Божественная мать

                БОЖЕСТВЕННАЯ МАТЬ
        Божественная Мать это Сознание и Сила Божества, Мать всего сущего.



                ДУША И БОЖЕСТВЕННАЯ МАТЬ
Истина каждой воплощенной души на Земле в том, что она является частицей Божественной Матери и проходит школу Неведения для того, чтобы постичь истинность собственной сути, быть инструментом Божественного Свершения и выполнять свою работу здесь.

                МАТЕРЬ МИРА
Ишвари Шакти, Божественная Сила-Сознание, Матерь Мира становится посредником между вечным Единым и проявленным Многообразием. С одной стороны, активностью энергий, получаемой от Единого, она осуществляет проявление многообразия Божественного во Вселенной, заключая в себя и выделяя из своей субстанции, простершейся в бесконечность их бесчисленные формы, а с другой, вновь поднимая потоки тех же сил, она ведет их назад к Тому, от которого они произошли, так что душа в своем эволюционном развитии может с каждым разом все более и более приближаться к Богу, вновь обретая постепенно свой божественный характер. Хотя она и утверждает всеобщий, универсальный механизм, не в ее характере быть бездушным Надзирателем, мысль о котором приходит в голову при первом, поверхностном знакомстве с Пракрити, Природной Силой. Нет в ней и Нереального, творца иллюзий или частичных искажений, которые обычно приписываются Майе. Напротив, для пробуждающейся души становится все более понятно, что здесь присутствует сознательная Сила одной субстанции и природы со Всевышним, от которого она произошла. Если вначале нам и кажется, что она ввергла нас в Неведение и Бессознательность, осуществляя некий план, который мы понять не в силах, если силы ее предстают перед нами, как непонятные силы вселенной, то очень скоро становится ясно, что трудится она над тем, чтобы развить в нас Сознание Божественное, и что, хотя сама и пребывает много выше, старается возвысить нас до своей высшей сути, все более и более раскрывая перед нами сущность божественного Знания, Воли и Блаженства. Даже во власти Невежества душа искателя приходит к пониманию ее сознательного руководства, поддерживающего его шаги, и выводящего его тем или иным путем, прямым или окольным, из темноты в свет большего сознания, от смерти к бессмертию, к высочайшему благу из ада и страданий, к блаженству, о котором его человеческий ум может мыслить пока еще лишь как о недоступной святости. И, таким образом, ее могущество для нас становится освобождающим и динамическим, преображающим и эффективным - не только создающим вещи такими, какие они есть, но и такими, какими быть они должны быть.

*************
Дурга - оберегающая сила Матери.
Дурга на льве - это символ Божественного сознания, действующего через одухотворенную физико-витальную и витально-эмоциональную силу.
Лев - атрибут богини Дурги, победоносный и оберегающий образ Матери Вселенной. Голова смерти - символ асура (противника богов), поверженного и убитого Божественной Силой.

***************


Только сочетанием двух сил - упорного, неугасимого стремления, взывающего снизу, и высочайшей Милости, даруемой в ответ - возможно выполнить то, на что направлены все наши усилия: наш грандиозный, многотрудный замысел.

Но высочайшая Милость дарована будет только в условиях Света и Истины, для нее неприемлемы условия Лжи и Невежества. Ибо, потворствуя Лжи, она изменяет своему предназначению.

Вот условия Света и Истины, единственные условия для нисхождения высшей Силы; но только величайшей, супраментальной, Силе, нисходящей свыше и помогающей открыться снизу, под силу овладеть физической природой и одолеть те трудности, которые она в себе несет... Нужно сдаться целиком и со всей искренностью, быть предельно открытым божественному Могуществу, всегда и во всем признавать нисходящую Истину и также всегда и во всем отвергать Ложь ментальных, витальных и физических Сил и Проявлений, во власти которых все еще находится земная Природа.

Пусть даже вы открыты в чем-то Истине, но если есть в вас где-то постоянная открытость силам зла, не ждите, что божественная Милость с этим примирится. Храм должен содержаться в чистоте, чтобы в нем могло обитать живое Присутствие.

Если всякий раз, как Сила входит и приносит Истину, вы от нее отвращаетесь, вновь привлекая уже однажды изгнанную ложь, то не божественная Милость, а ложное своеволие и недостаточная преданность будут виною вашему падению.

