Сержант Хартман!

15 апреля 2018 года, возрасте 74 лет умер актер Рональд Ли Эрмей

Кто не знал, на 75 году жизни скончался американский актер Рональд Ли Эрмей, исполнитель роли сержанта Хартмана в военной драме Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка».

Актерам нечасто удается добиться архетипичности своих персонажей. Запоминающиеся — да, цитируемые — хули и это бывает, но превратить героя из написанного кем-то еще сценария в того, на кого будут равняться поколения исполнителей похожих ролей, — это задача практически непосильная. Но как-то легко решенная Рональдом Ли Эрмеем, которого даже сложно назвать профессиональным актером, несмотря на солидную и внушительную фильмографию.

Ли Эрмей родился в 1944 году в городе Эмпория, штат Канзас и вместе с пятью его братьями вырос на ферме за пределами Канзас-Сити, штат Канзас. В 1958 году, когда Эрми было 14, семья переехала в Топпениш, штат Вашингтон. Подростком Эрми часто выхуяривал не по-детски и имел проблемы с полицией и в 17 лет дважды подвергался аресту за хулиганство. После второго ареста судья поставил его перед выбором: или он пиzdует в турму и жрёт слипшиеся макароны, или идёт бодрой походкой в вооружённые силы. Эрми башку кружить себе и судье не стал - выбрал второе и попросился служить во флоте, но на флот распиzdяев с судимостью не берут (обыдно!). Однако в таун-холле их городка дежурил сержант морской пехоты (выросший на ферме Эрми в душе не ёб, что это такое вообще - дерёвня, хули с него взять). Зайдя в кабинет к нему, юный гопник Эрми обнаружил того закинувшим ногу на ногу и читавшим журнал «Mad». Сержант отложил журнал, встал и, указав на косяк над дверным проёмом, сказал: «Эй, ебл@н, хули ты на меня вытаращился? Цепляйся за этот ёб@ный брус, поглядим, сколько раз тебе удастся подтянуться». Эрми подтянулся восемнадцать раз, после чего сержант с уважением в голосе сказал: «Хватит, бля! Выходя, поставь закорючку здесь, малыш», — указав на бланк анкеты новобранца.

В 1961 году в 17 лет он вступил в ряды корпуса морской пехоты США и 2 года (1965—1967) прослужил в должности инструктора по строевой подготовке в лагере подготовки новобранцев в Сан-Диего и в лагере на Пэррис-Айленд, штат Южная Каролина. В 1968 году отправился во Вьетнам, где прослужил 14 месяцев в 17-й группе авиационной поддержки. В дальнейшем продолжил службу на Окинаве, где дослужился до штаб-сержанта (ранг Е-6). После настоящей войны у него было еще несколько лет службы по подготовке новобранцев. Но в ходе службы во Вьетнаме поимел всю "жопу в шрамах" - говоря гражданским языком, был несколько раз ранен.

Ввиду чего, в 1972 году был комиссован - старые раны начали беспокоить и не давали в полной мере исполнять свои обязанности по качественному задроту салабонов. 17 мая 2002 года комендант корпуса морской пехоты, Джеймс Логан Джонс-младший произвёл Эрми в звание комендор-сержанта (ранг Е-7) в знак признания исполненной им роли комендор-сержанта Хартмана в фильме «Цельнометаллическая оболочка». Таким образом Эрми стал первым в американской истории отставным военным, которого повысили в звании, и первым отставным военным, повышенным в звании за исполненную им антагонистическую роль второго плана в антивоенном художественном фильме (охуительный случай не только в американской военной истории, но и сука, в практике присвоения воинских званий вообще).

Женился в 1975 году и настругал четырёх спиногрызов.

А вот дальше, судьба отставного сержанта делает довольно серьезный ход конём. Благодаря льготам для военнослужащих Ли Эрмей поступает в Университет Манилы и просто бл@дь случайно попадет в кинематограф. Одним из первых опытов был «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы: там бывший военный работал консультантом, а заодно исполнил эпизодическую роль пилота вертолета (но сука, даже не был упомянут в титрах - несправедуха!). Первую же настоящую роль Ли Эрмей сыграл в военной драме Сидни Дж. Фьюри «Парни из роты С». Потом он еще раз поработал с Фьюри в драме «Пурпурные сердца». Оба фильма были посвящены войне во Вьетнаме. Той самой, на которой актер-новичок когда-то побывал в качестве солдата.

