АБС 8. Четвертый вопрос царя

Затем он сказал Бен Сире: «Позволь мне спросить тебя кое о чем. Если ты скажешь мне, я дам тебе серебра весом с буйвола и без счету золота. У меня есть друг, которого я ненавижу, хотя он любит меня. Я хочу убить его неожиданным для него способом. Скажем, с помощью еды, которую бы он съел, а затем бы умер».

Бен Сира сразу понял, что именно он тот человек, которого хотел убить царь.

«Я расскажу тебе притчу, – сказал он. – У Нимрода была чрезвычайно красивая лошадь. (1) Другие лошади сказали ей: «Позволь нам отрезать тебе голову, и мы дадим тебе за это множество соломы и ячменя». (2) Лошадь, которая была умна, поняла, что они хотели сделать с ней, и сказала: «Дураки! Если я позволю отрезать мне голову, кто же будет есть солому и ячмень?» (3) Точно так же и ты хочешь убить меня. Но если ты убьешь меня, кто получит серебро и золото весом с буйвола?»

– Клянусь жизнью Кемоша (4), что я не убью тебя, – сказал Невухаднецар.

– Тогда я скажу тебе, – сказал Бен Сира. – Дай ему яичные желтки без соли, чтобы он ел десять дней, и он умрет. (5)

Царь решил, что он лжет. Он привел человека, кормил его желтками, и человек умер. Царь сказал Бен Сире:

– Если ты съешь это в моем присутствии, я отпущу тебя.

– Я не могу есть то, что ты приготовил своими руками, – сказал Бен Сира. – Позволь мне приготовить это самому, и я съем это.

Что сделал Бен Сира? Он спрятал немного соли и ел ее с желтками в течение целого месяца.

– Почему ты солгал мне? – спросил царь.

– Я нарезал желтки тонкими ломтиками, – ответил Бен Сира. – Я их немного раздавил и кое-что положил в них. (6)

Царь немедленно сделал то же самое, но  заболел.

– Вылечи меня, – сказал он Бен Сире.

Бен-Сира написал амулет для царя и тот выздоровел.

– Почему ты пытался убить меня? – спросил он Бен Сиру.

– Древняя пословица гласит: «от беззаконных исходит беззаконие» (1-я Царств 24:14),  – ответил Бен Сира. – Если кто-то хочет убить тебя, убей его первым (7).


(1) Нимрод – библейский персонаж, см. Бытие 10: 9.

(2) По оксфордской рукописи. Лошадь из-за своей красоты вела себя высокомерно, и поэтому другие лошади не любили её.

(3) Ср. Сифрей, номера 95, изд. Горовиц, р. 95.

(4) Это библейское имя божества Моава (3 Царств 11:7): Тогда построил Шломо (жертвенное) возвышение Кемошу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Йерушалаимом, и Молэху, мерзости сынов Аммоновых.


(5) Согласно рукописям в Иерусалиме и Оксфорде, Бен Сира посоветовал королю кормить свою предполагаемую жертву белками яиц. Наш текст, однако, имеет правильную версию, которая, по-видимому, основана на талмудическом утверждении, что употребление яичных желтков без белков приведет к хроническому запору (Шаббат 108b).


(6) Согласно рукописи в Будапеште, он добавил в смесь кориандр и соль.

(7) Сангедрин 72а.

«Сказал Рава:… Считается, что нет человека, способного удержаться от защиты своего имущества. Поэтому вор рассуждает так: если пойду туда, хозяин встанет передо мной и не позволит мне украсть, а если он встанет передо мной – я убью его. А Тора сказала: пришедшего убить тебя – упреди и убей!» (перевод Арье Ольмана) ЯЗ.


Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/24/1653


Рецензии