Год театра. Сергей Эйзенштейн в Смоленске. Часть 1

Сергей Эйзенштейн в Смоленске:
"Теперь я буду всецело принадлежать театру..."
Часть 1.

22 января 2019 года исполнится 121 год со дня рождения выдающегося кинорежиссёра ХХ века
Сергея Михайловича Эйзенштейна. В годы Гражданской войны в России
он добровольцем в марте 1918 года вступил  в Красную Армию, был техником-строителем
на Западном фронте – 18-е Военное строительство, художником при политуправлении,
участвовал в самодеятельности во фронтовых труппах, как художник-декоратор,
актёр и режиссёр. За более чем два года тыловой военной службы его путь,
в железнодорожных составах 18-го ВС, пролегал через многие места: Вожега (около Вологды),
Двинск (Даугавпилс), Холм, Великие Луки, Полоцк, Могилёв, Смоленск, Минск.
Служба Эйзенштейна в Красной Армии завершилась летом 1920 года.
 
Есть ценнейший источник о жизни, службе, творческой деятельности Эйзенштейна
в этот период – его письма к матери Юлии Ивановне.
Письма собрал, обработал, издал в своей интереснейшей книге
«Эйзенштейн: попытка театра: Статьи. Публикации» (Москва, 2005)
историк кино и театровед Владимир  Всеволодович Забродин.
Приведём тексты письма и телеграммы, посланные  Сергеем Михайловичем
матери из Смоленска в июле 1920 года:

«г. Смоленск 11/VII-20
Милая дорогая Мамуля!
Воображаю, как Ты поражена моим «новым адресом» <1 строка в оригинале утрачена>
Теа-часть — это значит Театральная часть1.
27 июня я покинул Строительство. Последнее время службы в нем для меня было несказуемым
<1 строка оригинала утрачена> страдал, именно страдал и мучился, знаешь, настолько, что до сих пор
(уже 2 недели, как я ушел и уже далеко от строительства, идущего к Минску)
боюсь верить, что теперь я буду всецело принадлежать театру.
Сегодня уже получил удостоверение личности на «художника-декоратора»
(первая (!) творческая профессия С.М. Эйзенштейна документально заверенная – В.П.)
и до сего дня не писал Тебе из… суеверия — настолько я был заморен последние 3 месяца (пока Пейч меня «водил»).

Он ушел из Строительства, и в последний вечер нам (Елисееву, одному ученику Рериха и члену Р. В. С. и моему большому другу начальнику отдела Автоарма 15) удалось «вырвать» (буквально) его согласие (комиссар всегда был за меня и согласен).
Затем 1-го мы — мой режиссер-художник Елисеев и нач. Теачасти Позапа2 — уехали (в собственной теплушке)
сперва в Могилев, где хотели устроить образцовый показательный театр фронта, а затем сюда,
где он, вероятно, устроится. Оба они очень милы, а первому я обязан всем случившимся.
Пока что идет строительство этого нового театра (выбор труппы, оборудование театра etc.) —
ничего не делаю и живу один в теплушке на станции Смоленск Р. О.
Елисеев через шесть путей от меня с семьей и «ядром» труппы.

С питанием дело с сегодняшнего дня, кажется, поналадится, но что голод, будучи декоратором!
Это не то, что голод <1 сл. нрзб>! Я, кажется, готов вообще навсегда отказаться от еды,
лишь бы быть тем, что я сейчас. Научусь, по-видимому, очень многому.
Елисеев — очень знающий и дельный художник, а другой не менее — режиссер (старый Незлобинец3),
а мне придется в теснейшем контакте с ними работать. А затем «стаж», «марка»!

Вот только в сентябре возникнет болезненная дилемма: Строев пишет, что в сентябре дадут возможность
студентам (всем) вернуться в Alma mater. Присмотрюсь, как пойдет дело и, если успешно,
то еще на один сезон отодвину Институт, хотя «инженер» — это не по мне.

Пропустить же такой случай мне сейчас — преступно. Начинающему безумно трудно «втереться» куда-либо.
Если же впереди Академия или Режиссура — то зима в серьезном театре — ценнейший вклад.
Во всяком случае напиши, что Ты об этом думаешь, хотя дело еще далеко впереди?

Сегодня в Позап прибыл какой-то пакет от отрука 184. Я жду денежный аттестат,
но даже весь похолодел при мысли, что это что-то вроде «игры назад» — нач[альник]  Теа-части говорил,
что, что бы ни было, он меня не отпустит, но мне делается почти дурно при мысли
попасть опять в обстановку строительства и опять так внутренне мучиться!
Ну, вот Тебе все о моей новой странице жизни.

