Вековые события через очки
Ссылки на историю стали настолько банально примитивно подогнаны, что потеряли всякую убедительность. К примеру - в Вере. Словосочетание « вековая устойчивость традиций» , вызывает скептическую улыбку, не более. Ранее – это воспринималось, как некая испытанная временем доказательная база, теперь же бесконечные манипуляции с датами и явлениями сделали этот подход лишённым смысла. Автокефальных и автономных церквей достаточно много и каждая желает предоставить свою исключительность среди равных. Речь о невозможности уступок даже в малом, считая это признаком слабости Веры. Прохожему, при падении травмировавшему ногу, окажут помощь окружающие люди, даже не спрашивая о его вероисповедании и не сопоставляя его веру и свою. Православный же иного толка, пришедший с ранами душевными - не получит в храме никакой поддержки, если является прихожанином , скажем храма Вселенского патриархата или, ещё хуже ПЦУ. Что священнику надрывная боль и безысходность просто человека, если он предпочитает посещать храм иного течения, или вообще, не дай Бог, католик. А может атеист, прости Господи? С ним – то и общаться грех, гнать такого надо. Будучи человеком достаточно нудным, я прочёл историю мессианства у христиан и у иудеев. Я бы так сказал, крайне сложная трансформация понятия мессианство в понимании сего дня. Это скорее похоже на разделение предстоящих на агнец и козлищ, с последующими выводами.
Деревенский священник живёт в этой же деревне и так как он постоянно на виду, так и все прихожане как под стеклом. Он детально знает жизнь сельчан и активно участвует в ней. Мне ясна ценность его советов, знающего конфликтную обстановку досконально. Такого священника, без решения общины не заменить, а в случае не совместимости – не оставить. То ли дело города и районы. Батюшка приехал на службу, отслужил и уехал. Собственно - всё. Некоторых людей он помнит , по частоте посещения храма, некоторых нет. Его совет носит обобщающий характер и воспользоваться им крайне сложно. Это новое время, требующее новых подходов, но не имеющее их. Каким – то непостижимым образом при том, что церковь отделена от государства, население является одновременно и гражданами и прихожанами. Как это проявляется в реальности? Часть населения стало инертно относится к происходящим процессам в стране, сосредоточившись на церковных службах ? Ой, нет. Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ. Как это можно комментировать ? Очевидно, что разделение на мирян и прихожан не выдерживает никакой критики. Следовательно, и духовенство изолировано от светской жизни только относительно.
Вернёмся к исследованию вековых устоев. Мы крестимся, считая этот ритуал - ключевым. Во времена апостольские - крестились единоперстием, при этом не широким крестом, как сейчас, а малым / то есть: чело, уста, длани и проч./ св. Иоанн Златоуст говорит: «когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста… Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера». Если есть сомнения, то их легко развеять ознакомившись с мыслями блаженного Иеронима, блаженного Феодорита, историка церкви Созомена ,- список велик.
Казалось бы - есть изначальная форма, святыми старцами одобренная - чего ещё? Из ревнителей седой старины никто не желает прейти на единоперстное «малое» крещение? «Большим» широким крестом начали креститься около 9 века. Но форма, всегда отображает внутреннюю суть и форма крещения - не исключение. Монофизиты, так же были сторонники единоперстного крещение, но вкладывали в сей символ иной смысл. Иисус Христос / по их мнению/ и есть сам Бог, как явление и никакого отношение к Богу - человеку не имеет, потому и символично единоперстие. До 9 века оттачивались разные варианты крещения у греков, монофизитов, мелхитами / несториане/. Цитирую :
«в согласии веры между несторианами, мелхитами и яковитами, что они несогласны между собой в изображении креста, что конечно неважно. Именно, они знамение креста изображают одним перстом, ведя руку слева направо; другие двумя перстами, ведя, наоборот, справа налево. Яковиты, осеняя себя одним перстом слева направо, означают этим, что веруют во единого Христа — превел искупленных от греха (слева) к благодати (направо). Несториане и мелхиты (т.е. православные), изображая крест в знамении двумя перстами — справа налево, исповедывают тем свое верование, что на кресте человечество и божество были вместе соединены, что это было причиной нашего спасения и что вера началась с правой стороны, а неверие, заблуждение, прогнаны с левой».
