Июльский дождь часть 5

Дождь... 
Это особые воспоминания...
Самые разные по ощущениям и самые  эмоциональные!
Особые потому, что пока ты маленькая, то все ощущения и эмоции запоминаются, как говорится "автоматически записываются" куда-то в определённую часть мозга, а потом ты вырастаешь, вспоминаешь о них и переживаешь эти же ощущения и эмоции заново, чуть по-другому, и быть может, даже теплее...
Так и с дождём…

В деревне я гостила с конца мая по сентябрь, и за это время, конечно, шли разные дожди…
Настолько разные, что все они были совершенно не похожи друг на друга, но все нравились мне, и всегда вызывали какое-то особое настроение, постепенно проникающее в меня с каждой каплей….

В начале июня и уже в августе, обычно шли затяжные дожди. Тяжелые, серые тучи обкладывали всё небо до самого горизонта, и дождь шёл несколько дней подряд…

Тихий, монотонный, он мешал работе и наводил скуку, но мне всё равно очень нравились эти дни, потому что именно в это время в доме становилось  как-то особенно уютно, как-то особенно вкусно пахло горячей едой, как-то особенно весело шумел самовар, и вечерами мы собирались всей большой деревенской семьёй в одной комнате.
В тёплые дни спать можно было и на терраске, и на сеновале, и даже в бане, а когда становилось прохладно – только в доме.
 
Топили большую печь, и ещё печку в передней, потому что ночи становились холодные, с улицы тянуло сыростью, и под утро дом остывал.
От реки и из оврага поднимался густой туман, и казалось, что за окном всё вокруг постепенно заворачивается в пушистое, снежное одеяло.

Я любила сидеть на низенькой табуреточке, подкладывая поленья в подтопок, и чуть ворошить угли. От них шло такое ровно и мягкое тепло, что хотелось обнять колени, прикрыть глаза и медленно вдыхать это тепло носом, ощущая, как оно проникает внутрь меня. 

В такие дни было особенно приятно лежать на тёплой печке, гладить кошку, и слушать, как бабушка тихонько гремит рукомойником, или посудой.
Именно в прохладные дни она чаще пекла пресняки – большие пироги с картошкой, и простые ржаные лепёшки.
Мне нравилось приносить щепочки для самовара и сидеть рядом, ожидая, когда он закипит.   

Даже в дождливые дни дел всегда было много, и от меня, маленькой, тоже был толк.
Помню, как я взбивала сливочное масло руками!
У нашей коровы было очень жирное молоко и из него получалось много жирных сливок.
На невысокую скамеечку я ставила широкую кастрюлю, и выливала в неё густую, желтоватую, мягкую и теплую массу. Опускала руки почти по локоть и начинала взбивать.
Сначала было много брызг, и шлепки мои напоминали шлепки о воду, но постепенно масса загустевала, становилась похожей на сметану, а потом и на мягкое масло.

Именно тогда я не просто поняла, а буквально прочувствовала на себе смысл притчи о двух лягушках, попавших в молоко, одна из которых сразу утонула, решив, что не сможет выбраться, а другая взбила лапками масло, и спаслась!

Работа эта была тяжелая, и я часто делала перерывы. Завернувшись в телогрейку, выходила на улицу, постоять на крыльце, посмотреть на дождь.
Услышав скрип двери, куры тоже выходили на прогулку.
Взъерошенные, они сонно отряхивали мокрые крылья, втягивали головы и неподвижно стояли в ожидании семечек или горсти пшена…

Готовое масло бабушка раскладывала в крынки и ставила в печку. Топилось оно достаточно долго, а потом, теплое разливалось в стеклянные банки.
Топлёное масло хранили, в основном, в подполе, а часть банок ставили в холодильник. 

.....
Настроение от затяжных дождей в июне и августе было совершенно разным. 
В июне это было скорое ожидание тёплой погоды, весёлых, солнечных дней, непременного купания в речке, игр во дворе, и вообще всего того, что ассоциируется с беззаботным, детским летом!

В конце августа затяжные дожди означали, что лето закончилось раньше времени, и тепла уже не будет…
Жёлтые листья, как маячки времени, мелькали в листве, раскрашивая её в красивый, но грустный наряд, и почему-то казалось, что даже капли с крыши капают как-то медленнее, и в самом августовском пении дождя звучала ещё очень светлая, но уже затихающая радость…

Мне нравилось, когда мы ходили в ближайший лес за земляникой или лисичками. Грунтовая дорога нагревалась под жарким солнцем, я снимала босоножки, и шла босиком по тёплой, мягкой придорожной пыли.

Лес светлый, совсем не густой, и какой-то даже прозрачный. Заблудиться в нём невозможно, тропинки выводили или на поле, или к речке.
Сосенки растут дружным рядком, берёзки облюбовали все пригорки. Именно эти пригорки и были всегда рыжие от лисичек!
Собирать их весело - полная корзинка за несколько минут! 

