Обо всем понемногу. Часть седьмая

         ***
    Переезд в новую страну для детей такой же стресс, как и для взрослых. Чем бы ни занималась, я постоянно думала о сыновьях.Как-то днем Мишуня, пяти с половиной лет, пытался  сбежать из дому,куда? Зачем? Он колотил красовками по запертой входной двери и никак не мог угомониться. Я  посмотрела на  него, на крошку, и стало страшно .
С каждым мальчишкой что-нибудь да происходит, но мой младший сын буквально  притягивал к себе происшествия. Как-то, вернувшись из Иерусалима после занятий на  курсах, застала дома Женю с книгой и Сашу с газетой. Спрашиваю:
- Где же Мишунька?
- Пришел папа его приятеля по детскому саду и взял ребенка поиграть в скверике вместе со своим сыном.
- И ты отпустил его одного!
- Не одного, со взрослым человеком!
Я бегу туда и застаю растерянного папу. Он уже полтора часа ищет детей. Объясняет:
- С нами сидела моя мама. Она попросила отвести ее домой. Они спокойно играли в песочке и вот...
Сквер примыкал к пардесу ( апельсиновая роща ), за ним располагались бедуинские палатки, а дальше скоростное шоссе. Где искать детей? Я побежала за Женей. Ему шел тринадцатый год и он казался мне взрослым, сел на велосипед и стал прочесывать рощу. Рябят он обнаружил в глубине зарослей.
      Чего только с моим младшим дитем не происходило !
Как –то  ребенок пошел поиграть во двор и не вернулся. Мы обегали полгорода, пока  Женя не догадался перелезть через забор местного стадиона. Оказалось ворота заперли, Миша, шестилетний, играл с  мячом и охранник его не  заметил.
      Несколько раз  он оказывался в больнице, то с разбитой головой, то ему накладывали швы на  коленку и всегда это происходило в мое отсутствие и каждый раз я сходила с ума. Как – то еду с группой в Эйлат. Звонит Мишин  одноклассник:
- Михаил истекает кровью. Он лежит в ванне. Разбил на бегу вашу стеклянную  дверь.
 Что мне делать? Я по пути в Эйлат,еду на три дня. Звоню сестре мужа Нине. Она везет его в больницу.
    Через  год  после приезда  Миша пошел в первый класс. Я училась. Муж работал. Шестилетнего сына отдала в продленку. Продленной группы в советском понимании  не существовало. Его записали в продленку при пнимие, это разновидность интерната.   Располагалась она между Нес Ционой, где мы жили и Ришон  ле Ционой. 
               
