Учительница первая моя...

    Мне повезло: моя первая учительница была  маминой подругой, поэтому, когда я упрямо встала на дороге, по которой первым сентябрьским утром шли наряженные школьники с букетами,  и заявила, что тоже иду в школу (мне было тогда 6 лет и 2 месяца, а  в первый  класс брали с семи) , она только улыбнулась одними глазами,  взяла меня за руку и успокоила маму: «Пусть идет. Потянет – зачислим, нет - годик подождет»….
    Вот так я попала в свой  первый  храм науки , Крутовскую начальную школу,  хозяйкой  которой  была Филатова Надежда Ивановна. Взрослый  сын ее жил в Москве, муж умер,  и дни  ее протекали в этих ставших родными стенах маленькой деревенской школы. Рано утром  радостно встречала  она на крылечке разношерстную толпу шумных малышей 1- 5 класса, усаживала за парты, воспитывала,  учила, лечила, отдирала от щек  застывшие чернила, вытирала мокрые носы, подтягивала сползающие  колготки, водила гулять. Осенью в сад, где привольно  рос водосбор, а зимой - на замерзший пруд или на горку. Вместе с нами каталась на согнутых дугой каталках  по льду, смеялась, играла в снежки, лепила крепости. Потом поила чаем из пузатого чайника, сушила наши варежки и валенки,  а вечером отдавала шумное племя родителям, разбирала  тетрадки,  готовила пособия и , вдохнув, отправлялась в пустой дом через дорогу от школы. . И так  изо дня в день...
   Она была членом  каждой деревенской семьи, знала все домашние секреты, привычки и традиции. Как умудрялась она учить одновременно 1, 2, 3 и одного ученика 5 класса в одно время в одном классе?! И никогда не сердилась, не кричала, только улыбалась, укоризненно покачивала головой в знак недовольства. Мы, первоклашки - нас было, кажется, четверо - сидели на втором  ряду, у окон справа располагались третьеклассники,  за ними- второклассники, а на последней парте- единственный пятиклассник. Когда у нас была математика, второй класс изучал природоведение, а третий - русский язык, поэтому иногда мы запоминали не только свои уроки, но и то, что учили старшие товарищи. Помню, как третьеклашки проводили опыт с кусочком льда. Не  могли же мы допустить, чтобы только они узнали секрет!  Надежда Ивановна положила прозрачный  кусочек на газету, и мы с удивлением обнаружили, что буквы под ним  стали крупнее и толще. Мы по очереди, обступив учителя, созерцали чудо, а  она стояла рядом, сложив руки, и посмеиваясь. Ей очень нравилось наше желание знать больше, чем  положено по закону. Иногда она и сама подзадоривала нас: «А вы, что сидите ? Не интересно?»- и мы срывались с мест  в ожидании чуда. А оно было рядом,  рождалось на наших глазах… В   палочках каллиграфически выведенных ею на черной деревянной доске букв. В  морозных узорах на стеклах. В радужных бликах расплывающихся на промокашках клякс. Каждый день мы открывали эту дверь, волнуясь в ожидании нового открытия, но самое главное волшебство  начиналось перед Новым годом!
     Надежда Ивановна доставала со шкафа в коридоре огромную коробку с драгоценными елочными игрушками. Чего в ней  только не было! С замиранием сердца мы передавали друг другу сверкающую радость.  Крохотные снегурки и снеговики,  домики  с желтыми копеечками окон, зайчики, рыбки, блестящие бусы, звезды… В центре класса устанавливали елку на большой устойчивой крестовине, и мы начинали ее наряжать. Мастерили яркие бумажные игрушки, протягивали длинную  нить через весь класс, укрепляли на ней еще поперечные нити , а на них – снежинки с кусочками ваты…Они кружились, отбрасывая волшебные тени на все предметы. Закидывали  на верх елки струящийся серпантин, сыпали конфетти, взрывали хлопушки...
