Святитель Феофан Затворник

Святитель  Феофан, Затворник Вышенский (1815—1894)

Святитель Феофан (в миру  Георгий Говоров) родился 10 января 1815 года в семье священника в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии. Учился будущий святитель в Ливенском Духовном училище, затем — в Орловской семинарии и, наконец, в Киевской Духовной Академии. В 1841 году в Киеве принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году был рукоположен в иеродиакона, а вскоре во иеромонаха. Был инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, служил в Палестине в составе Русской Духовной Миссии и в Константинополе в качестве настоятеля посольской церкви. 1 июня 1859 года состоялась хиротония и наречение Феофана епископом Тамбовским. Его служение на кафедре продолжалось три года.
 По рассказам современников владыка Феофан отличался необыкновенной кротостью, чуткостью к нуждам окружающих его людей. Благодаря усилиям преосвященного Феофана в епархии было открыто множество церковно-приходских школ, он поощрял священников, которые открывали школы при храмах, и мещан, жертвовавших средства на строительство школ и храмов. При содействии владыки Феофана в Тамбовской епархии начали открываться воскресные школы — как для детей, так и для взрослых. По его ходатайству с 1 июля 1861 года при Тамбовской Духовной семинарии стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости» с несколькими статьями самого епископа в каждом выпуске. Каждое богослужение Владыки сопровождалось проповедью, по рассказам современников, произносимые им проповеди всегда «трогали до слез, доходили до глубины сердца и вызывали стремление начать новую, лучшую жизнь». По воспоминаниям очевидцев, святитель Феофан вел самый простой образ жизни: носил  подрясник и рясу из недорогой черной материи, вкушал очень немного, почти никогда не ужинал.
Простота и приветливость владыки привлекали к нему людей. Во время засухи милосердный владыка Феофан лично оказал значительную материальную помощь пострадавшим от пожаров, предоставил в их  распоряжение пострадавших свою квартиру и все свободные помещения архиерейского подворья.
13 августа 1861 года владыка Феофан участвовал в прославлении святителя Тихона Задонского, которого он очень почитал. В 1863 году епископ Феофан был переведён на Владимирскую кафедру, а уже в 1866 году, преосвященный Феофан подал прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Прошение было удовлетворено.
В монастыре  святитель Феофан непрестанно молился, ежедневно совершал Литургию, читал Священное Писание и святоотеческую литературу, цитаты из которой использовал в переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий. Бывали дни, когда владыке приходилось отвечать на десятки писем. По свидетельству современников, он обладал  даром просто и кратко говорить о самых сложных предметах. Особое внимание в своих письмах святитель Феофан уделял молитве и  смирению .
После пасхальных дней 1872 года владыка, раздав свое имущество бедным, начал вести затворническую жизнь в отдельном флигеле. Он  принимал к себе только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия. Со всеми другими верующими, желающими получить духовный совет, он переписывался.
Настоятель архимандрит Аркадий заботился о том, чтобы у  затворника было  все необходимое для духовной жизни и писательских трудов. Владыка ежедневно один совершал Божественную литургию, служил молча, а иногда что-нибудь читал и пел, занимался живописью, резьбой по дереву, токарным и переплетным делом. Большую часть пенсии владыка раздавал бедным, оставляя для себя только незначительную часть на приобретение книг.
Все, то доброе, что удавалось сделать, владыка считал милостью  Божией, а себя  называл последним из грешников, писал: «Хуже меня не было еще архиерея на всем свете и во все времена».
Затворник Вышенский, помня советы святых отцов,  постоянно имел память смертную и часто вспоминал о грядущем Страшном суде.
Все духовные академии Русской Православной Церкви избрали святителя Феофана своим почетным членом. Санкт-Петербургская духовная академия  в 1882 году избрала его своим почетным членом; а в январе 1890 года возвела его в степень доктора богословия.  К 29 марта 1890 года Святейший Синод поручает Хозяйственному управлению сделать распоряжение о выдаче епископу Феофану докторского креста.
В последние годы жизни святитель чувствовал себя слабым, его мучили ревматизм в ногах, невралгия, головокружения и обмороки. Владыка писал архиепископу Савве: «Больше хожу, когда читаю, только сидя пишу, что бывает не больше двух-трех часов в день. Усиленные занятия... прошло для них уже время. А когда они были, тогда не чувствовалось утомления. Лучше всего все производить от того, что время силы прошло; настала старость, которая очень податлива на недомогания».
Святитель Феофан в последние годы готовился принять схиму, но не успел. Его земная жизнь подошла к концу, в день Крещения Господня, 6 января 1894 года, он  не дожил   несколько дней до 79 лет.
По свидетельству очевидцев, при облачении в святительские одежды на лице владыки просияла улыбка.
Как только стало известно о кончине великого затворника, люди разных сословий, общественных положений устремились в обитель . Для совершения чина погребения почившего святителя в  Вышенскую пустынь прибыл из Тамбова епископ Иероним. В самый день погребения, 12 января, им была совершена Божественная литургия. Ему сослужили настоятель пустыни архимандрит Аркадий, ключарь протоиерей М. Озеров и три иеромонаха.  После заупокойной литургии епископ Иероним с большим собором священнослужителей совершил отпевание почившего Вышенского затворника, затем состоялось захоронение. 
Над могилой почившего усердием настоятеля обители архимандрита Аркадия и почитателей памяти епископа Феофана было воздвигнуто великолепное надгробие из белого мрамора с изображением трех книг святителя: «Добротолюбие», «Толкование апостольских посланий» и «Начертание христианского нравоучения».
С 1974 года, после обретения, мощи святителя 16 лет хранились в Троице-Сергиевой Лавре. В 1988 году епископ Феофан, Затворник Вышенский, был канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.
23 января 1989 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена святые мощи находились в сельской церкви в 3-х километрах от бывшей Вышенской пустыни, а после её восстановления в 2002 году мощи святителя Феофана были перенесены в Успенский храм Свято-Успенского Вышенского женского монастыря.



