Потребители и жертвы. Охота на слова

Так получилось, что вскоре после визита Егора Гайдара в Челябинскую область жарким летом 1992 года я понял, что реформы совершаются не в интересах нашего народа. А ведь я верил Гайдару и возмущался, почему его не назначили сразу главой правительства.

А тут сам Гайдар меня в этом убедил, что на реформы надеяться нельзя. А виной тому – его руки. К тому времени я уже лет пять, нет, гораздо дольше, лет восемь, коллекционировал рукопожатия. Круг общения у заведующего партотделом вечерней газеты миллионного города огромный, вот я и решил запоминать, у кого какое рукопожатие. Сперва вёл небольшой учёт в общей тетради, а потом – в компьютере.

Несоответствия между словом и рукопожатием я заметил после встреч с Григорием Явлинский. Он рассказывал, что он был чемпионом Украины по боксу, а рука мягкая, совещания и встречи, которые он назначал, никогда вовремя не начинались. Он увлекался разговором с тремя-пятью собеседниками, хотя знал, что в это время его ждут не меньше тысячи человек. Чем больше я узнавал Явлинского, тем больше убеждался, что не выполнить  обещанное для него  в порядке вещей, мало значит и не сдержанное им слово. Его программы «300 дней» или «500 дней» были ориентированы на быстрый захват общегосударственной собственности и передачу её в частные руки. Мягкая рука доказывала, что он не был самостоятельным, это чей-то проект.

У Егора Гайдара рука оказалась ещё мягче и ещё безвольнее. Меня это так удивило, что я напросился сопровождать Гайдара и посетил многие встречи, даже закрытые для прессы. Губернатор Вадим Соловьёв мне это позволил. Мои ожидания самого нехорошего развития событий подтверждались, более того, Гайдар  высказался на встрече с промышленниками и финансистами, что нельзя допустить, чтобы рубль по отношению к доллару укреплялся, тогда наше сырьё никто покупать не станет.

 И хотя я человек острожный и на рожон стараюсь не лезть, тут допустил серьёзный прокол. Вёл рубрику на первой полосе  «Пульс реформ», небольшие заметки по конкретному поводу, а тут неосторожно ваучер сравнил с разновидностью лапши, вешаемой на уши, а пульс реформ  - с пульсом мертвеца. Маленькая заметка «Какой пульс у мёртвых реформ». Я чувствовал, но нигде не проговорился, что реформы делаются в интересах западного, иностранного капитала. И всё равно меня отстранили от освещения проблем  политики, управления, общественной жизни и реформ.

Я не хотел падать духом. Но…Меня парализовало помимо моей воли – защемление лицевого нерва, и я две недели провёл в нервном отделении горбольницы. Готовился к худшему, к увольнению.  Такое в нашей редакции уже было. Меня оставили в штате. Дали возможность выпускать целевые страницы по защите прав потребителей. И если попытки опереться на частные структуры и выпускать страницы типа «Купеческий дом» у меня не совсем получались – я так и не научился привлекать деньги инвесторов, то опора на госорганы – службы по защите прав потребителей, госторгинспекции, антимонопольные службы, комитеты по управлению ресурсами, правда, областного уровня, а не городского, позволила выпускать страницу «Потребитель», которую ждали, выпуски которой подшивали  целиком или разрезали на  отдельные тематические подборки. Недостатка в материалах не было. Я снова нашёл своё место под солнцем.

Но за несколько лет выпуска  страницы «Потребитель» я ни разу не попытался посмотреть на само слово, на его корни и составные части. Сделаю это теперь.