Двуперстное крещение – хорошо видно на изображении российских святых, изображённых на иконах. В 1029 году - двуперстие стало нормой. Древние греки более четырёхсот лет крестившиеся двумя перстами, укрепившись в Вере православной, решили радикальнейшим образом отречься от монофизитов - крестящимися одноперстно и от несториан - крестящимися двуперстно. Как радикальное противостояние греки предоставили учение о СВЯТОЙ ТРОИЦЕ. Следствие из этого учение - троеперстное крещение / 12-13/ век.
Русские приняли Веру православную от греков, в период двоеперстия. Следовательно, «седая» старина, изначальные истоки Веры православной на Руси – это двоеперстие. Духовные чины прибыли в Русь, чтобы обучить тонкостям веры православной, в том числе смыслу и силе крещения двуперстного. Никакого «русского» понимания православного христианства изначально не было. Была по- сути митрополия, где миссионеры обращали в веру язычников и полу язычников. Ещё раз напомню о ключевой роли Константинопольских греков в обучении православию население России.
Однако шли столетия и русское понимание греческой веры укреплялось и развивалось. Это был сложный конгломерат дохристианского язычества, во всём его многообразии, понимание через языческие символы сути православия, а так же многочисленная региональная специфика. Дороги тогда были ещё хуже чем сейчас, печатное дело лишь в 1552 году робко начал на территории Речи Посполитой Иван Фёдоров. Священные книги переписывались вручную и имели региональное толкование, со своими авторитетами, старцами, толкователями. Вот эти пятьсот лет и можно назвать истинно российской православной культурой. Да, нужна была реформа, объединяющая всех, но не разрушающая русскую специфику восприятия. Польские книги - как бесспорные учебники, утвердил новый патриарх Никон . Арсений Грек переводил с греческого на польский, а дальше уж нёс в массы новое понимание. Ситуация на территории бывшего СССР в отношении православия мне кажется аналогичной тем далёким временам.
Греки – неоспоримые знатоки в мировом православии. Если мировое православие - некий каркас, то каково место России в этом архитектурном построении? Логично, неизбежное сближение церквей, пусть даже на уровне Соборов. С азартностью Петра 1 эту позицию внедрял патриарх Никон.
Протопоп Аввакум, считал, что Россия накопила достаточно сил, что идти самостоятельным путём. Да, весь опыт нужно собрать, изучить, обобщить и вынести, как единую национально - религиозную форму. А польские и итальянские книги – писались людьми с другим менталитетом, другим языком, потому многочисленные искажения неизбежны.
Формы расправы с протопопом Аввакумом и его сторонниками носили жутко - варварский характер, но , как следствие, образовалась ветвь староверов, которая и поныне существует.
Это ключевой рубеж к троеперстному крещению и пониманию Святой Троицы. Далее совсем не много времени, чтобы новая Вера устоялась, а противники были повержены или ушли в подполье и новый разворот - отмена патриаршества и Сенат. Все церковные решения должны были утверждаться государем, и в иерархической структуре государь был несопоставимо выше и влиятельней чем Блюститель Патриаршего Престола. Патриарх Никон, при всей его трагичной судьбе , заложил благодатную почву для церковного сближения с Белорусской, Украинской, Грузинской и Молдавской церковью. Принципиальных канонических расхождений между церквями не было и главенство, естественно, перешло к Русской Православной Церкви.
Масштаб реформ требовал продолжительного времени для внедрения новшеств, однако 1725 год смерти Петра 1 и буквально, через 200 лет Великая Октябрьская Революция – которая реформировала сам смысл Церкви и Патриаршества в СССР. С 1917 года начался этап формирования Новой Церкви в агрессивно атеистическом государстве. Это очень сложный этап, чтобы это понять, достаточно посмотреть запись съезда ЦК КПСС и понять то место, которое было отведено православию в стране, при профессиональном надзоре КГБ.
Конец 1991 года - распад СССР и начало попытки возрождения Церкви, практически без базисного основания. 28 лет – это юношеский возраст для такого масштабного образования как Церковь. Воспитание детей на христианских традициях , понимание жизни христианина – это только формирующиеся процессы. Наше понимание русской исторической миссии – это некий стратегический замысел, который планируется стать национальной идеей в многоконфессиональном государстве, что мой интеллект не вмещает .
В заключение скажу, что тяжелее всего даются две заповеди :
- «нет ни эллина ,ни иудея…» ;
- « не судите, да не судите будите…»;
Очень трудно получается эти тезы наполнить иным смыслом. Ну, ничего ,- стараемся.
Свидетельство о публикации №219012300832