Не печалься обо мне

На Конкурс - Лауреат 54 - http://www.proza.ru/2019/01/21/1372 Международного Фонда ВСМ

- Ба, ну скажи, как ты можешь так точно рассказывать об Олимпе, если ты никогда там не была?

- Так никто из людей еще не был, Анют.

- Откуда же все это известно, ба? И про воду, и про  сутки, и про самую высокую гору во Вселенной.

- Не во Вселенной, а в нашей Солнечной системе, это во-первых. А во-вторых, пора спать, заморочила я тебе голову с этим Марсом. Завтра поговорим.

Бабушка поправляет мне одеяло, целует и гасит ночник.

- Ну, ба-ашк! Баааа! Пожалуйста! Еще немного, - хнычу я. - Ты только скажи, как об этом вот всем узнали.

Бабушка поддается на уговоры, и уже в темноте, сидя на краешке моей постели, и рассказывает:

- В тот год, когда я родила твоего папу, американцы отправили на Марс марсоход. Он почти три месяца делал фотографии, измерения, анализ почвы. И отправлял на Землю. Много-много месяцев потом изучали ученые со всего мира полученные  с него данные.

- И вы с дедушкой?

- Да, и я с дедушкой. А теперь всё, спать.

- Ба-ашк?

- Что?

- А мама с папой уже долетели до Марса?

***

Я открыла глаза. Пыльный вихрь продолжал крутится в свете налобного фонаря. В подножии Олимпа я была защищена от порывов, но холод уже пробрался внутрь костюма. Засыпать нельзя, сказала я себе, и снова стала медленно погружаться в сон. Мне чудились картины из детства: теплый наш дом, бабушкины руки, манная каша. 

Пока я была маленькой, жила с бабушкой Любой. Хотя, пожалуй, я всегда жила с ней. Родителей поглотило изучение красной планеты, и вскоре они отправились в первый к ней полет. А я осталась с Ба.

Каждое утро я просыпалась от запаха каши. Мне было странно, что ее можно не любить. Бабушка томила ее в глиняном горшке в духовке. И запах был таким невообразимо вкусным, что казалось, можно было наесться им самим.

***

От голода стало противно ныть в желудке. Минимальный запас еды в костюме закончился вечером. Пришлось довольствоваться глотком воды. Я чувствовала, что и ее осталось последние капли. Ба, что мне делать?

Каждый вечер вместо сказок Ба рассказывала мне о космосе, а Марс была ее излюбленная тема. Иногда она мне пела.  Про звезды, космические корабли, и про Марс, конечно.

   …Не волнуйся обо мне и не грусти.
   Покидая нашу Землю, обещали мы,
   Что на Марсе будут яблони цвести!*


 Засыпая, я представляла, как полечу на неизведанные планеты, как в иллюминатор будут светить далекие звезды.

***

Нарастающий гул снова разбудил меня. Свет ударил в защитные стекла шлема. Меня все-таки нашли, обрадовалась я. Но… Полная тишина в эфире. Это свет встающего солнца бил в глаза. Вихри песка, пыли, мелких камней с еще большей силой гудели над головой. Я жива: не замерзла и не покрылась слоем красной пыли – костюм и в эту ночь спас меня.

Я понимала, на следующую ночь его уже не хватит. Заряд заканчивался, а облака пыли не давали солнечному свету подзарядить батареи. Воды осталось на день. Выходя со станции, я не предполагала, что окажусь в заложницах планеты.

***

- Не волнуйся обо мне и не грусти, - нарочито весело пропела я, обнимая бабушку. Я уезжала в Штаты. Там набирали молодых ученых в экспедицию на Марс. Мы обе понимали, что вряд ли когда-нибудь увидимся еще.

- И на Марсе будут яблони цвести! – с ударением на «будут» торжественно проговорила она. -  Анечка, у тебя все получится! Я верю. Верю в тебя, моя хорошая!

Она верила в меня всегда. В меня и в Марс. И в яблони на Марсе. И вот теперь я здесь, в объятиях бурых скал, жду, когда можно будет выползти из укрытия. Как на войне, наверное. Марс же бог войны.

***

В последний раз я три недели ждала выхода наружу. Сто раз подходила к шлюзу. Наконец, синоптики дали добро: красная метель сместилась к северу.

Защитный костюм приятно прильнул к телу. «Спасибо тебе, бабуль! - мысленно поблагодарила я. - Ты знала, что этот костюм мне пригодится. Иначе может и не стала бы его изобретать. Да, Ба?» С улыбкой, предвкушая новые открытия, я двинулась в путь. Как оказалось, видимо, в последний. 

