Чтобы не поймал в прицел вашего сына - к празднику

Как у многих – не хотел я ничего писать про 9 мая, не хотел! Но случилось так, что никак. По многим причинам. Одна из них та, что моему сыну приказали идти в школу сегодня на торжественную линейку с лентой. Вторая – об этом зашёл разговор со знакомой, и она спросила – что ты будешь рассказывать своему сыну? Да, подумал я – что?

Итак, сегодня моему сыну приказали прийти в школу георгиевской лентой, которую он тут же, прямо при входе в школу и потерял…

Я хорошо понимаю, что если бы сказал то, что думаю про весь этот патриоугар и примитивную пропаганду, основанную на приватизации Дня Победы, то было бы плохо и мне, и ему и школе.

Конечно, я буду говорить... стараться говорить ему правду. Человеческую правду про то, что подвиг не всегда вызван отвагой, но иногда стальными глазами готовых стрелять тебе в спину загрядотрядов. Что наступление, это также потеря друзей и кровь под ногтями, испражнения убитых, смрад и чёрные дары смерти вокруг. Что походный марш, это в том числе, вонь от трупов и немытых тел, кровавые мозоли, паховые и другие грыжи у толкающих пушки, запекшиеся коркой юбки боевых подруг, у которых совпали эти дни.

Я не хочу рассказывать ему легенды, лозунги и заклинания, которыми сам объелся до икоты в детстве и юности – их в меня лили вёдрами десятилетиями. Мой мозг был попросту парализован потоком героики, хотя и в ней временами проглядывало что-то человеческое. Не скрою. Было и так. Я вспоминаю это сегодня.

Сейчас я понимаю, что вся эта китайская стена зомбопропаганды была уязвима, как тот самый ленинский «колосс на глиняных ногах». И знаете что!? Сейчас я вдруг подумал, что разбита эта стена была изначально, исподволь, незаметно ответами моего деда, воевавшего на финской.
 
Я любил играть его орденами и медалями... иногда... когда позволяли. Я просил его

– Деда, расскажи про войну! Как там было!?

— Нечего про неё рассказывать, Женя…

— Ну деда, ну расскажи,

— Да нечего, что я тебе расскажу. Воевали.

А я «верхним слоем» мозга удивлялся, как так нечего рассказать! Это же геройство — люди, попирая самою смерть, защищают Родину-Мать! Они идут с оружием наперевес прямо из окопов в бессмертие, в Историю! Они настоящие ангелы войны, освободители мира! Всего мира!»

«Подсознанием» же я, похоже, стал понимать, что война это не то, чем можно гордиться и о чём увлечённо рассказывать внуку.

Конечно, дед мне что-то рассказывал. Он не мог отмолчаться, когда я гладил его голову и трогал пальчиком шрам в виде трёхлучевой звезды от осколка. Но из всего рассказанного я запомнил только вот это:

— война была тяжёлая и наши с ружьишками нападали на финские укрепления. Оттуда по ним били из автоматов. И вот мы придумали счетверённые пулеметы Максимы. Патроны к ним везли телегами. Когда они стреляли, на той стороне падали деревья. Однажды взяли в плен финна и он попросил: «Рус, покажи машину, которая деревья валит»…

В конце концов, я отстал от деда – ведь ветераны, которые приходили к нам в школу, умели красиво рассказывать про то, как они били гадов. Как это было красиво, как героично, как восторженно!

Итак, лет 30 я впитывал каждой клеткой тела массированную, умелую пропаганду. И ничего не помогло. Вся напыщенная героика слетела, и осталось понимание того, что война это не то, что показывают в кино или на сцене, и не то, что поется в песнях омандаченных исполнителей официоза. Это в первую очередь ужас, кровь, горе, муки, смерть всего, что составляло твою жизнь. Это не трагедия, как слово или понятие – это просто Конец Всему. Всему!

Если, вольно или невольно, у человека достало сил перешагнуть этот Конец и оказаться на той стороне, где может начаться что-то новое, то это и счастье, и героизм и много ещё что. Потому, что это как рождение заново. Это рождение нового человека, который неминуемо гибнет, когда начинает рассказывать о том, как это здорово, патриотично, смело, геройски, красиво, удало… воевать на войне во имя всеобщего счастья. Человек сразу гибнет и тянет за собой других в ту же пропасть, через которую ему удалось когда-то перешагнуть…

Я пишу это и не могу отвязаться ещё от одной мысли:

Вот сейчас, в эту самую секунду на нашей земле война продолжается. Прямо сейчас один русский отец, стреляет в другого русского отца. Украинец в украинца. Те, кто остался жив в этой мерзкой дуэли, выкладывают фотки в соцсети. Потом эти фотки будут смотреть их дети и внуки. Что они будут думать при этом? Вот что страшно! Вот что такое война! Это грязь от начала и до конца, конца которому нет! Нет конца этому ужасу.

И остановить его некому, потому, что вот такие, с позволения сказать, празднования только множит количество Всадников Апокалипсиса.

Вот что я хотел бы объяснить своему сыну, чтобы лет через 15 он не поймал в прорезь прицела вашего сына…


Рецензии