Землянику я собирала в бидон.
Ягодки висели так красиво, словно бусинки, раскиданные по полянке.
Мне нравилось набрать их полные ладони,  поднести к лицу и долго нюхать, а затем высыпать в рот и медленно примять языком.
Не жевать, а просто чувствовать, как сладкий сок растекается внутри, и становится вкусно.   


Вдруг капля дождя капает мне на лицо, затем вторая…
Поднимаю голову.
Лишь маленькое светлое облачко плывёт в вышине, но капли продолжают капать и капать…

Короткие, тёплые, грибные дожди мне нравились больше! 
Они освежали, и дарили чудесное настроение.
Такой дождь не прогонял, а, наоборот, будто предлагал продолжить прогулку по жаркому летнему дню, делая его не таким душным.

Платье высыхало так же быстро, как намокало, а ощущение лёгкости оставалось надолго.
Во время дождя у меня начинали кудрявиться волосы, и у висков появлялись завитушки.

.....
Наша изба стояла на пригорке...
Из окон было видно дорогу, такие же деревенские избы, а за ними - речку, поля и лес…

Во время сенокоса особенно следили за тем, каким будет дождь.
Сено привозили на телегах и сваливали около избы в большие стога.
Мы с ребятишками залезали на самый верх и начинали кататься, как с ледяной горки! Это было весело, но потом всё тело так чесалось, что невозможно было уснуть.

Сено раскидывали на траве перед избой и на пригорке, и оно сушилось. Если начинался грибной дождь, то это было не страшно, потому что на жаре сено всё равно успевало просохнуть.

Но если начинался дождь посильнее, то все тут же выбегали на улицу и начинали снова сгребать сено в стожки и накрывать клеёнками. Переждав дождь, его через некоторое время снова раскладывали сушиться.

В июле сушили не только сено.
Бабушка раскладывала в огороде, на самом солнцепёке, подушки и одеяла, и они подолгу жарились на солнышке. Я несколько раз в день ходила их встряхивать и переворачивать, а с первыми каплями дождя  бежала со всех ног в огород, чтобы собрать всё это добро и занести в баню.

Если погода была хорошая и совсем без дождей, то на июльской жаре сено сохло так быстро, что после нескольких дневных ворошений, уже вечером мы все вместе складывали его на сеновал.
В такой день дедушка обязательно топил баньку, и после работы мы все по очереди ходили мыться, а потом долго пили чай у самовара. 


...Когда начинался сильный дождь, а особенно настоящая июльская гроза, в доме чувствовалось какое-то беспокойство...
В спешке закрывалась входная дверь и все окна, глухо задёргивались занавески, выключалось электричество, и мы пережидали стихию в полной темноте...

Когда небо пронзали яркие вспышки молний, а сильнейшие удары грома, казалось, разрывали его на части, бабушка начинала креститься и шептать молитвы…
Сильный ветер, шум дождя, оглушающий гром, и рядом бабушка, тихо молящаяся у иконы - это было так странно для меня, маленькой…
В городе мы никогда тАк не пережидали дождь, и я никогда не испытывала страха.
Наоборот, дождь мне всегда нравился!

Вот и здесь, в деревне, несмотря на такие странности, любопытство моё брало верх.

Часть комнаты отгораживал шифоньер. За ним было ещё одно окно, и большая железная кровать.
Я делала вид, что ложусь под одеяло, а сама тихонько залезала на подоконник, отодвигала в сторону горшок с геранью, прикрывалась занавесками, чтобы меня никто не видел, и смотрела на дождь, на грозу! 
И мне это нравилось!
 
Ветер такой сильный, что ивы гнутся, и листья с них летят ворохом!
Всё небо в чёрных тучах!
Далеко, за полем, сразу несколько молний ярко освещают небо и через какое-то время оглушительные раскаты грома докатываются до нас волной, ударяясь в окна, и тут же молнии вспыхивают снова, но уже не за полем, а почти перед самым нашим домом, здесь у речки!

И небо снова рвётся на части, и уже прямо у меня над  головой я слышу эту оглушительную канонаду!

Мощные раскаты грома так сотрясают землю, что наш дом дрожит от этих ударов!  Громыхает вот уже прямо у самого окна, и вспышки молний вот они - прямо передо мной!
И потоки дождя! Как из ведра!
Ничего становится не видно, только сплошная стена воды, льющаяся с небес!

С нашего пригорка рекой стекают мутные ручьи!
Дождь яростно колотит по крыше, мокрый ветер хлещет в окна, и снова оглушающие раскаты грома!

И я, маленькая, сижу на подоконнике и во все глаза  смотрю на эту красоту!!!
На эту стихию по всем правилам природы!!!
И мне это нравится!
Не знаю почему, и объяснить не могу! 
Просто нравится!  Так нравится, что дух захватывает!!!

Нравится этот взрыв природных эмоций, и та мощь, с которой они выплёскиваются на раскалённую июльскую землю, наполняя её освежающей влагой!
Нравятся эти ощущения, которые я испытываю, сидя на подоконнике, за занавеской, и еле сдерживаю их в себе, чтобы не восклицать в полный голос!   

... Так продолжается достаточно долго, раскаты грома доносятся с разных сторон, а потом становятся всё дальше и тише…
Ветер тоже начинает стихать...
Дождь слабеет...