Смотрим в словаре Владимира Даля.
ТРЕБОВАТЬ чего, нуждаться в чем, иметь надобность, надобить (кому); желать, хотеть, домогаться; искать настоятельно, повелительно, как должное.
Дом требует починок.
Ребенок требует присмотра.
Не требую наставлений его, а требую помощи!
Не требуют здравии врача, но болящии, Матф.
Не прошу я милости, а требую правды.
С него требуют долг, а за неплатеж потребовали в суд, к суду.
требоваться, быть требу ему;
|| безлично: должно, нужно, необходимо, следует. От ученика требуется хотение. Тут не требуется ума, а требуется исполнение приказаний.
Требование действ. по глаг. || Состояние по глаг., нужда, надобность. || Письменное, служебное сношение, требующее законного отпуска денег, припасов. Подрядчик отпускает припасы по требованьям или нарядам, представляя их к учету. Его вытребовали в Питер. Дотребовать недостающее, затребовать справку. Истребовать объяснений. Он потребовал суда. Перетребовать лишку. Тут потребуется много расходов.
Требить быть потребну, надобиться.
Что кому требит, тот то и теребит.
Требователь, требовательница, требующий чего-либо; искатель, настоятель, взыскиватель. требовательный, взыскательный, строгий, затейливый; крутой. || Требовательная ведомость, роспись требуемым припасам. Требствовать церк. быть потребну, нужну, надобну, требоваться. Требе нареч. церк. или треба, зап. малорос. потребно, надобно, нужно, необходимо; должно, следует, надлежит, надо.
Не требе есть вам писати, Соломон.
Треба ж. жертва, приношение, жертвоприношение.
Храните себе от треб идольских, Иоан.
И дати требу по реченому в законе, грьлицы две, или два голубичища, Реймск. Евангел. от Луки.
|| Отправление таинства или священного обряда; || Св. Причастие, кровь и плоть Христова, запасные дары. Отправлять все церковные требы. Священник ушел с требами к умирающему. Здесь видна связь с требити, очищать. Требник м. церк. требище, жертвеник.
Жертвы их приятны на требнице моем, Исаия.
Да не насадиши садова, ни древа, возле требника Господа Бога твоего, Акты. |
| Книга, по коей отправляются церковные требы, описание чина совершения треб.
Требище ср. жертвеник, место принесения жертв Богу.
И вознесе тельца и овна на требище, Числ.
|| Языческий храм, идолище, капище, жрище, поганище, кумирня, божница идолопоклонников.
Аще бо кто видит тя, имуща разум, в требищи возлежаща, Коринф.
 И требища разори, и перуна посече, летописн.
Требищный, ко требищу относящийся.

Как видим, у знакомых ныне слов много в прошлом было значений, которые сегодня не применяются. Похоже, что язык стал беднее. А некоторые формы слов просто вышли из оборота.
Обратим особое внимание, что ТРЕБА – это  жертва, приношение, жертвоприношение.

Смотрим дальше.
ЖЕРТВА ж. пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. || Приношенье от усердия божеству: животных, плодов или иного чего, обычно с сожиганием; || отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу; самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь. || Пострадавший от чего-либо есть жертва причин этих. Один бывает невинною жертвою злонамеренности, другой же необузданности своей.
Приносить жертву долгу, отечеству, признательности.
Отдать или предать что, кого на жертву, дать погибнуть, покинуть в беде, предать.
Жертвище ср. идольское требище, капище.
Жертвенный, к жертве вообще относящ., для нее предназначенный. || Арх. напрасный, клеветной, обидный. Это поклеп жертвенный. Жертвенная ср. мн. церк. что приносится в жертву. Заклать жертвенная. || ж. комната, место или простор, где совершается жертвоприношенье; жертвище, капище, требище. Жертвенник м. возвышение различного вида, столик, отрезок столба с украшениями, для принесения жертв божеству, по обрядам веры; он же служил иносказательным изображением любви, дружбы, признательности.
Жертвенник, церк. жертовник м. в церквах наших, освященный стол на левой стороне алтаря, для приготовленья на нем бескровной жертвы, а по древнему обычаю: место, смежное с алтарем, где принимались просфоры во время проскомидии.
Жертвовать что, чем, приносить в жертву, отдать на жертву, не щадить, выдавать кого, что; лишать себя чего добровольно, для пользы других или иных видов.
Жертвуя рублем, приобрел тысячи.
 Жертвуй головою, не жертвуй душою.
Жертвую на погорелых двести рублей. Приказано жертвовать на общеполезные заведения, полицейское объявление; Жертвоваться, безличн. быть жертвуему, приноситься в жертву. Жертвованье ср. длит. действ. по глаг. Жертвователь м. жертвовательнища ж. жертвующий. Слова сложные, как: жертвоистязатель, жертвоприношенье, жертвоприимец и пр. понятны по себе.

И ещё примеры из словаря Владимира Даля.
ПОТРЕБЛЯТЬ, потребить что, куда, на что, расходовать, держать, издерживать, изводить, употреблять, истратить на какую надобность, на потребу.
Потреба ж. потреб м. нужда, надобность, необходимость. Извел деньги на домашние потребы. Потреба повиноватися, нужда, т. е. нужно, потребно. Брашно, нищим на потребу, на пищу. Сотворить потребу богам, жертвоприношенье. На всякую потребу не настачишься (не напасешься).
Потребный, надобный, нужный, необходимый; должный или полезный, добрый, благой.
Потребность ж. нужда, надобность, потреба, иногда в общем, отвлеченном знач. Житейские потребности. Живописные потребности, припасы, снаряды. Военные потребности.
Потребье ср. арх. надобность. За сеном потребье стоит. Потребник м. требник, церкви, книга, содержащая в себе чин совершенья треб. || Церк. опреснок, пресная лепешка.