Молитва святителю Феофану

О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!


Память 10 (23) января; в Соборе тамбовских святых - 28 июля (10 августа); в соборе Санкт-Петербургских святых - в третью неделю по Пятидесятнице.

Высказывания  святителя Феофана
Наставления в духовной жизни (цитаты из писем)


Надо все делать во славу Божию, наперекор живущему в нас духу.
...Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельном, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его. Существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе Господе нашем, - в Богообщении, вначале обычно сокровенном не только от других, но и от себя. Видимое же, или ощущаемое внутрь нас свидетельство о ней есть жар деятельной ревности, исключительно о христианском Богоугождении, с полным самоотвержением и ненавидением всего тому противного. Так, когда начинается сей жар ревности, тогда полагается начало христианской жизни; и в ком он постоянно действует, тот живет по-христиански.
На этой отличительной черте надобно остановить немного подолее наше внимание.
Огня приидох воврещи на землю, - говорит Спаситель, - и как желал бы Я, чтобы он возгорелся (Лк. 12, 49). Это говорит Он о христианской жизни, и говорит потому, что видимое ее свидетельство составляет возжигаемая в сердце Духом Божиим ревность о Богоугождении, похожая на огонь, ибо как огонь снедает то вещество, в которое внедряется, так и ревность о жизни по Христе снедает душу, которая восприяла ее. И как во время пожара пламя охватывает все здание, так и воспринятый огнь ревности объемлет и наполняет все существо человека.
В другом месте Господь говорит: всяк огнем осолится (Мк. 9, 49). И это есть указание на огнь духа, ревностию проникающего все существо наше. Как соль, проникая удоборазлагаемое вещество, предохраняет его от гниения, так и дух ревности, проникая все наше существо, изгоняет грех, растлевающий нашу природу и по душе, и по телу, из всех даже малейших его вместилищ и хранилищ, и тем спасает нас от нравственной порчи и растления...
Не подходят ли спереди искушения внутренние или скорби и тяготы внешние? Такова мысль святого Исаака. Ощутишь, говорит, особое действие благодати - смотри строго во все стороны, - не отяготила бы какая напасть. Но ближе скорбных напастей - припадки самовосхваления... Собирайте тогда все из прежней жизни, чего по совести похвалить не можете, и завалите этим восстающие помыслы, как иной раз вспышку огня заваливают землей, чтобы не породился от малого большой пожар. За самовосхвалением и самоценом следуют греховные помыслы и движения, и другое немалое. От этого всего спаси вас, Господи!
...Жизнь свою надо в руки Божии предать. И Он все устроит наилучшим образом... Все надо принимать от руки Господа и за все благодарить...
Здоровье и нездоровье в руках Божия Промышления о нас суть средства ко спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры... Но они же и пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно. Что для вас особенно потребно - есть терпение благодушное и Богу покорное. Как только покажется в вашей душе такое расположение, тотчас вы вступите на путь спасения - в рай. И смотрите, тогда воодушевляйтесь!..
В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Богоблагодарению... Бог послал болезнь. Благодарите Господа, потому что все, что от Господа бывает, - к добру.
Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа, ибо всякое стеснение обстоятельств - от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот.
Есть болезни, на исцеление коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.
Духовная немощь очищается исповедию, в коей полагается и начало врачевания ее.
Врачевание же самое продолжается... доканчивается потом подвигами против нее (немощи). Кончится врачевание, когда страсть станет противною и перестанет влечь. Пока сия процедура совершается, борющийся состоит в милости, хотя раны получает чувствительные, падает и встает. Милость сия отступает только тогда, когда пал кто и не встает - валяется. А если пал и тотчас встает и опять берется за оружие, чтоб противоборствовать, милость не отходит. Сим растворяйте совести своей горечь...
