобокому Ломоносову: одо-писателю не поневоле...
Учебники доныне пугают футуризм; хотя это было единственно-ценное во талантливом иллюстраторе марксизма.
Лев Толстой много-обрАзен; он интересен тем, что часто не мешал эпос со лирикой; и поэтому он велик и в том и во другом: и в силе изобразительных полотен: и в умении философствовать( В. и М.,- из высшей математики глава в конце романа...). Хотя и образности мышления у него тоже можно поучиться( Хаджы-Мурат и колючка у дороги...).
Горький во пьесе «На дне» ещё пластичен. Бессовестное зазнайство возгордившихся босяков,- есть=,- удачный адекват формы для попытки романтизировать будущий бандитизм большевиков.
В романе «Мать» он поступил, как Фадеев, наступив на горло своей собственной песне. Из соцыал-демократа в жызни, он создаёт упёртый образ Павла,- теперь уже большевика... Враньё, по методу соц-реализма.
Загадаю загадку; если раз-графить как шахматную доску нашу схему, то соотношение авторов с их героями будет: в одном случае,- белыми клетками; а во другом,- чёрными?.. ( Здесь я сделал намёк на персонажей Гоголя и Битова...).
От иногда глупой маски повествователя, зависит максимальное попадание и растворение в образах.
Контрапункт героев, как способ оставаться беспристрастным... Антиподы,- это часто почти готовый сюжэт для многих произведений...
От чистой критики,- на одну чувственную операцию ближе ко взвешенности характера и к юмору,- чем от запутанной модэли патэтизма... Горький-Радищев,- и тот же цэнтризм Пушкина!..
В общем; дополняйте эту схему своими выводами, коллеги! С учётом двух изотопов-инотипов в каждой полосе, мы имеем: 64 + 4 = 68 разновидностей характеров. 4 добавления,- это= выходы за эту схему; ненормальности: маниловщина или бандитизм; и шизофрения или паранойя...
Дэвид Юм добавлял ко своим Знанию и Агрэссии третью составляющую: Моральную оценку. И это перекликается со другой моей схемой; 15-падежный треугольник. Его можно увидеть на входе в резуме на сайте Стихи-ру.( ссылка- взглянуть: https://www.stihi.ru/avtor/kitnjak56 ). И что удивительно; эта здесь приведённая вся обширная схема для эстетики вписывается всего лишь во 4-ре клетки( этого 3-ё-функционального)-круга: во синюю, красную и во две фиолетовых клетки!..
Здесь недаром во схеме присутствует кубик Рубика. Я добавлял по вертикали ещё функцию Пола или Секса. Нижние две полосы принадлежали: нежности Дев и Любви на переходе к верхней полосе,- Секса. И здесь появляется уже роль для мужчины; хотя роль женщины ещё не заканчивается: после периода Секса, она должна заманить его в путы или в тенеты Брака, соблазнив его перспективой,- имения собственных детей!..
Подытожим раскладки;
Соматика чувств:
Страх-Патэтика-Гнев-Юмор...
Умственное развитие:
Эпос-Романтика-Лирика-Фантастика...
Сексуальные отношения:
1. Дева млела-
2. Она полюбила и открылась(: письмо Татьяны Онегину!..)-
3. Мужик созрел до поллюций; и захотел и смог.-
4. Во брак захомутали...
Если совсем кратко: платоника-любовь; секс-брак и дети.
Если добавить ещё временнЫе отношения, то мы будем иметь:
(( 64 + 4 выхода из кв-омба) + ( 64 временнЫх варианта - 4 уже учтённые)) * 4 сексуальных варианта = 512 оттенков характеров.
И это ещё без учёта сексуальных аномалий(: старых дев или насильников). Умножьте 128 вместо 4-ёх на 6; итого было бы: 768 вариантов для создания типов-персонажей..). Здесь будет ссылка на объединительную схему,- по Юму и по Лису... Вот и она, в отдельной под-статье: http://www.proza.ru/2019/01/25/1217
При этом я вовсе не учитываю сексуальные меньшинства; да и зачем их учитывать; -тех, кого временно в чём-то заклинило-закоротило!?..
Религиозная мораль,- будучи пред-наукой, выдвигает,- после оценочных манипуляций,- моральные императивы,- по всем 3-ём линиям:
1. Не пре-зло-действуй( не убей; но морду набить иногда полезно...).
2. Не пре-умо-действуй( не возгордись запредельными знаниями!..).
3. Не пре-любо-действуй( не насилуй и будь верен жене!..).
При современном уровне развития науки, оценивание( в т.ч. и моральное) соответствует совокупности наук: теории множеств; теории вероятностей; и просто прилагательности и соотнесённости...
Аминь!..
( Рисунок,- автора. Дополнения,- возможны...).
Свидетельство о публикации №219012300103