И будете всегда в опасности, и будете оставлены божьей Милостью, если что-то в вас, несмотря на ваше обращение к Истине, прельщается ложным, невежественным, небожественным, или не желает отречься от них полностью. Поймите вначале в чем вы не правы или невежественны, настойчиво отвергайте это, и только тогда вы вправе просить божественное Могущество о преображении вашем.

Не думайте, что в храме, посвященном Богу, дозволено ужиться будет вместе истине и лжи, тьме и свету, самоотверженности и эгоизму. Преображение должно быть всеобъемлющим, а значит полным и отказ от всякого противодействия ему.

Не обольщайтесь мыслью, что божественная Сила исполнит, обязана исполнить будет все за вас сама, хотя бы вы и не отвечали условиям, диктуемым Всевышним. Вначале сдайтесь искренне и целиком, и лишь тогда даровано вам будет остальное.

За всем, что происходит во Вселенной, за каждым действием стоит Господь, представленный своею Шакти, но он сокрыт от взоров Йога-майей и в низшем мире явлен в эго Дживы.

И в Йоге сам Господь - и Ученик (садхак), и Путь его (садхана); ведь это его Шакти светом, силой, знанием, сознанием, Ананда, воздействует вначале на его Адхар, а открыв его, вливается в него божественными токами, которые дают жизнь Садхане его. Но до тех пор, пока активна низшая природа, необходимо личное усилие Ученика.

Только Милость Божественной Матери и ваше, созвучное ей, внутреннее отношение, рождаемое верой, искренностью и преданностью, могут защитить от опасностей, страхов и несчастий жизни. Пусть вера ваша будет чистой, безупречной, совершенной.  Эгоистичная вера ментального существа и витальности, зараженная честолюбием, гордыней, тщеславием, высокомерием ума, витальным своеволием, личными притязаниями, жаждой мелких удовольствий низшей природы, не более чем слабое, коптящее пламя, бессильное взметнуться до небес. И пусть жизнь ваша будет посвящена только божественной работе, только проявлению божественного. Не желайте ничего, кроме чистоты, силы, света, безграничности, спокойствия, Блаженства божественного сознания; примите настойчивость его стремления преобразить и возвеличить ваш разум, жизнь и тело. Не просите ни о чем, кроме божественной, духовной, супраментальной Истины, кроме претворения ее в земных условиях, претворения в вас и во всех тех, кто призван и избран, не просите ни о чем, кроме условий, необходимых для ее воцарения, для победы над всеми противоборствующими силами.
Четыре Могущества Матери, четыре ее явных Ипостаси – это четыре качества, четыре воплощения ее божественности, с помощью которых она воздействует на свои создания, организует и приводит в гармонию все творчество мирового процесса, руководит проявлением великого множества собственных сил. Ибо Мать - одна, едина, но пред нами она предстает в разных качествах; одни из них силы и индивидуальности, другие - эманации и Вибхути, ведущие ее работу во Вселенной. Та Единая, которую мы почитаем как Мать, являет собой божественную Сознательную Силу, и царит над миром; она едина и вместе с тем настолько многогранна, что проследить за действием ее не под силу даже самому живому уму, самому свободному и самому широкому интеллекту. Мать - это сознание и сила Всевышнего, и она превосходит все, что создает сама. Однако некоторые из ее состояний все же можно понять и ощутить в ее воплощениях и более доступных, в силу их большей конкретности и определенности, образах богинь, в которых она соизволяет предстать пред своими созданиями.

Мать представлена в трех конкретных формах бытия, которые начинаешь постигать, когда соединяешься с той Сознательной Силой, которая поддерживает и Вселенную, и нас с вами. Первая - непостижимая, трансцендентная, она являет собой изначальное высочайшее Могущество, Шакти, царящую над мирозданием и связывающую творение с непроявленной тайной Всевышнего. Вторая - Вселенская, космическая Махашакти; она дает жизнь всему сущему, наполняет собой, проникает в него, поддерживает и руководит всем бесконечным многообразием процессов и сил. Третья - индивидуальная, личная, она воплощает в себе могущество этих двух больших форм ее существования, оживляет их, приближает к нам и исполняет роль посредника между человеческой личностью и божественной Природой.