Как волю Божию узнавать? Многое в жизни определяется прямыми заповедями. В таком случае нечего раздумывать, а прямо делать... Но не всегда наше внутреннее таково, чтобы в нем ясно слышалось сердцем внушение Божие. - У отцев есть правило: помолись до трех раз, и куда склонится сердце, так и делай.
Узнавши волю Божию, надо помолиться о помощи к совершению ее... Избави вас, Господи, от самонадеянности. Самим всеусильно напрягаться надо, но успешного завершения всегда чаять от Господа, помня слово Его: "Без Мене не можете творить ничесоже". Тут же надо опасаться, как бы не прокралась мысль, и тем паче чувство: "несмь якоже прочие..." И еще опасаться надо мечтательных надежд: о, теперь у меня пойдет все... так и так... "чудо, как хорошо". Такие мечтания всегда оканчиваются посрамлением...
"После хорошего дела - тщеславие, после дурного - нечаяние спасения..." Это обычные приражения вражии. Против первого выставляйте на вид свои грехи и погрешности. Против второго - уверенность, что нет греха, побеждающего Божие милосердие. Смерть Господа была ценою за все грехи, никакого исключения...
«Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва — дыхание духа. Есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет жизни в духе.
Стоять перед иконой и класть поклоны — не есть молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их — не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения или возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу — чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и прочее.
Вся наша забота здесь должна быть о том, чтобы во время нашей молитвы эти и подобные чувства наполняли душу нашу, чтобы сердце не было пусто. Когда есть в нем все эти чувства или какое-либо одно из них, устремленное к Богу, то молитвословие наше есть молитва, а когда нет, оно не есть еще молитва.
Молитву или устремление сердца к Богу нужно возбудить и возбужденную укрепить, или, что то же, нужно воспитать в себе молитвенный дух.
Чтобы наше молитвословие сделать нам действительным средством к воспитанию молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих молитвословие.
Вот для этого три самых простых приема: не приступай к молитвословию без должного приготовления; не совершая его кое-как, а со вниманием и чувством; не тотчас по окончанию молитв переходи к обычным занятиям».
Взыщите смирение, - гнев и осуждение отстанут сами собою. Против гнева, - стиснув зубы, молчать... Против осуждения - свои грехи поскорее воспоминайте и держите их пред сознанием, - и осуждение отойдет. Всяко боритесь против этих и других страстей, гоня прочь самые зачатки их и преследуя движения, с молитвою к Господу...
Грехи ваши велики, и очень велики. Но нет греха, побеждающего милосердие Божие. Прощение грехов дается не по нашим заслугам, а по милости человеколюбивого Бога, всегда готового прощать, как только кто обратится к Нему с раскаянием. И делает недостойным прощения не великость и множество грехов, а одна нераскаянность. Как только вы сокрушились и раскаялись, прощение уже присуждается вам на небе, а в момент исповедания сие небесное решение объявляется вам...
Когда мы с Господом, то и Господь с нами. И светло все. В комнате, когда все окна открыты и солнце светит, светло-светло бывает. Но закройте одно окно, потемнеет, а когда закроются все, совсем темно станет. Так и с душою. Когда она всеми силами и чувствами обращена к Господу, в ней все светло, радостно и покойно. Когда же обратит на что-либо другое, кроме Господа, свое внимание и чувство, светлость сия умаляется. Больше вещей занимает душу, большая тьма входит... А там и совсем темно. Мысли не столько омрачают, сколько чувства; однократное увлечение чувств - не столько, сколько пристрастие к чему-либо. Больше всего омрачает грех делом.


 Составлено по материалам сайта  «Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Покровск (Энгельс)». «Святитель Феофан Затворник»
«Молитвы Святителю Феофану…» https://pravoslavnye-molitvy.ru/feofanu-zatvorniku/


Рецензии