Вековые события через очки

ВЕКОВЫЕ  СОБЫТИЯ  ЧЕРЕЗ  ОЧКИ.
Ссылки  на  историю  стали  настолько  банально   примитивно  подогнаны,  что  потеряли  всякую  убедительность.  К  примеру -  в  Вере. Словосочетание « вековая  устойчивость  традиций» ,  вызывает  скептическую  улыбку, не  более. Ранее – это  воспринималось,  как  некая  испытанная  временем  доказательная  база,  теперь  же  бесконечные  манипуляции  с датами  и  явлениями   сделали  этот  подход  лишённым  смысла. Автокефальных  и  автономных  церквей  достаточно  много  и  каждая  желает  предоставить  свою  исключительность  среди  равных. Речь  о  невозможности   уступок  даже  в  малом,  считая  это  признаком  слабости  Веры. Прохожему,  при  падении  травмировавшему  ногу,  окажут  помощь  окружающие  люди,  даже  не  спрашивая  о  его  вероисповедании  и  не  сопоставляя  его  веру  и  свою. Православный  же  иного  толка,  пришедший  с  ранами  душевными - не  получит  в  храме  никакой  поддержки,  если   является  прихожанином ,  скажем храма  Вселенского  патриархата  или,  ещё  хуже  ПЦУ. Что   священнику   надрывная  боль  и  безысходность    просто  человека,  если  он предпочитает посещать  храм  иного  течения,  или  вообще,  не  дай  Бог,  католик.  А  может  атеист,  прости  Господи?  С  ним – то  и  общаться  грех, гнать  такого  надо. Будучи  человеком  достаточно  нудным,  я  прочёл  историю  мессианства  у  христиан и  у  иудеев. Я  бы  так  сказал,  крайне  сложная  трансформация  понятия  мессианство в  понимании  сего  дня. Это  скорее  похоже  на  разделение  предстоящих  на  агнец  и  козлищ,  с  последующими  выводами.
Деревенский  священник   живёт  в  этой  же  деревне  и  так как  он  постоянно  на  виду,  так  и  все  прихожане   как  под  стеклом. Он  детально  знает  жизнь  сельчан  и  активно  участвует  в  ней. Мне  ясна  ценность  его  советов,  знающего  конфликтную  обстановку  досконально. Такого  священника,  без   решения  общины  не   заменить,  а  в  случае  не  совместимости – не  оставить. То  ли  дело  города  и  районы. Батюшка  приехал  на  службу,  отслужил  и  уехал.  Собственно -  всё.  Некоторых  людей  он  помнит ,  по  частоте  посещения  храма,  некоторых  нет. Его  совет  носит  обобщающий характер  и  воспользоваться  им  крайне  сложно. Это   новое  время,  требующее  новых  подходов,  но  не  имеющее  их. Каким – то  непостижимым  образом  при  том,  что  церковь  отделена  от  государства,  население  является  одновременно  и  гражданами  и   прихожанами. Как  это  проявляется  в  реальности? Часть  населения  стало   инертно  относится   к  происходящим  процессам  в  стране,  сосредоточившись  на  церковных  службах ? Ой, нет. Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ. Как  это  можно  комментировать ?  Очевидно,  что  разделение  на  мирян  и  прихожан  не  выдерживает  никакой  критики. Следовательно,  и  духовенство  изолировано  от  светской  жизни  только    относительно.
Вернёмся   к  исследованию  вековых  устоев. Мы  крестимся,  считая  этот   ритуал -  ключевым. Во  времена  апостольские - крестились  единоперстием,  при этом   не  широким  крестом,  как  сейчас,  а  малым / то  есть: чело, уста, длани  и  проч./ св. Иоанн Златоуст говорит: «когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста… Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера». Если  есть  сомнения,  то  их  легко  развеять   ознакомившись  с мыслями блаженного  Иеронима,  блаженного Феодорита, историка  церкви  Созомена  ,-  список  велик.
Казалось  бы -   есть  изначальная  форма,  святыми  старцами  одобренная -  чего  ещё? Из  ревнителей  седой  старины  никто  не  желает  прейти  на  единоперстное     «малое»  крещение? «Большим»  широким  крестом  начали  креститься  около  9  века.  Но  форма,  всегда  отображает  внутреннюю  суть  и  форма  крещения -  не  исключение. Монофизиты,  так  же  были  сторонники  единоперстного   крещение,  но  вкладывали  в  сей  символ  иной   смысл. Иисус  Христос /  по  их  мнению/  и  есть   сам  Бог,  как  явление  и  никакого  отношение  к  Богу -  человеку  не  имеет,  потому  и  символично  единоперстие. До 9  века оттачивались  разные   варианты  крещения  у   греков, монофизитов,  мелхитами / несториане/.  Цитирую :
 «в согласии веры между несторианами, мелхитами и яковитами, что они несогласны между собой в изображении креста, что конечно неважно. Именно, они знамение креста изображают одним перстом, ведя руку слева направо; другие двумя перстами, ведя, наоборот, справа налево. Яковиты, осеняя себя одним перстом слева направо, означают этим, что веруют во единого Христа — превел искупленных от греха (слева) к благодати (направо). Несториане и мелхиты (т.е. православные), изображая крест в знамении двумя перстами — справа налево, исповедывают тем свое верование, что на кресте человечество и божество были вместе соединены, что это было причиной нашего спасения и что вера началась с правой стороны, а неверие, заблуждение, прогнаны с левой».
