Страсти по Прометею, или Пятерка за артистизм...

               
    На консультации Андрюха спал…
-Девчонки, прикройте. У меня критические дни. Меня вообще чуть вчера не женили…без меня…  Я сплю. Буду храпеть - толкайте.
    Мы понимающе переглянулись и сели плотнее друг к другу, чтобы загородить середину стола, на котором  моментально безмятежно уснул Андрей.
    Бабушка (так называли мы за глаза старенькую преподавательницу античной литературы) не обращала внимания на задние ряды. Изредка надевая очки, она выхватывала взглядом лица  сидящих перед нею студентов, натыкалась на умные глаза, с испугом поглощающие имена античных героев и лабиринты сюжетов, и успокаивалась…
Старшекурсники убедили нас, первачков, что экзамены у нее сдать можно, надо только заготовить шпоры и монотонно отвечать. Бабушка задремлет, а когда очнется, можно начать сначала, то, что лучше знаешь.
Но нас с подружкой этот экзамен не слишком пугал. Мы усердно перечитали все произведения, записали и по нескольку раз переспросили друг у друга все сложные античные имена.   И на консультацию-то пришли только из-за уважения к педагогу.
       Когда занятие закончилось, подружка толкнула спящего сокурсника.
-Все? Завтра сдаем?.. Вы мне очередь займите … перед собой. Не могу тратить драгоценное время… напрасно,- произнес он зевая.
      Утром мы раньше всех пришли в институт, но у аудитории уже переминались нерешительно несколько  городских девчонок, желавших поскорее сбросить с плеч груз античности. Заняв очередь, мы поспешили уткнуть носы в вопросы, стараясь еще раз повторить самое сложное. Вошла последняя перед нами студентка, а Андрея все не было…Мы уже заволновались, стали оглядываться, вытягивая шеи. И тут подошел он.
      -Я вовремя?..
   Скользнув  взглядом, увидел, что я стою уже у двери. Вздохнул облегченно:
      -В самый раз. Что сдаем?
       Я удивленно вскинула брови, но ответить не успела: моя тетрадка с билетами была уже  в его руках.
      - Ты такой спокойный! Неужели все знаешь?- наивно спросила его Маришка.   
      - Всего знать невозможно, но сделать вид , что знаешь, очень даже можно…Хуже, если  не знаешь ничего… Расскажите-ка мне быстренько что-нибудь …
Что-нибудь ?! Быстренько?! Это из античной литературы?! Недоумение в наших глазах нисколько его не смутило.
      -Где тут попроще имена? Вот,- он ткнул наугад в один из вопросов,- «Прометей Прикованный». Кто автор? Эсхил. Замечательно! Я готов! Рассказывайте, только быстро. Время - деньги!
       Мы принялись наперебой грузить его информацией, а  умные слегка расширенные «после вчерашнего» глаза Андрея перебегали с одного лица на другое. Мы дошли до того места, где у Прометея, прикованного к скале, коршун выклевывал печень,- когда очередной счастливчик со вздохом облегчения вывалился из двери..
      -Что,-спросил Андрей ,-лютует?
      -Еще как! Три!- счастливо выдохнул тот.
      -Молодец! Ну все, я пошел! Ругайте, но не называйте дураком!
Андрей скрылся за дверью. Через несколько минут вошла я вместе с подругой (бабушка иногда нарушала традицию и просила войти сразу двух). Взяли билеты - прекрасно, все знаем! Да и какие, казалось бы, могли быть проблемы, если все выучено?!
      Глянули на Андрея вопросительно. Он утвердительно мотнул головой, слегка выпятил нижнюю губу и поднял вверх большой палец.
      Надо сказать, что внешность у Андрюхи была самая заурядная.Лишь одна особенность делала его неповторимым.Когда на лице Андрюхи проявлялись какие-то эмоции, то одна сторона его губ  приподнималась вверх, а вторая  опускалась вниз, так что, когда  часть  лица улыбалась, вторая могла выражать досаду или даже горькую обиду.
     Сейчас все лицо светилось от счастья. Неужели?!..Фантастика!
     Мы начали усиленно строчить ответы на вопросы и так увлеклись, что не слышали отвечающих. Наконец настала очередь Андрея. И тут началось!..
      Во-первых, он галантно поднял упавший к ногам Бабушки носовой платок, слегка поклонившись в ответ на ее «благодарю вас, молодой человек!» Подтянул на коленях безупречно выглаженные брючки, продемонстрировав при этом безукоризненно начищенные ботиночки, пригладил волосы, и без того идеально лежащие на макушке,  и сел, умиленно глядя в ее глаза. Казалось, он всю жизнь только и мечтал об этой встрече.
     -Прошу вас, молодой человек, начинайте,- снисходительно произнесла она.
