Надежный тройник

              Надежный тройник

     Впервые рыболовом я стал летом 54 года, по окончании первого класса. Нашей учительнице Ларисе Ивановне легко удалось объяснить классу, что отечественная индустрия, а в частности металлургия, без нашей помощи по сбору металлолома, попросту не сможет производить необходимую промышленности державы, сталь. В нашем, высоко патриотичном сознании рисовались ужасные картины: мартеновские и доменные печи застыли, танков, самолетов, кораблей, а главное, как казалось всем нам, винтовок и пистолетов нет, и все империалисты мира лежат в засаде вдоль государственных границ Советского Союза и ждут команды, чтобы завоевать нас.
     На следующий же день мы отправились спасать Родину и все ржавые ведра, лопаты, примусы, обручи и прочие железяки, собранные в пределах нашей и ближайших улиц, были доставлены по назначению. Мрачный дядька, хозяин пункта приема вторсырья, показал нам несметные сокровища, которыми он нас собирался одарить. Глупые девчонки набрали себе воздушных шариков, пупсиков и прочей чепухи, ну а мы, сознанием дела, выбирали первые в своей жизни крючки и леску. Конечно, лишним будет объяснять, то, что выбирали мы самые мощные крючки и самую толстую леску, презрительно обходя своим вниманием всякие там заглотыши и 0,2 или 0,3 леску.
     Вечером того же дня мы, Шурка, Вовка, Борька и я, срезали мощные тальниковые ветки, под стать нашим снастям и посчитав ненужным их даже ошкурить, снабдили первые в нашей жизни удочки всем , что добыли накануне. Поплавками стали мощные пробки со вставленными по центру спичками. Черви. поскольку у каждого из нас были огороды, проблемой вообще не являлись, ну а выбирали мы для нашей первой рыбалки, конечно же самых огромных салазанов, как у нас называли выползков. Что такое прикормка, мы тогда даже и не догадывались и такими пустяками, даже если бы знали об этом, заниматься бы не сочли нужным, так как собирались идти не на какую то там крохотную речушку, куда бегали купаться, а на настоящую рыбацкую реку Обь,  где настоящие рыбаки ловят настоящую рыбу, а рыбы той там видимо невидимо, и она бедная чуть ли не на берегу сидит и настойчиво ждет, даже без всякой прикормки, когда же мы придем ее ловить,
    Чуть забрезжил рассвет, мы отправились в первую в нашей жизни рыбацкую экспедицию. В предвкушении того, какую по величине рыбу мы будем ловить и как легко и профессионально будем это делать, перебивая друг друга, проговорили весь неблизкий путь. Пешком напрямик, через железную дорогу, лес, шоссе и небольшой поселок мы шли часа полтора, но даже и не заметили, как оказались на берегу Оби.
     Расположившись на песчаном берегу со своими удочками, мы приступили к ловле той рыбы, о которой мечтали, но, по-видимому, настоящая, крупная рыба не была предупреждена о нашем приходе и мы, то и дело, резко выдергивали на песок позади нас то чебачка, то окунька размером чуть больше соблазнившего их червя.
     Это сейчас мне удивителен сам факт того, что нам вообще удавалось, что-либо ловить на крючок №12, привязанный мощнейшим узлом к 0,4-ой леске, а на крючке том обреченно ждал своей участи салазан, надетый целиком. Понятно что в те далекие годы, а было это ровно полвека назад, ни чебачки, ни окуни, ни какая другая рыба еще не догадывались о существовании японских или французских крючков и лесок, не пробовали еще на вкус импортных бойлов, прикормок, ароматизаторов и активаторов клева, в глаза не видели всевидящего ока любопытного эхолота, вторгающегося в тихое, рыбье общежитие и,  что называется, на собственной шкуре, а точнее губе, еще не чувствовали гибкости, надежности и «дальнобойности» штекера или фидера. В те времена рыбе не знакомой с заморскими изысками ничего не оставалось делать, как клевать, демонстрируя свой патриотизм, на все, что ей тогда предлагалось.
     Время шло, попадалась всем нам все та же мелочь, как вдруг кусты позади нас раздвинулись и на берег вышли еще два рыбака, как потом выяснилось отец и сын. Пареньку было лет четырнадцать, и для нас он казался, уже почти взрослым. Оба вели перед собой по песку новенькие, красивые, спортивные велосипеды, к рамам которых были привязаны бамбуковые спиннинговые удилища с настоящими спиннинговыми катушками, под названием, (это мы узнали позже), «Невские». Новенькие прошли ниже нас по течению метров на тридцать и деловито стали  готовить свои умопомрачительные снасти. Мы, напрочь забыв о  поплавках – пробках, вмиг осиротевших без нашего пригляда, с ревностью, понятной каждому рыбаку, наблюдали за происходящем. А смотреть было на что, так как они, привязав блесны, начали поражать нас тем, что эти блесны вдруг стали улетать так далеко, что мы только молчаливо переглядывались и цокали языками. Мы раньше только слышали о спиннинге, но увидеть своими глазами такое чудо до этого никому не приходилось.