Материальной стороны, помимо пайка, еще не знаю, да и не все ли равно!
Вот с сапогами плохо (хотя в не полевой обстановке это немного менее остро).
Нету денег на починку или покупку низких ботинок, но Ты пока ничего не переводи, ибо возможно,
что Позап переедет в Минск5. Тебе напишу и, хотя мне очень тяжело, воспользуюсь Твоей добротой
(впрочем, думаю, что, поосмотревшись, примусь зарабатывать на стороне еще — платят очень хорошо).
 
На «стол» хватает — свожу концы с концами. Продаю никудышную материю и никудышный хлам.
Хорошо бы подумать о зимнем пальто из шинельного сукна.
Сейчас имею прекрасный суровый холст (5 аршин — широченнейший) — буду шить
«артистическую» рубаху и панталоны для работы. Только я так не люблю возиться с этим!

В отношении хозяйства тоже весьма многому научусь у Елисеева — он очень практичен и «оборотист».
Пиши мне немедленно о себе. Я очень волнуюсь. Жду телеграмму.
Целую очень, очень крепко.
Обожающий сын и декоратор
Сергий

Примечания

1 Имеется в виду телеграмма Эйзенштейна, отправленная им из Смоленска:

«Немедленно телеграфирую о себе Адрес Смоленск Политотдел Запфронта Теачасть Декоратору
Письмо посылаю Целую Сережа».

2 Речь идет о М. А. Днепрове — начальнике театральной части
Политического управления Западного фронта.

3 Имеется в виду Константин Николаевич Незлобин (наст. фам. Алябьев; 1857 – 1930) — антрепренер,
режиссер, драматический артист.

4 Речь идет о С. Н. Пейче.

5 Первое письмо из Минска Эйзенштейн написал матери 4 августа 1920 года".

После Смоленска жизненный и творческий путь двух друзей (они познакомились в городе Великие Луки в декабре 1919 г.) Сергея Михайловича  Эйзенштейна и художника Константина Степановича  Елисеева лежал в Минск, где они проработают вместе ещё два месяца и расстанутся в конце сентября 1920 года.

В воспоминаниях Елисеева об Эйзенштейне есть такие проникновенный строки:
«У меня сохранился рисунок, подаренный мне в 1920 году Сергеем Михайловичем. На нем сбоку имеется надпись:
«Дорогому маэстро, в знак того, что я никогда не позабуду того, что им для меня сделано. Душевное спасибо.
Не забуду никогда. Минск. 25/IX-20. С. Эйзенштейн». Я тоже никогда не забуду наших встреч»
Константин Елисеев «Юность художника»
(из книги Юренева Р.Н. «Эйзенштейн в воспоминаниях современников» (М., Искусство, 1974).

Сергей Эйзенштейн (режиссёр) и Константин Елисеев (художник по костюмам) вернутся в Смоленск 
в декабре 1938 года и ещё много-много раз вместе со своим знаменитым фильмом «Александр Невский»...
               

Эйзенштейн Сергей Михалович (22  января 1898 г., Рига - 11 февраля 1948 г., Москва) – выдающийся советский кинорежиссёр, теоретик кино, сценарист, педагог, художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), профессор (1937),
доктор искусствоведения (1939), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946).
               
Константин Степанович Елисеев (13 марта 1890 г., Санкт-Петербург – 10 июля 1968 г., Москва) –  живописец, график, сценограф. Заслуженный деятель искусств РСФСР(1945).
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1910–1914) у А. И. Творожникова, Ф. Ф. Бухгольца,
А. А. Рылова, И. Я. Билибина. С 1910-х работал в области журнальной графики.
С начала 1920-х рисовал карикатуры на политические и бытовые темы для московских газет «Гудок» (1922–1968),
«Прожектор» (1923–1935), «Бегемот» (1924 — 1928), «Крокодил» (1924–1968).
В 1910-х дебютировал как сценограф в театрах.
Создавал эскизы костюмов на студии «Мосфильм»: «Ленин в 1918 году» (1939).
В 1938 году был художником по костюмам на съёмках фильма «Александр Невский» режиссёра Эйзенштейна. 
В последние годы жизни работал оформителем представлений Московского цирка.
Был дружен с поэтами В.Маяковским и Я.Купалой.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ СМОЛЕНСКОМУ ТВОРЧЕСКОМУ СООБЩЕСТВУ:
 
Провести День памяти Сергея Эйзенштейна 22 января или 11 февраля 2019 года в Смоленске.
 
В июле 2019 года можно установить ПАМЯТНУЮ ДОСКУ на здании вокзала или на  здании театра.
2019 год - Год театра в России...
В июле 2019 года исполнится 99 лет, а в июле 2020 года - 100 лет
со времени прибытия в Смоленск Сергея Эйзенштейна...

Владимир Павлов
Великие Луки
краевед 


Рецензии