Арий Васильевич Котов...

1959  год…

Начало  января…

Аж  шестьдесят  лет  назад…

Мне  тогда  было  двадцать  два  полных  года…

Я  студент  политеха,  почти  готовый  инженер - литейщик…

Мы  (моя  семья)  живём  на  МОСКОВСКОМ  проспекте,  дом  179…


В  нашем  замечательном  многоквартирном  доме  на  первом  этаже  расположен  хороший  такой  ленинградский  гастроном…

Ну,  и  естественно,  в  этом  магазине,  как  водится,  постоянно  присутствуют  безразмерные  очереди…


Помню,  как  сейчас…

Моя  мама,  набрав  кучу  продуктов,  спокойно  по  деловому  расчитывается  с  продавцом…

Увы!!!  Кассиров  в  то  время,  ровно,  как  и  касс  в  ленинградских  магазинах  небыло…



А  я,  пришедший  в  магазин  в  качестве  носильщика,  стою  рядом  с  мамой,  как  новогодняя  ёлка,  обвешанный  двадцатью  авоськами,  полными  еды…

Повторюсь,  за  нами  огроменная  уставшая,  говорящая  очередь…

И  тут,  совсем  не  интеллигентно  (не  по  ленинградски),  отталкивая  меня,  к  маме  подлетает  (именно  полетает)  совершенно  незнакомая  женщина…

Бесцеремонно  хватает  маму  за  руку,  начинает  эту  самую  руку  трясти,  как  скаженная…

При  этом  высыпает  на  мою  замечательную  мамочку,  несказанно  удевлённую  происходящим  действом,  кучу  вопросов  и  требований…

-  Посмотрите  на  меня…

Нет,  Вы  только  посмотрите  на  меня…

Неужели  Вы  меня  не  узнаёте…


Всё  это  со  стороны  выглядит  почти  как  буйство  в  ОДЕССЕ  на  ПРИВОЗЕ…


Мама  и  без  того  раздражённая,  как  водится  бестолковостью  продавца,  не  переставая  его  (продавца  убеждать  в  чём-то),  поворачивается  к  прилипчивой  даме  и  строгим  менторским  голосом  выговаривает  ей…

-  Ну,  что  у  Вас  случилось,  милочка…

Извините,  но  я  Вас  вижу  в  первый  раз…


Опешившая  дама  делает-таки  два  шага  назад,  повторно  отталкивая  меня…

Сначала  дама  краснеет  как  рак,  потом  бледнеет,  как  вампир,  но  всё-таки  МОЛЧА  дожидается  пока  моя  мама  закончит  затянувшиеся  расчёты  с  продацом…

И  уже  потом  выпаливает,  как  из  автомата…

-  1942  год…

Блокада…

Мы  с  Вами,  около  института  по  переливанию  крови  попали  под  артиллерийский  обстрел…
И  двадцать  минут  вместе  прятались  под  аркой  от  осколков…

А  потом  вместе  сдавали  кровь…


Моя  мама  долго  долго  всматривается  в  женщину,  и,  наконец,  вроде,  как  вспомнив  что-то,  спрашивает…

-  Бог  мой,  как  Вы  узнали-то  меня…

Ведь  столько  лет  прошло,  и  каких  лет…

На  что  женщина  потупять  отвечает…

-  Да  по  голосу,  по  Вашему  замечательному  голосу…

И,  начинает  навзрыд  плакать…


СПРАВКА:
          
Кровь  в  блокадном  ЛЕНИНГРАДЕ  сдавали  постоянно,  закрывая  глаза  на  все  правила  и  инструкции,  так  как…

Перед  каждой  сдачей  крови,  сдающего  кровь  ЗАСТАВЛЯЛИ  съесть  и  выпить  всё  то,  что  было  ему  необходимо,  чтобы  тупо  при  сдаче  крови  не  упасть  в  голодный  обморок…

И,  чтобы  кровь  «пошла»…

После  сдачи  крови,  кормили  повторно,  и  заставляли  минимум  час  полежать  (поспать)  на  медицинском  топчане,  в  хорошо  отопленной  комнате,  и  только  потом  выдавали  «НАРКОМОВСКИЙ»  паёк.
 
КОТОРЫЙ  И  БЫЛ  ГЛАВНЫМ  ВОЗНАГРАЖДЕНИЕМ…

И  это,  безусловно,  был  подвиг!!!

Который  спас  от  голодной  смерти  уйму  замечательных  ленинградских  взрослых  людей  и  детей…    


Рецензии