     Первым странно повел себя младший рыболов. После очередного заброса он вдруг, резко дернул удилищем в сторону, начал сосредоточенно и с видимым напряжением, крутить барабан катушки. Удилище выгнулось дугой, но парень, не давая слабины, крутил и крутил катушку. Вдруг недалеко от берега вода закипела и в мощных бурунах забилась огромная для нас, восьмилетних огольцов, рыбина. Мы все оказались уже рядом со счастливчиком и были безмерно рады, что нас не прогнали. А щука в то время закладывала все новые и новые свечи и кульбиты. Наконец парень с трудом выволок добычу на прибрежный песок, и отец помог ему освободить рыбину от блесны, после чего нам было позволено потрогать ее руками, перед тем как она была отправлена в рюкзак набитый крапивой.
     Мое сердце трепетало, где-то у горла, волнение не давало дышать, руки тряслись так, как будто это я сам поймал эту зеленовато-серую красавицу. Эти первые, а потому незабываемые эмоции, связанные с рыбалкой, а точнее со спиннингом растормошили во мне, что-то такое, что не дает мне и посей день, утром, перед очередной рыбалкой, дожидаться сигнала будильника и выключать его, еще задолго  до звонка. Мысли о предстоящей рыбалке, какой бы она не была, хоть на мормышку, хоть на поплавочную удочку, хоть спиннинговая, всегда опережая меня, всю ночь, самостоятельно настраивают снасти, выбирают наживку, прикормку и пробуют различные варианты проводки.
     Ну, а на той щуке отец с сыном не остановились, и всего было поймано ими часа за два рыбалки шесть довольно приличных щук.
     Годы шли , рыбалки время от времени случались, но это было редко и не серьезно, ну а когда уже мой сын впервые попросился со мной на рыбалку, начались наши совместные походы. Первый спиннинг я приобрел ни себе, а сыну, но поймать, что-либо на него не удавалось ни мне, ни ему, да и выбраться на берег получалось крайне редко, вот и пылились наши снасти без надобности достаточно долго, пока однажды мне не представился случай вновь достать их из подвала.               
     …. 1994 год. На рыбалку? А, что, пожалуй, и можно. Не принять предложение сослуживцев аргументов я не нашел. Уже лет пятнадцать, по различным на то причинам,  не брал я в руки свои заброшенные снасти, уже забылись все волнения связанные с их приготовлением, да и сами снасти, если их можно было так назвать, давно устарели и не только морально. Но чудесные картины золотой осени даже в пределах города очаровывали, а что сейчас можно увидеть, вырвавшись на природу, даже и представить трудно. Меня не смутило то, что у коллег новые современные спиннинги, катушки – «мясорубки», лески и разные там воблеры, твистеры и виброхвосты. Сама перспектива оказаться на берегу, предвкушение вечера у костра, а если повезет то и ушица, которую соблазнители гарантировали, как часть обязательной программы меня полностью сразили. Все. Еду!
     Вечер ушел на сборы. Я приготовил старое, поржавевшее, металлическое, отечественное спиннинговое удилище, «Невскую» катушку с завалявшимися с тех лет, потемневшими блеснами, на которые так никто, никогда и ничего не смог поймать, да моток 0,4-ой, такой же, как блесны и удилище, откровенно-отечественной лески, купленной по такому случаю. Ночь прошла, как и в те  времена, когда года два, три подряд для нас  с сыном, тогда еще совсем мальчишкой, рыбалка была довольно привычной, хотя и не очень частой – лежишь и караулишь будильник, чтобы тот, сдуру, не разбудил жену. Успешно нейтрализовав его потуги где-то за полчаса до заветного времени, я как разведчик в расположении противника, соблюдая полную тишину и осторожность, наскоро собравшись и перекусив, выскользнул на свободу, на свободу от работы, городской духоты, повседневных проблем и разных других заморочек, окружающих в этой жизни, особенно в то беспокойное время, думаю не только меня.
     Дорога была долгой и разной в том смысле, что часть пути пришлось нудно петлять по разбитой проселочной не дороге, нет, по колее, заполненной грязной жижей , хранящей тайны борьбы с тяжкой судьбой тех первопроходцев, тех отчаянных смельчаков, которые до нас прорывались к намеченным рубежам вверх по Оби. Заветные рубежи перед нашим отчаянным и чумазым УАЗиком, появились так неожиданно, что мы как следует и обрадоваться то не успели окончанию всех дорожных мытарств.