Мать не только управляет свыше, но и сама нисходит в эту низшую Вселенную трех миров. В безличном виде все, что здесь представлено, даже проявления Неведения - это тоже она, хотя и в скрытой форме; творения ее являются уменьшенным вариантом ее Природного тела и ее Природной силы, и существуют они только потому, что, движимая таинственным указом Всевышнего произвести на свет то, что пребывало в бесконечности лишь в скрытом виде, она соглашается на величайшую жертву и одевает на себя, подобно маске, образ и формы Неведения. Но она снизошла до того, что лично погрузилась во Тьму, чтобы вывести ее на Свету, спустилась в Ложь и Заблуждение, чтобы превратить их в Божественную Истину, вошла в мир Смерти, чтобы возродить его к Жизни, достойной Богов, опустилась в этот мир боли, скорби и страдания с тем, чтобы он завершился преобразующим экстазом высочайшего Блаженства, Ананда.  От большой и глубокой любви к детям своим согласилась она облачиться в покровы тьмы, изволила терпеть атаки, мучительное действие могуществ Лжи и Тьмы, прошла через врата рождения, а значит и смерти, взяв на себя страдания и скорбь творения, поскольку, видно, только так возможно этот мир возвысить к Свету, Радости и Правде, к Жизни вечной. Эта величайшая жертва, именуемая иногда жертвой Пуруши, при более глубоком всесожжении Пракрити превращается в жертву Божественной Матери.

Державная  Махешвари обитает в просторах выше разума и воли, очищая и возвеличивая их до состояния мудрости и безграничности или погружая их в великолепие свое. Ибо она есть Та, которая могуществом и мудростью раскрывает перед нами бесконечность супраментальных миров, выводит на космический простор, к великолепию Света высочайшего, к сокровищнице знания чудесного, к неизмеримому ритму извечных токов Матери. Спокойна она и дивно-прекрасна, величава и всегда безмятежна. Смутить ее невозможно, ибо в ней сама мудрость; то, о чем она желает знать, нельзя от нее утаить; она постигает все живое и неживое, их природу, то, что движет ими, закон мира сего и сроки его, все то, что было, есть и будет. Дана ей способность все сущее принять и овладеть им; ничто не может устоять перед ее безграничной, непостижимой мудростью и благородной, спокойной силой.  Выдержанная, терпеливая, неизменная в своем решении, она обходится с людьми согласно их природе, а с миром неодушевленным и его явлениями - согласно Силе их и той истине, что в них заключена. Лишена она всякого пристрастия и только исполняет волю Всевышнего; одних возвеличивает, других отвергает или отстраняет от себя, во тьму. Мудрым дает мудрость еще большую и более глубокую, способных видеть милостиво наставляет, на злобливого налагает последствия его злобы, невежу и глупца ведет сообразно их слепоте. Она отвечает каждому и управляет разными элементами его природы в соответствии с их потребностями, побуждениями и тем ответом, который требуется; она либо воздействует на них, либо оставляет взлелеянную ими свободу, открывающую путь или к обогащению средствами Невежества, или к погибели. Однако сама она царит над всей вселенной, свободная и ни к чему не привязанная.  Но в то же время у нее, как ни у кого другого, сердце вселенской Матери. И сострадание ее неисчерпаемо, безмерно, все - дети ее, части Единого, даже Асур, Ракшас, Пишача - те, кто восстал и озлобился. Даже неприятие ее - временно, а наказание - милость.  Но сострадание не ослепляет мудрости ее, не отклоняет ее действие от выбранного курса; так как ей дороже всего Истина вещей, и знание - оплот ее могущества, а ее дело и нелегкая задача в том, чтобы возвысить нашу душу и природу до божественной Истины.