Двуперстное  крещение – хорошо  видно  на  изображении  российских  святых,  изображённых  на  иконах.  В 1029  году -  двуперстие стало  нормой. Древние  греки более  четырёхсот  лет  крестившиеся  двумя  перстами,  укрепившись  в  Вере   православной,  решили   радикальнейшим  образом  отречься  от  монофизитов -  крестящимися  одноперстно   и  от   несториан -  крестящимися  двуперстно. Как  радикальное  противостояние греки  предоставили  учение  о    СВЯТОЙ  ТРОИЦЕ. Следствие  из  этого  учение -  троеперстное  крещение / 12-13/  век.
Русские  приняли  Веру  православную  от  греков,  в  период  двоеперстия. Следовательно,  «седая»   старина,  изначальные  истоки   Веры  православной  на  Руси – это  двоеперстие.  Духовные  чины  прибыли  в  Русь,  чтобы  обучить  тонкостям  веры  православной,  в  том  числе  смыслу  и  силе  крещения  двуперстного. Никакого  «русского»  понимания  православного  христианства    изначально  не  было.  Была  по-  сути  митрополия,  где  миссионеры  обращали  в  веру    язычников  и  полу  язычников. Ещё  раз  напомню  о  ключевой  роли  Константинопольских  греков  в   обучении  православию  население  России.
Однако  шли  столетия  и   русское  понимание  греческой  веры    укреплялось  и  развивалось. Это  был  сложный  конгломерат  дохристианского  язычества,  во  всём  его  многообразии,  понимание через  языческие  символы  сути  православия, а  так  же  многочисленная  региональная  специфика. Дороги  тогда  были  ещё  хуже  чем  сейчас,   печатное  дело  лишь  в  1552  году  робко  начал  на  территории  Речи  Посполитой   Иван  Фёдоров. Священные  книги  переписывались  вручную  и  имели  региональное  толкование,  со  своими  авторитетами,  старцами,  толкователями.  Вот  эти  пятьсот  лет  и  можно  назвать  истинно  российской  православной  культурой. Да,  нужна  была  реформа,  объединяющая  всех,  но  не  разрушающая  русскую  специфику  восприятия. Польские  книги -  как   бесспорные  учебники,  утвердил  новый  патриарх Никон . Арсений  Грек  переводил  с  греческого  на  польский,  а  дальше  уж  нёс  в  массы  новое  понимание. Ситуация  на  территории  бывшего  СССР  в  отношении  православия   мне   кажется  аналогичной  тем  далёким  временам.
Греки – неоспоримые знатоки  в  мировом  православии. Если   мировое  православие  - некий  каркас,  то  каково  место России  в  этом  архитектурном  построении? Логично, неизбежное   сближение  церквей,  пусть  даже  на  уровне  Соборов. С  азартностью  Петра 1 эту  позицию  внедрял  патриарх  Никон.
Протопоп  Аввакум,  считал,  что   Россия  накопила  достаточно  сил,  что  идти  самостоятельным  путём. Да,  весь  опыт  нужно  собрать,  изучить,  обобщить  и  вынести,  как  единую  национально -  религиозную  форму. А  польские  и  итальянские  книги – писались  людьми  с  другим  менталитетом,  другим  языком,  потому  многочисленные  искажения  неизбежны.
Формы  расправы  с  протопопом Аввакумом и  его  сторонниками  носили  жутко -   варварский  характер,  но ,  как  следствие,  образовалась  ветвь  староверов,  которая  и  поныне  существует.
Это  ключевой  рубеж  к  троеперстному  крещению  и  пониманию  Святой  Троицы. Далее  совсем  не  много  времени,  чтобы  новая  Вера  устоялась,  а противники  были  повержены  или  ушли  в  подполье  и  новый  разворот -  отмена  патриаршества  и  Сенат.  Все  церковные  решения  должны  были  утверждаться  государем, и  в  иерархической  структуре  государь  был  несопоставимо  выше  и  влиятельней  чем  Блюститель  Патриаршего  Престола. Патриарх  Никон,  при  всей  его   трагичной   судьбе , заложил  благодатную  почву  для  церковного  сближения  с  Белорусской,  Украинской,  Грузинской  и  Молдавской   церковью.  Принципиальных  канонических  расхождений   между   церквями  не  было  и  главенство,  естественно,   перешло  к Русской  Православной Церкви.
Масштаб  реформ  требовал  продолжительного   времени  для  внедрения  новшеств,  однако 1725 год  смерти Петра 1  и  буквально,  через  200  лет  Великая  Октябрьская  Революция – которая  реформировала  сам  смысл  Церкви и  Патриаршества  в  СССР. С  1917  года   начался  этап  формирования  Новой  Церкви  в  агрессивно   атеистическом  государстве. Это очень  сложный  этап,  чтобы  это  понять,  достаточно   посмотреть  запись  съезда ЦК КПСС  и  понять  то  место,  которое  было  отведено  православию  в  стране, при  профессиональном  надзоре  КГБ.
Конец  1991  года -  распад  СССР  и  начало   попытки  возрождения  Церкви,  практически  без  базисного  основания. 28  лет – это   юношеский  возраст   для  такого   масштабного  образования  как  Церковь. Воспитание  детей  на  христианских традициях , понимание  жизни  христианина – это  только  формирующиеся     процессы. Наше  понимание  русской исторической  миссии – это  некий стратегический  замысел,  который   планируется  стать  национальной  идеей  в  многоконфессиональном государстве,  что  мой  интеллект  не  вмещает .
В  заключение  скажу,  что  тяжелее  всего  даются  две  заповеди :
- «нет  ни  эллина  ,ни иудея…» ;
- « не  судите, да  не  судите  будите…»;
Очень  трудно  получается    эти  тезы   наполнить   иным   смыслом. Ну,  ничего ,-  стараемся.


Рецензии
Спасибо за интересные сведения.

Вячеслав Александров 2   05.04.2019 09:13     Заявить о нарушении