Кашлянув несколько раз в разной тональности, как бы настраивая фальшиво звучащий инструмент, он начал издалека. (Понятно, - переглянулись мы, - надо тянуть время, знаний-то надолго не хватит.)
     -Я хочу начать с того,- восторженно произнес он,- только не останавливайте меня, пожалуйста, если Вам покажется, что это не по теме, я должен это сказать, это мое глубокое убеждение. Античная литература -  редчайшая жемчужина в истории всей мировой литературы…
     Бабушка выпрямилась, удивленно взглянула на него близорукими глазами, начала платочком быстро-быстро протирать стеклышки очков и, водрузив их на переносицу, больше не отрывала от артиста глаз.   
     -Сегодня мне выпало особое счастье ,-(Еще бы не счастье,-ухмыльнулись мы, переглянувшись снова )-«Прометей Прикованный»-это мое любимейшее произведение из всего курса. Никто не может остаться равнодушным, читая величайшее произведение Эсхила. Это мастер, способный затронуть самые нежные струны человеческой души...
     Бабушка с каждым  словом все более оживлялась. Обычное дремотное состояние сменилось бодрым интересом и почти восторгом.
     «Не повезло Андрюхе,- посочувствовали мы молча. Сейчас начнет с грохотом проваливаться. Слишком шумно начал. Надо бы поскромнее»…
      Уникальная память позволила ему воспроизвести весь текст на одном дыхании до известного места, но дальше…
      Голос его сбился, уголки губ поползли вниз…Чуть повернувшись боком, он неловко достал из кармана носовой платок и приложил его к одному глазу, затем к другому.
     -Простите, я никогда не могу читать это место без слез,- произнес он.- Сейчас, одну секунду, - я приду в себя и продолжу.
      -И коршун…- всхлипывание… -И коршун…- рыдание…
      Прикрывая платком искривленный от избытка чувств рот, Андрей сдавленно продолжал:
      -И коршун …выклевывал у него … печень, …
Это прозвучало так, будто печень выклевывали сейчас у него самого.
       Рыдания, ...лицо падает вниз. Содрогаются плечи…
       Мы едва сдерживаемся от конвульсий смеха, а Бабушка шумно встает, будто желая защитить его от любопытных недоумевающих взглядов, наливает стакан воды из графина трясущимися руками.
      Тот дрожащими руками принимает стакан,  шумно проглатывает воду и спешит извиниться:
      - Простите, простите, что не сдержался, мне так неловко…
-Успокойтесь, молодой человек, успокойтесь, достаточно!- патетически произносит она долгожданный  приговор.- Я давно не видела молодого человека,  так тонко чувствующего античную литературу. Отлично! Вы выдержали экзамен!
      -Нет, нет, позвольте, я продолжу, - слабо возражает он, незаметно подталкивая зачетку поближе к ней. Наконец та оказывается в поле  зрения преподавательницы. - Только вчера я наслаждался великолепным слогом Эсхила, надеясь, что именно это произведение посчастливится мне отвечать,- уже окрепшим голосом продолжает он.- Поэтому впечатление так живо и я не смог сдержать чувств… Простите, что расстроил вас своим ответом…
      Тут мы не выдержали и в один голос прыснули…
      Для Бабушки это было равносильно взрыву. Резкий поворот, гневный взмах руки в нашу сторону и крик, от которого содрогнулись стоящие в коридоре:
      -Вон отсюда! Бесчувственные интриганки! Как вы смеете осмеивать святые чувства!
       Наши зачетки стремительно украсились жирными двойками (двойки не ставили до пересдачи. Но это был особый случай!) Мы поймали их на лету и сами вылетели из аудитории   втроем: Андрюха рыдал, мы не могли остановиться от смеха.
     -Че, Андрюха, «два»?- сочувственно спросили ребята.
Тот поднял большой палец вверх и растянул губы в улыбке, продемонстрировав огромную пятерку.
     -Ну,  ты даешь! А че плачешь?
Пораженные девчонки выхватывают наши зачетки с красующимися двойками и недоуменно оглядывают нас.
     …Античку мы все – таки сдали. На четверки. С третьей попытки. Бабушка была уверена, что заставила двух бездельниц выучить всю античную литературу за несколько дней.
      Слава Богу, «Прометей» нам не достался… Впечатления были еще так живы!…


Рецензии
Здравствуйте, Ольга!
Андрюхе - пятерка за артистизм, Вам - за сюжет, слог и подаренное настроение!
Очень понравилось!

С уважением,

Наталья Макарова 4   22.01.2024 19:31     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отзыв,Наталья! Пусть Ваше настроение всегда будет весенним.С уважением,

Ольга Клокова   23.01.2024 00:51   Заявить о нарушении