Иной природы  Махакали. Могущество ее не в безграничности, но в выси, не в мудрости, но в стойкости и силе. Ей свойственна неодолимая настойчивость, могучая страсть сил, божественный неистовый напор, сокрушающий любые преграды и препятствия. Вся божественность ее в величии бушующего действа, ее предназначение стремительность, мгновенно выполненный ход, быстрый и точный удар, прямая атака, сметающая все на своем пути. Ужасен лик ее Асуру, неумолима и безжалостна она к тем, кто восстал против Бога, она - Воительница Мироздания, та, кто никогда не отступает.  Нетерпимая к несовершенству, она сурово обходится со всем, что есть в человеке недостойного, непримирима ко всему, что упорствует в своем невежестве и темноте; страшен и незамедлителен гнев ее в ответ на проявления предательства, лжи, злого умысла, одним движением уничтожает злую волю ее карающая десница. Она не терпит равнодушия, нерадивости и лени в божественной работе и острой болью пробуждает, если нужно, нерасторопного соню или недотепу. Стремительный, открытый, искренний порыв, неограниченные и абсолютные движения, подобно пламени ввысь взмывающая устремленность - вот свойства Махакали. Дух ее неукротим, ее видения и воля, подобно полету орла, возвышенны и недоступны, поступь восходящая стремительна, а длань открыта, готовая разить и помогать. Но она ведь тоже Мать, и любовь ее также же сильна, как яростен гнев, а доброта глубока и безмерна.  Когда же ей дано вступить в игру, вмиг рушатся, подобно миражам, неодолимые препятствия, отступают наседавшие враги. И если гнев ее устрашает зло, неистовство ее напора болезненно для слабого и робкого, великие, благородные и сильные любят и чтут ее, ибо знают, что, нанося удары по тому, что протестует в их природе, она придает им силу и совершенную правду, точно обрушивает их только на то, что искажено и извращено, изгоняя все нечистое, порочное.
Великая Мать проявляет не только Мудрость и Силу, в ее природе есть иная, не столь явная тайна, без которой Мудрость и Сила не будут совершенны, а совершенство не достигнет полноты. Их превосходит чудо вечной красоты, неуловимая загадка божественных гармоний, чарующая магия неотразимого космического обаяния и того притяжения, которое влечет друг к другу предметы, силы, существа, удерживает их вместе и заставляет встречаться и соединяться с тем, чтобы скрытое Блаженство, Ананда, могло вступить в игру и, оставаясь незримым, слагать из них свои ритмы и образы. Так проявляется Махалакшми, и нет у Божественной Шакти более привлекательной и милой сердцу воплощенных существ Ипостаси.  Слишком безмятежной, величественной и неприступной может показаться человеческой земной природе Махешвари, а немощи ее не просто вынести стремительность и грозность Махакали; но к Махалакшми все обращаются радостно и с надеждой. Поскольку от нее исходит очарование упоительной сладости божественной; быть подле нее - глубочайшее счастье, ощутить в своем сердце - значит наполнить восторгом жизнь, сделать ее сказочной; подобно солнечному свету, излучает она изящество, обаяние и нежность; все, удостоенное ее ласкового взгляда и отмеченное ее чудесной улыбкой, пленяет душу и погружает в глубины неизмеримого счастья.  Прикосновение ее чудотворно, его воздействие, незримое и бережное, очищает разум, жизнь и тело, а поступь пробуждает к жизни живительные родники упоительного Блаженства, Ананда.

Однако нелегко удовлетворить требованиям этого очаровательного Могущества или сохранить его присутствие. Гармония и красота разума и души, гармония и красота мыслей и чувств, гармония и красота всех внешних действий и движений, гармония и красота жизни и того, что нас окружает - вот условия Махалакшми.

Существуют и другие великие Ипостаси Божественной Матери, но им труднее было опускаться вниз, и они не столь заметны были в духовной эволюции Земли. Есть среди них такие Проявления, которые незаменимы для достижения супраментального мира, и это, прежде всего, - Ипостась загадочного и неодолимого экстаза и Блаженства, Ананда. Только оно одно способно заполнить пропасть, разъединяющую неприступные вершины супраментального духа и бездны Материи, - Блаженства, владеющего ключом к восхитительнейшей божественной Жизни, и даже сейчас из своих пределов скрытых содействующего работе остальных Могуществ мироздания. Но ограниченная, эгоистичная и темная природа человека не в силах воспринять такие Проявления или содействовать их мощному движению. И лишь только тогда, когда все Четыре Силы утвердят свою гармонию и беспрепятственное действие в преобразованном разуме, жизни и теле, а остальные, менее известные, Могущества смогут проявить себя в земной природе, только тогда станет возможным супраментальное движение. Когда же все Ипостаси воссоединятся и проявятся в ней, и их независимые действия сольются в гармоничное единство, а сами они обретут в ней свою супраментальную божественность, только тогда Мать откроется, как супраментальная Махашакти, и явит миру светлые возможности из сфер своих невыразимых. И тогда природа человека сможет стать живой божественной природой, поскольку все основные струны супраментальной Истины Сознания и Истины Могущества будут настроены созвучно, и арфа жизни зазвучит в такт ритмам Вечности.

Шри Ауробиндо.


Рецензии