Лишь отдельные капли стучат по стеклу...
Мутные потоки ещё текут с пригорка, увлекая за собой ивовые листья и лепестки цветов из палисадника, но небо уже светлеет...

И через какое-то время в природе всё снова приходит в себя, восстанавливается равновесие, и только мокрые деревья, мокрые качели и огромные лужи на дороге напоминают об этом сильном, проливном дожде...

.... А потом тучи расходятся полностью, и уставшее небо как-будто тяжело вздыхает, провожая последние низкие, серые облака…

Деревенская жизнь возвращается к своему обычному укладу. Все выходят на улицу, посмотреть, не сорвало ли где крышу, не поломались ли яблони в саду.
Куры купаются в лужах, шумно отряхивая крылья.
В доме открывают все окна, чтобы впустить свежесть.
И снова всё течёт своим чередом…

Дни идут за днями…
Приезжает новая телега с сеном, мы снова ворошим его рогатинами, ходим в дальний лес за черникой и грибами, купаемся в речке, ловим сомов в запруде у старых коряг. 
Я бегаю по двору за курицей, из которой вечером сварят вкусный суп, с прозрачным бульоном и янтарными кружочками на поверхности.
Кормлю остатками каши подрастающих цыплят, и, взяв из печки очередную крынку молока, отправляюсь к бане, чтобы не спеша выпить его в уединении….

И глядя на небо, с нетерпением жду тот день, когда прольётся на землю мой любимый дождь – простой июльский дождь, обильный, тёплый и лёгкий…

Он был чуть сильнее грибного, и начинался всегда совершенно неожиданно.
Вдруг откуда-то на небе появлялись небольшие тучки, и солнце совсем ненадолго пропадало за ними.
Ветра не было вовсе, и лишь тихие раскаты дальнего грома оповещали о том, что будет дождь.

И вот, наконец, после нескольких жарких, буквально изнуряющих, душных, июльских дней, на землю проливался такой тёплый, лёгкий, такой долгожданный, освежающий, и такой светлый дождь, что мне хотелось выбежать ему навстречу!

Не прятаться в доме от сокрушительного небесного потока, а бегать по лужам, раскинув руки, подставляя дождю лицо!

А потом стоять, смотреть на небо, и видеть, как яркие лучи солнца пронзают тучи, как этот солнечный свет освещает падающие крупные капли, и они с радостным стуком разбиваются на сотни более мелких капель, скачущих по деревьям, земле, траве, оставляя большие пузыри на лужах, и убегают дальше, всё так же радостно отстукивая эту весёлую июльскую мелодию восторга!

Восторг!!! Да!
Именно самый настоящий восторг вызывал у меня этот тёплый июльский дождь!!!

И мне нравилось просто стоять под ним, чувствовать, как намокает платье и волосы, как тёплые струи текут между лопаток и по животу!

Этот дождь был как благодать!
Как желанная свежесть!
И как бесконечная, чистая, искренняя, детская радость! Та, что остаётся в каждом из нас, сохраняя в сердце самые добрые и светлые воспоминания детства на всю жизнь!

Именно этот тёплый июльский  дождь навсегда сохранил во мне непередаваемое чувство настоящего восторга! Восторга самой природы, её живых проявлений, в самых разных видах и ощущениях, в самых разных красках, вкусах, звуках, запахах, и всех тех эмоциях, которые переполняли меня!

...И вот постепенно шум капель смолкал, и в это же время на небе, где-то за рекой и за полем, где-то у самого леса появлялась радуга! Во всё небо!
Большая, яркая, двойная!
Я смотрела на неё и улыбалась!...
 
Кто-то из взрослых, увидев, как я радуюсь дождю, сказал мне, что если успеть пробежать под радугой, то исполнятся все самые заветные желания!
И я верила, что когда-нибудь так и сделаю!

Дождь – как самое красивое и самое эмоциональное состояние природы, стал для меня мелодией душевного настроения, звуки которой, конечно, постоянно меняются, но в них непременно вплетаются искренние и радостные нотки – те живые, настоящие брызги восторга тёплого, светлого, июльского дождя!      


Рецензии
Приятные читателю воспоминания, окрашенные детским восприятием деревенского быта на фоне природных явлений.))
Рисунок конечно ваш, Ирина.

Александр Гринёв   10.11.2022 09:08     Заявить о нарушении
Александр!

Как мне приятно, что Вы, именно ВЫ прочитали мой "Июльский дождь"!
Улыбаюсь самой счастливой улыбкой)))

Спасибо!

А рисунок...
Честно признаюсь, нет, не мой!
Но когда я его случайно увидела в интернете, то словно увидела себя маленькую... на подоконнике во время грозы...
Поэтому и разместила в этом рассказе (спасибо его автору)

В портретах я не сильна.
Моя стихия - пейзажи!

Ещё раз искренне Вас благодарю за добрые слова о моих детских воспоминаниях!

Очень приятно!

Рэйн

Ирина Рэйн   11.11.2022 00:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.