     Обь шумела, разбивая свои воды о камни, грядой окружающие верхнею часть острова, а ниже его разливалась мощным плесом, обрамленным великолепием осенних берегов. Решением штаба одного из нас – Женю, мы оставили на берегу у машины разбивать палатку и заготавливать дрова, а сам штаб в полном составе, то есть я и другой Женя отправились со снастями на одноместной «резинке» на остров. Рассказы о сказочном клеве щуки, так разбередили во мне давно забытые остатки рыбацкого азарта, что я, нацепив на карабин старенькую «ложку», стал бездумно хлестать ею воду. Но щуки видимо полностью игнорировала мое желание их поймать, они провожала блесну, чуть ли не до берега, что-то им во всей этой моей затее не нравилось, то ли «ложка», то ли ее хозяин. Женя в это время уже «разобрался» с двумя приличными щучками и не менее приличным язем. Надо отметить то, что и язю и щукам очень понравился небольшой, бело – зеленый с красными отметинами там, где должны быть плавники, воблерок.
     Присмотревшись к действиям Евгения и уже чуток успокоившись, я не стал. остервенело крутить свою катушку сразу после заброса, да и посылать блесну старался не куда попало, а чуть ниже буруна, где поток закручивался, отбитый грядой камней в начале острова. И вот он «момент истины». Заброс, пауза, два три оборота катушки, удилище дугой, леска струной, сердце скачет как лягушка в истерике, а руки трясутся совсем как у новичка. Но, как-то все же, удалось подвести первую мою добычу к берегу, и  даже крупные прибрежные валуны не смогли помешать мне в этом. Двухкилограммовая щука отправилась в рюкзак и я, немного придя в себя после адреналиновой бури, пошел по берегу вокруг острова, по пути исследуя своей блесной все заливчики, омутки и плесики.
     Ничего, не поймав больше, я вернулся к тому месту, где мне повезло полчаса назад. И снова чуть ниже буруна взяла щука, но уже поменьше той, которая поджидала подругу в рюкзаке. Скоро они там и встретились, повозились чуток, видимо в досаде на вдруг возникшие неудобства и притихли. Еще около часа я бродил по берегам острова, но обитательницы вод, окружающих его, как-то не шли навстречу моим желаниям встретиться с ними, вместе прокатиться на машине, познакомиться с моей женой, а заодно и с нашей кухней.  За это недолгое время Жене удалось выловить еще двух язей и пару щук, которых он взял  на все тот же свой, такой симпатичный для рыбы, воблер.
      Но у меня, как оказалось, самое интересное было впереди. Все в том же буруне после одного из многочисленных забросов блесна прочно «села» где-то на каменистом дне. Я пытался отвести ее в сторону, продвигаясь вдоль берега, как вдруг она, хотя и с трудом сдвинулась с мертвой точки, но пошла не ко мне, а куда то в сторону. Щука! Тут уже у той истеричной лягушки, которая вроде затихла в груди, похоже, крышу снесло совсем. Снова удилище дугой, снова струна лески кроит по-осеннему темную воду.  Да к тому же, вдобавок, по пальцам хлестануло ручками вырвавшейся катушки. Щука настырно гнула свою линию, а заодно и мой старенький спиннинг, не жилая уступить мне и метра лески, живым нервом соединившей нас.
     Это уже потом после пережитого я пытался восстановить свои мысли и чувства, а в те секунды, может быть и минуты, показавшимися неправдоподобно долгими, я похоже соображать не мог, пальцы на правой руке еще не раз получили ручками катушки очередной привет с той стороны лески где была щука, ноги скользят по мокрым камням, леска звенит, ничего сделать не могу и от бессилия и отсутствия помощи или хотя бы подсказки, поддержки в этот момент я принимаю совершенно дурацкое решение и перехватив леску как бурлак через плечо, обреченно понимая, что леска не выдержит, что так нельзя и вообще , что я не рыбак после всего этого и мое персональное дело крайне необходимо разобрать на открытом партсобрании, которые уже давно никто не проводит, но ради такого случая, это сделать нужно было просто непременно, двинулся на берег, отвернувшись от воды и заранее согласившись с тем, что мне не вытащить добычу.
     Но, похоже, чудеса еще иногда случаются  и огромная (для меня) красавица, все-таки, оказалась на песке среди камней. Между этой щукой и той, пойманной не мной, а парнем из далекой детской рыбалки, прошло сорок лет. Я сидел на камне и разглядывая ее, все размышлял о том, что не сделай я такой, бурлацкой глупости вовремя, щука попросту перекусила бы леску, А может быть, мне просто повезло, не знаю, но я долго еще приходил в себя и сбивчиво отвечал, подошедшему к тому времени, Жене на его вопросы,  что да как.
     Закончился этот яркий, да еще и подкрашенный адреналином день, второй день, связанный с такой успешной спиннинговой рыбалкой и щуками, той, чужой, пойманной на моих глазах и моей, я считаю полным моим поражением. Так как тогда, на осенних берегах обского островка прочно, и уже абсолютно окончательно, сел на тот, оказавшийся таким надежным не только для щуки, тройник блесны я, а не та рыбина. И теперь я навсегда в плену у спиннинга, да и любой другой рыбалки и тех незабываемых мгновений, которые зовут меня в дорогу зимой и летом, снова и снова.
     Вот и опять пора заводить будильник на завтра … .               

               


Рецензии