Сравним со словом ОТРЕБЬЕ, оно в гнезде слова ОТРЕБЛЯТЬ, отребить что, церк. отеребить, ощипать, обобрать, очистить; откидывать сор, ненужное и негодное. Отребить хлеб, провеять, пробить мелкий сор в грохоты. отребляться, быть отребленным. Отребленье, действ. по глаг. Отреб м. отребие ср. негодные остатки от очищенного; сор, кострика, охвостье, мякина и пр. *Это отребье человека, изверг, негодный.

Вернёмся в гнездо ПОТРЕБЛЯТЬ.
Потребитель, потребительница, потребляющий что, в разн. знач. Потребители, в народном хозяйстве, противоставляются производителям, хотя каждый, относительно, есть и то и другое. На этот товар нет ныне потребителей, не берут его. Потребитель сел, городов, истребитель или разоритель их. Потребительный, к сему относящ. Потребовать что, требовать окончательно, настоятельно. Потребуйте от него прямого, ясного ответа. Потребуется от всякого отчет по делам его.

А завершить растолковку хочу стихами Петра Вяземского, друга Пушкина. Удивительно, но он точно указал, как человек с философским складом ума превращается в раба собственного желудка. Стихотворение посвящено Фёдору Толстому, ещё одному другу Пушкина, с которым Пушкин готовился стреляться на дуэли из-за взаимных оскорблений. Фёдор Толстой совершил поездку на Камчатку и в Америку, а женился он на цыганской певице. Отсюда первая строка.

  Толстому

Американец и цыган,
На свете нравственном загадка,
Которого, как лихорадка,
Мятежных склонностей дурман
Или страстей кипящих схватка
Всегда из края мечет в край,
Из рая в ад, из ада в рай!
Которого душа есть пламень,
А ум — холодный эгоист;
Под бурей рока — твёрдый камень!
В волненье страсти — лёгкий лист!
Куда ж меня нелёгкий тащит
И мой раздутый стих таращит,
Как стих того торговца од,
Который на осьмушку смысла
Пуд слов с прибавкой выдаёт?
Здесь муза брода не найдёт:
Она над бездною повисла.
Как ей спуститься без хлопот
И как, не дав толчка рассудку
И не споткнувшись на пути,
От нравственных стихов сойти
Прямой дорогою к желудку?
Но, впрочем, я слыхал не раз,
Что наш желудок — чувств властитель
И помышлений всех запас.
Поэт, политик, победитель —
Все от него успеха ждут:
Судьба народов им решится;
В желудке пища не сварится —
И не созреет славный труд;
Министр объелся: сквозь дремоту
Секретаря прочёл работу —
И гибель царства подписал.
Тот натощак бессмертья ищет,
Но он за драмой в зубы свищет —
И свет поэта освистал.
К тому же любопытным ухом
Умеешь всем речам внимать;
И если возвышенным духом
Подчас ты унижаешь знать,
Зато ты граф природный брюхом
И всем сиятельным под стать!
Ты знаешь цену Кондильяку,
В Вольтере любишь шуток дар
И платишь сердцем дань Жан-Жаку,
 Но хуже ль лучших наших бар
Ценить умеешь кулебяку
И жирной стерляди развар?
Ну, слава Богу! Пусть с дороги
Стихомаранья лютый бес
Кидал меня то в ров, то в лес,
Но я, хоть поизбивши ноги,
До цели наконец долез.
О кухне речь — о знаменитый
Обжор властитель, друг и бог!
О, если, сочный и упитый,
Достойным быть мой стих бы мог
Твоей щедроты плодовитой!
Приправь и разогрей мой слог,
Пусть будет он, тебе угодный,
Душист, как с трюфлями пирог,
И вкусен, как каплун дородный!
Прочь Феб! и двор его голодный!
Я не прошу себе венка:
Меня не взманит лавр бесплодный!
Слепого случая рука
Пусть ставит на показ народный
Зажиточного дурака —
Проситься в дураки не буду!
Я не прошусь закинуть уду
В колодезь к истине сухой:
Ложь лучше истины иной!
Я не прошу у благодати
Втереть меня к библейской знати
И по кресту вести к крестам,
Ни ко двору, ни к небесам.
Просить себе того-другого
С поклонами я не спешу:
Мне нужен повар — от Толстого
Я только повару прошу!
19 октября 1818

Как видим, процесс превращения творца в потребителя был хорошо известен в прошлом, а ныне поставлен на поток в российской системе образования. В бессилии перед этой системой расписывается даже министр образования в либеральном правительстве России.


Рецензии