   Так пролетала неделя, другая, и вот, наконец, наступал долгожданный праздник. Надежда Ивановна в нарядном платье встречала нас сияющей улыбкой. К запаху ели примешивался еще какой -то удивительно приятный щекочущий аромат. Апельсины!.. Вот они, стоят в деревянном ящике на столе. Оранжевые бока сверкают и манят. Мы знаем: это  сын прислал нашей Надежде Ивановне из Москвы. Некоторые ребята никогда не пробовали этого заморского дива. Но  и это чудо она приготовилась разделить с нами.     Сегодня мы не учимся, только играем. Хоровод вокруг елки … «В лесу родилась елочка», появляется добрый Дедушка Мороз- моя мама, - а потом мы выбираем «Яшу», сажаем под елкой, завязываем глаза. Надежда Ивановна, слегка картавя, начинает песню, все радостно подхватывают: «Сидит Яша под ореховым кустом ,  грызет Яша орешки  кедровые. Придет время всех по имени назвать…» Песенка кончается - мы с визгом разбегаемся и застываем, а «Яша» ловит и угадывает, кого поймал. Сколько радости было, когда он ошибался! А если правильно называл пойманного, тот становился «Яшей», и игра продолжалась. Уже и Дед Мороз отправился по своим делам, а наш праздник и не думал завершаться… Надежда Ивановна ставит перед елкой табурет, кладет на него оранжевый апельсин ,вооружает одного из нас длинной  указкой , завязывает платком глаза, раскручивает…Счастливчик начинает «ловить» апельсин, ударяя по воздуху указкой. Это очень забавно выглядело, и мы хлопали в ладоши,  прыгали, смеялись, подбадривая его, подсказывая, куда бить. Наконец, указка попадала в нужное место, платок  сорван,- и Надежда Ивановна разрезает толстую, ароматную, брызжущую соком кожуру и делит красавца - каждому по кусочку. Потом новая забава - мы срезаем ножницами сувениры с веревочек. играем со стульями. Не замечаем, когда за окнами  начинают зажигаться звезды… Потихоньку  приходят  родители и забирают счастливых детей в деревенские будни…
   Много праздников  было  у меня в жизни, но теплее и искренней никогда не бывало, и счастливей всех, кажется, была скромная сельская учительница,  которая  счастьем считала не получать, а отдавать, дарить…
   Через год мы переезжали в город. Прощаясь, я обняла мою дорогую Надежду Ивановну, прижалась щекой к ее морщинистой щеке и почувствовала, что она мокрая. Но мы расставались не навсегда. Когда Надежда Ивановна приезжала в Кораблино, она всегда приходила к нам в гости. Однажды она привезла фотографию, с которой уверенно смотрело милое девичье лицо. Вздохнув, она пояснила: «Вот такой я начинала учить . Всю жизнь отдала  школе. Вот,- пряча грустную улыбку в уголках потухших слезящихся глаз, сказала она - хочу, чтобы такой меня помнили. Пусть будет у тебя»…
  Искренне радовалась она моему решению связать свою судьбу со школой, хотя и не скрывала, что это нелегкий, подвижнический путь…А когда у меня родился старший сын и я было засомневалась в том, что делать дальше, она преподнесла мне свой последний урок : нельзя предавать то, что любишь, и тех, кто в тебя верит…
   Через несколько месяцев ее не стало…А эта  житейская мудрость не раз предостерегала меня от ошибок…
   …Есть люди, как звезды… Их уже нет рядом с нами , а свет, подаренный ими, долгие годы еще будет согревать нас… Пока мы помним…Каждый Новый год я встречаю с добрыми воспоминаниями о тех новогодних чудесах, которые дарила детям моя первая учительница. И тоже стараюсь подарить кому-то маленький  кусочек долгоиграющего  счастья…


Рецензии
Какой хороший, добрый, позитивный рассказ! Как нам всем не хватает позитива в наше время! Спасибо Вам за то, что пишите именно такие рассказы. Счастья Вам, здоровья и долгих лет жизни.

Галина Соколова 18   21.06.2020 09:14     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова и пожелания ,Галина!Ваш отзыв для меня очень важен.Всего Вам самого светлого и доброго!

Ольга Клокова   21.06.2020 13:26   Заявить о нарушении