     Забирали сына вместе  с   ребятами  пнимии, их  на занятия и с занятий  доставляли автобусом. Домой  его  привозила  подвозка, ее  оплачивала отдельно.
      Возвращаюсь  с занятий   вечером около девяти, Саша в тот день поздно работал, дома один  Женя, делал уроки. Мой  сакральный вопрос:
- Где Миша?
Сын :
- Его сегодня не привезли.
 - Как не привезли!
Подвозка прибывала в пять!
     Ужас  пригвоздил мои ноги к полу, лихорадочно решала, что делать. Звонить учительнице? Но занятия в школе оканчиваются в 12. В полицию? Ехать в продленку?  Машины у нас не было. Попросила о помощи соседей, тех, что пришли  в войну с подарками. Они согласились подвезти.
 В пнимие узнала, в тот день продленка не работала, красили полы. Я, обессиленная, прислонилась к стене дома. Что делать теперь? 
     Мимо проходил мальчик лет  десяти  и ,наверно, увидел  на моем лице такое неподдельное отчаяние, что остановился и спросил, что случилось. Я рассказала.
    - Знаете,- сказал ребенок,- у нас  тут один чужой, мы ему уже и спать постелили. Спросили, кто он и знает ли домашний номер телефона, говорит, забыл.
     Ни на что не надеясь, пошла посмотреть. На кровате сидело мое чадо! Оказалось, приехал  со школьниками из пнимии. Продленка закрыта. Стал гулять по двору, кормить курочек.   
                Воспитательница детского сада  Зива посчитала, что Мишка отстает в развитии. Почему? Оказывается он  не отвечал на ее вопросы. Я узнала это не сразу. По ее рекомендации его поместили  в  спецкласс. Меня пригласили в школу и уговаривали подписать бумагу,требовалось согласие родителей. Плохо  понимала иврит, решила - это класс особой помощи для олимовских детей, а выяснилось - туда направляют слабых. Не знаю, как и чему там учили, но моего сына не научили ничему.
         После  года  занятий  мальчик  не умел  ни читать, ни считать, ни писать. Саша  занялся с ним математикой, я - чтением на русском языке, на уроки иврита водила к частной учительнице. В конце концов, он все освоил. Почему  этого не случилось в школе? Только в пятом классе мне с невероятным трудом удалось  перевести его в обычный класс. Бедный ребенок! Как же трудно ему пришлось !   Постичь  материал пятого класс, практически  до этого, не занимаясь... Его отношение к  учебе  предельно  огорчало. Лень  это или  упрямство? Может, что-то другое?
    Как- то к нему, девятилетнему, меня вызвали  в школу, сидели :завуч, два инспектора, несколько учителей. Говорили о моем  ребенке  как о преступнике:
                прыгал по крыше, перелазил через забор, подставил подножку однокласснику, убегал с уроков, отказывался входить в класс и в учебное время гулял по  двору,   предлагали отправить  его учиться в спецшколу для трудных детей.
     Моя первая   реакция - удивление. Я знала сына лучше всех и прекрасно понимала, что он искренний, неиспорченный и очень добрый мальчик. Что же с ним происходило в школе?
     Решила его показать психологу. Ездила к специалисту в Натанию. После этого  ситуация как – то нормализовалась. Психолог, приятный молодой москвич, сказал, его проблемы не только в нем самом, но и в его отце (отношение к стране), но и в его брате (низкая самоиндификация).               
  Я водила его на частные уроки по математике, английскому и ивриту. Заставить  выполнить домашние задания, задача оказывалась не из легких. Он брал тетради в самую последнюю минуту, иногда уже прямо перед выходом. Утром, собираясь в школу,  тянул время, будто нарочно. Вот он медленно завязывает шнурки, цедит чай глотками, а  на часах   уже 7-40 и 7-50, уроки начинали сь в 8 утра, а до школы еще надо было иди минут 15-20.
       Я записала ребенка в футбольную секцию, он настолько полюбил футбол, что   спал с футбольным мячом. Как-то  работала с группой ксензов из Латвии и ночевала в Тверии. Тренировки начинались в 3-30 и продолжались час. В семь часов  вечера позвонила домой. Мне никто не ответил.
Продолжала звонить каждые десять минут. Тишина. Ужинать я уже не могла. Носилась  по отелю. Подкашивались ноги, обдумывала, как попасть домой и лететь на его поиски. Он вернулся в половине девятого и начал объяснять, где был, но отлегло от сердца и я его едва слушала. Мое существо успокаивалось и приходило в норму.
     С  удовольствием  он  с  семи лет ходил в кружок рисования к прекрасному преподавателю Марку. Марк в кружке сумел  создать  замечательную  атмосферу.    Миша  подружился с ребятами, совершенно  другими, чем те, с кем он встречался в школе. Никто не дразнил его ( грязный русский) и он чувствовал  себя на своем месте.
      Как-то в ем кипур  вышел покататься на велосипеде. У нас сидели гости, мы болтали о том о сем. Буквально через десять минут после его ухода раздался звонок.
- Вы только не волнуйтесь,- произнес неизвестный  голос,-  Мишу сбил мотоциклист. Он потерял сознание  и его скорая забрала в больницу «Каплан».
Я не могла  поверить! Он только что вышел! Поехали  втроем в больницу. Его обследовали, сказали, что сотрясения нет, легко отделался  и отпустили домой. Это поразило. Ребенок не мог  идти. Саша и Женя несли его на руках и так же на руках подняли на третий этаж! Почему не оставили в больнице? После такого  удара, после потери сознания? Первый вопрос  очнувшегося  ребенка:
- А в школу я завтра не пойду?

                ***               
      Старшему сыну тоже приходилось нелегко. Он любил учиться и учился всегда хорошо, а тут попал в новую среду и система образования по-началу
ему не понравилась. Критик  по природе, он трудно сходился с людьми. Все в классе его раздражало, донимал меня разговорами, что приехали зря и лучше бы он совсем не родился. Это настроение временное, но он тяжелее всех нас вживался в новую действительность. С  раннего детства он увлекался необычными для его возраста  вещами. Он часами  сидел над тетрадями, куда выписывал из атласов и книг сведения о горных вершинах мира, о реках и озерах, о больших и малых городах, их флоре и фауне. Он знал столицы всех стран мира. Интересовался футболом, знал все основные команды и их игроков, чертил  таблицы игр  за разные годы. Попросил меня составить список лучших книг и не мог  оторваться  от чтения. Он не был обычным ребенком .
     С братом они то целовались, то дрались.Сидели на полу и часами играли в солдатиков. Женя брал Мишу с собой на рыбную ловлю, они вместе с Жениными приятелями играли  в футбол. В следующем году  Женя попал в научный класс,  появились друзья, изменилось его отношение к стране и людям. Его принимали в техон при Тель Авивском университете, но в  Нес Ционе не отдали документы, им не хотелось терять хорошего ученика. Он остался  в своей школе, прекрасно ее закончил и  легко  сдал все экзамены на атестат зрелости.
               


Рецензии