Ну, а в середине восьмидесятых Ли Эрмей и получил ту звёздную роль, о которой втайне мечтает, пожалуй, каждый актер: Стэнли Кубрик позвал его сыграть комендор-сержанта Хартмана в «Цельнометаллической оболочке».

Хартман — жестокий и профессиональный ублюдок в погонах, у которого есть только одна цель: задрочить стадо тупорылых покемонов и превратить их в настоящих солдат, готовых отправиться в бой по приказу и убивать других человеков. Естественно, этот образ не был придуман Кубриком (ему слабо даже подумать, что так в армии дрочат!). Еще Роберт Хайнлайн взял эпиграфом для своего «Звездного десанта» фразу, якобы сказанную неизвестным сержантом Первой мировой, которая отражает все отношение младшего командного звена западных армий к новичкам-первогодкам: «Вперёд, обезьяны! Или вы хотите жить вечно?!»
И сержант Хартман в исполнении Ли Эрмея как раз и стал тем самым эпично образцовым кинематографическим сержантом.

Что любопытно, первоначально Ли Эрмей не должен был играть эту роль: Кубрик позвал его лишь в качестве консультанта как человека, хорошо знакомого с армейской жизнью (слава яйцам, хоть один пиндос-режиссёр, снимая кино про войну, пригласил хотя бы одного реального вояку в консультанты, а не стал снимать жёсткую ху@ету высосанную гражданским про войну, из пальца). Правда, памятуя о том, что актёр уже играл сержанта (в «Парнях из роты С»), режиссер предложил ему пройти пробы. Получилось забавно и поучительно: свой знаменитый монолог (он позже частично вошел и в фильм) Ли Эрмей произносил, обращаясь к группе настоящих морпехов, которые работали в массовке картины (парни были просто в ахуе: как-будто из морской части в часть попали, а не в кино на массовку). А Кубрик после просмотра записи поугарал и утвердил актёра, сказав, что тот был пиzdецки убедителен и гениален; режиссер вспоминал позже, что Ли Эрмей при работе над фильмом стал автором примерно половины своих реплик, особенно — оскорбительных.

За «Цельнометаллическую оболочку» Ли Эрмей получил номинацию на «Золотой глобус» и выиграл премию Бостонского общества кинокритиков как лучший актер второго плана, да и в целом этот фильм стал вершиной его карьеры. И бесспорно есть какая-то высшая справедливость в том, что в 2002 году ему все же присвоили звание комендор-сержанта, которое было у его Хартмана.

Наверное, с точки зрения различных наград больших успехов в кино Ли Эрмей добиться не смог, несмотря на внушительное число ролей, сыгранных в кино и на телевидении. Но, как правило, это были небольшие роли, связанные с уже устойчивым образом шумного и привыкшего жить по правилам ёбнутого военного, с "пулей в башке". Даже в анимационных фильмах — а Ли Эрмей озвучивал персонажей в таких мультах, как: «Истории игрушек», «Симпсоны» и «Гриффины» — ему доставались не слишком далекие солдафоны. Другое дело, что со времён «Цельнометаллической оболочки» все сержанты в американском кино так или иначе "косили" под Хартмана, и актёр мог гордиться уже и этим.
Так же он со свойственной ему сержантской харизмой был ведущим цикла передач "Заряжай" и " К бою"

О смерти Ли Эрмея сообщил его давний агент и друг Билл Рогин. Причиной смерти стали осложнения после пневмонии.

Свои соболезнования коллеге выразили многие деятели кино. Среди них — и его партнеры по фильму Кубрика: сыгравший "Шутника" - Мэттью Модайн и исполнитель роли "Кучи" - Винсент Д’Онофрио.

«Эрмей был мужик что надо. Известие о его смерти пробудило чудесные воспоминания о нашей совместной работе», — написал Д’Онофрио у себя в твиттере.


Рецензии