Пыльная буря резко изменила направление и усилилась. Я почти дошла до шатра, когда меня подхватило и понесло со страшной скоростью  в бок, прямо на скалы.

- Баааа! -  орала я. – Баааа!

***

Бабушки не стало, когда мы были на полпути к Марсу. Сначала она перестала выходить на связь, а потом пришло сообщение о ее смерти.  Она так и не узнала, что  8 апреля 2048 года наш корабль благополучно приземлился. В числе первых я ступила на неизведанную планету.

Планету, на орбите которой взорвался первый космолет. С моими родителями на борту.

- Марс – бог войны. Но мы его победим! – сказала тогда бабушка.

Не в этот раз, бабуль, конец мне, подумала я, и тут меня шарахнуло вниз на камни. Аккурат между двумя небольшими зубцами скал. Это меня и спасло. Я залегла между ними, приходя в себя.

Страшно болела нога, будто ее выкручивали, как в старину белье после стирки. Мне надо было как-то извернуться, снять рюкзак и достать крюк. Или сначала подать сигнал?

***

Буря кончилась к полудню пятого дня. Заряда хватило Навигатор сел еще вчера, но я успела запомнить, где примерно нахожусь. Надо было выползать.

Я отвязала шнур, выдернула из земли крепежный крюк и… поняла, что встать не смогу. Любое движение отдавалось в сломанной ноге дикой болью. Поэтому выползать пришлось в самом прямом смысле – на животе.

Перед первым броском прикрыла глаза. И понеслась с ледяной горки на пузе в новом  биокомбезе. Я летела, он трещал. И рвался –  я зацепилась за сучок ветки, вмерзшей в лед.

-Бааа, - орала я, -Бааа!

Потом я отползала, вот так же, как сейчас, на животе, а  в дырку набивался снег. Очутиться бы снова там, на горке. В детстве. Где ждет бабушка, где разодраный комбез, недочитанные книжки. И еще все живы.

Меня бросило в жар. Прильнуть бы сейчас губами к тому снегу, наесться его, напиться бы…

***

Костюм Ба не подвел. Я отползла от скал, отталкиваясь только руками и здоровой ногой. До Шатра было ползти ближе, метров семьсот, не больше. Но  вряд ли там сейчас были люди. Ведь там должна была быть я, Анна. И все об этом знали. Правда, оттуда можно было связаться с Центром.

Шлюз виднелся чуть дальше. Но там точно помощь будет моментальной.

- Только бы доползти…

Казалось, солнце палило нещадно. Губы потрескались, тело бросало то в жар, то в холод.

- Я не могу больше, бабуль, прости - то ли сказала, то ли подумала Анна. Темнота навалилась тяжелой плитой.

Эпилог

Шлюз пропустил через себя юную девушку. Она поправила шлем, проверила костюм и снаряжение.  Хорошо проложенная, освещенная дорога с системой креплений вела ее к Шатру – огромному куполу. Сквозь прозрачные стены можно было разглядеть стволы деревьев. Некоторые были в светло-розовой дымке цветения. На других виднелись плоды.

За двадцать лет освоения планеты долина Олимпа превратились в огромный фруктовый сад из привезенных с Земли саженцев.

- Привет, мамуль,- сказала девушка, пройдя через шлюз внутрь. - А я уже волнуюсь, что ты не отвечаешь на звонок.

- Ох, зря я тебе рассказала эту историю, - сказала, вышедшая на встречу женщина. - Не стоило тебя пугать. Ведь теперь все хорошо!

- Ма, ты могла погибнуть!

- Но ведь нашли меня. Подобрали, выходили. Давнее дело. Тогда ведь даже неизвестно было, что станет с садом.

- Если бы ты погибла, его точно бы не было, - грустно сказала девушка, - и меня бы тоже.

- Ну, Любаша, хватит грустить, нас ждет Сад!

Анна переходила от дерева к дереву, поглаживая стволы.

- Цветут, Ба! Ты видишь?  Смотри, как цветут! Какой аромат!

  Наконец, она коснулась пальцами  тоненького, совсем молодого деревца и тихо произнесла:

- Здравствуй, мой любимый Марсианин!

 На табличке, прикрепленной к нижней ветке,  было написано:

 «Вид: яблоня.
Сорт: Любовь Марса.
Выведено: Марс, апрель 2063г»

Анна всегда помнила, что Марс в  Древней Италии был богом плодородия, и только потом стал богом войны. 


*Песня из к/ф «Мечте навстречу» 1963г «И на Марсе будут яблони цвести». Муз. В. Мурадели, стихи Е. Долматовского.


Рецензии