Немного о литературе

 
        Помню себя школьником в военные годы. Домашней библиотеки в семье естественно не был. Наша семья не относилась к культурному слою. Это касается не только  родителей, но и предков, близких по родословной.

      Так вот в военные школьные годы книги получал я от других учеников. Причем, была очередь на книги, особенно, приключенческого плана – «80 тысяч лье под водой», «Всадник без головы», «Три мушкетера» и т.д. Доставшуюся тебе книгу надо было вернуть через короткое время, а читать нет времени – днем школа, а вечером уроки, рано  становится темно в зимнее время, да и свет плохой, была война. Да и мама укладывает в постель в определенное время, так как утром рано вставать.

         Поэтому я приспособился читать ночью под одеялом, дожидаясь, когда мама уснет. Ребята доставали где-то батарейку, цепляли к ней маленькую лампочку от фонарика и вперед. Конечно, глаза уставали от такого чтения, было неудобно, лампочка часто теряла свой контакт с батарейкой, а временами мама ловила меня на неправомерных занятиях и отбирала книгу. Результат такого чтения скоро сказался – плохо стал видеть  в классе с доски, написанное мелом. Появились очки, но тяга к чтению не пропадала.

     Помню, идем мы как то с отцом и мамой по городу. Я тогда учился уже классе в восьмом или девятом. Проходим книжный центральный магазин, и я уже знал, что там иногда продают интересные книги, но купить я их, естественно, не мог, денег не было. Зашли по моей просьбе, и вижу, лежит в продаже двухтомник А. Толстого «Хождение по мукам». Я нерешительно попросил родителей  купить, хотя двухтомник  и стоил не совсем дешево для нашей семьи. И мне его купили! И я благодарен родителям, что они купили мне эти книги, которые до сих пор хранятся в моей библиотеке.

       Повезло в школе и с учителем литературы. Ее нам преподавал башкирский поэт Василий Андреевич Трубицын. Его стихи печатались,  и он был членом союза писателей. На уроках литературы он очень увлеченно рассказывал о писателях, их произведениях. Много читал стихов, особенно Есенина, Ахматову, которые в те времена были не в почете у советской власти. Конечно, нас увлекал волшебный мир, который открывал перед нами преподаватель. Ну как же было не открыть рот от строк Есенина: « … и как мне хочется из окошка луну обоссать!...» Таких откровений мы тогда нигде услышать не могли.

       Любовь к литературе сыграла в моей судьбе, может быть, как не странно, в определении жизненного пути. И все зависело не только от меня, но, главным образом от тех знаний, которые вложил в меня преподаватель.       Дело в том, что на вступительных экзаменах в институт я получил по русскому языку и литературе отлично, и это позволило мне пройти по конкурсу и поступить в нефтяной институт. А иначе мне бы не хватило одного конкурсного балла и неизвестно, как бы сложилась моя судьба. Вот   как в жизни может сказаться каждая вроде бы мелочь! 

        И надо сказать доброе слово хорошим  преподавателям, которые любят свой предмет и передают свою любовь детям, а  от этого может быть и сложится как -то счастлива  их судьба. В связи  с эти вспоминается мне учительница  наша по химии. Она вела урок, не отрываясь от учебника,  и чувствовалось, что она предмета и не знает. Так и мы относились к этому     предмету.

       Шли годы, моя тяга к книге не ослабела. Жаль только, что купить хорошую книгу в те советские времена было трудно. Только по редкому случаю. Тогда в основном книжные полки были забиты трудами классиков марксизма-ленинизма, постановлениями партийных съездов и конференций.  Как то нам повезло, и мы случайно купили полное собрание «Всемирной литературы».

        Дома скромная библиотека, которая в основном, сформировалась уже в постсоветский период. С уходом на пенсию читаю постоянно литературу, добываемую из интернета – аудиокниги и  в электронном исполнении.

         Сейчас перечитываю, а вернее читаю вновь Горького. Наши знания об этом писателе  базировались на школьной программе – это была в основном подобранная литература пролетарско-революционного типа - «Песня о буревестнике», «Данко», «Челкаш». Я как то вновь открыл писателя Горького! Великолепный писатель и он мне открылся совершенно с другой стороны – действительно мастер слова!


Рецензии