Ч. 18 Как готовились к войне они и мы

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/01/21/1218

Почему немцы, имея малое количество подводных лодок, добились больших успехов в начальном периоде войны с Англией и США, и почему оказались скромными успехи советских подводников?

У немцев было 57 подводных лодок, когда началась Вторая мировая война, в Советском Союзе – 267 подводных лодок. Немецкие подводники действовали в океанах, советские подводники – в прибрежных водах.

Нет сомнения, что все командиры подводных лодок, и наши, и вражеские, были мужественными и отважными людьми.

Но какой бы совершенной не была техника, в конечном счёте всё решают люди, командиры и экипажи. Так в чём же причина столь разных результатов их боевых действий? К сожалению, очень трудно найти исторические труды, в которых бы честно была указана причина, хотя она, на мой взгляд, лежит на поверхности.

Если воюют люди, в личном мужестве которых нет сомнений, но у одних прекрасные результаты, а у других таких результатов нет, значит, дело заключается в профессиональной подготовке командиров и экипажей.

Как писал один из командиров немецких подводных лодок, их готовили к активной службе «в безумном темпе». На немецких подводных лодках пассажиров в виде политработников не было.

Экипаж состоял только из специалистов, обученных своей профессии так, чтобы справиться с любой неожиданностью, которые всегда возникают в море.
Учёба проводилась на тех лодках, на которых предстояло воевать.

Когда каждый подводник безукоризненно осваивал свои обязанности и технику и справлялся со всеми «вводными», приступали к тренировкам всего экипажа. Опытные офицеры-инструкторы отрабатывали в море с экипажем подводной лодки все возможные и необходимые действия.

Создавались все ситуации, какие могут возникнуть в процессе боевых действий. Через десять дней вымотавшихся подводников переводили вместе с подводной лодкой в «стреляющую флотилию».

Так называли отряд кораблей, игравших роль надводных соединений противника, против которых велись учебные атаки.

Людей не жалели, тренировки проводились днём и ночью максимально приближенными к боевым условиям. При малейшей ошибке можно было навсегда отправиться на дно. Подводные лодки даже бомбили глубинными бомбами, естественно, принимая некоторые меры предосторожности.

Такие тренировки длились две недели. После этого начинались тактические занятия по взаимодействию с другими подводными лодками, проводились длительные переходы. Не делалось никаких скидок, не давали никакого отдыха, из людей выжимали всё, на что они были способны.

И только после окончания учений экипажу во время ремонта подводной лодки и подготовки её к плаванию давали возможность посменно отдохнуть с поездкой домой, к семье, которую они могли потом никогда и не увидеть.

Офицерский состав, готовивший подводников, состоял из кайзеровских офицеров, носителей флотских традиций и участников Первой мировой войны. Командующий подводными силами капитан 1 ранга Карл Дёниц во время Первой мировой войны командовал подводной лодкой.

Как велась боевая подготовка советских подводников, можно судить по опубликованным материалам. Например, в книге «Краснознаменная подводная лодка «Лембит», автор В.И. Гринкевич, о боевой подготовке перед войной рассказывается так:
 
«Вся осень и зима 1940 г. прошли в подготовке документации, изучении материальной части и в освоении корабля личным составом. Все шло своим чередом. Комиссар лодки Н. Н. Собколов постоянно находился среди личного состава, познакомился с каждым матросом, хорошо знал их настроения.

Он настойчиво работал и сумел сколотить на корабле партийную и комсомольскую организации. К ноябрю 1940 г. на «Лембите» служили 6 членов и 7 кандидатов в члены партии, 7 комсомольцев.

Ежедневно на подводной лодке проводились беседы о положении на фронтах в Западной Европе, о необходимости высокой бдительности, о славных традициях балтийских моряков».

А вот что рассказал о предвоенной боевой подготовке Герой Советского Союза Иван Васильевич Травкин, командир подводной лодки, в книге «Всем смертям назло»:

«Наша «Щ-303» — одна из самых старых лодок на Балтике. За старостью лет ее вывели из боевого ядра флота и перевели в учебный отряд. Здесь проходили практику молодые подводники. Но учеба на устаревшей технике — не учеба».

Юрий Сергеевич Руссин, командир подводной лодки, автор книги «Всю войну на «малютках», писал, что когда его после окончания училища назначили служить на подводную лодку «М-62», устройство лодки, особенности ее эксплуатации, режимы работы механизмов и устройств он осваивал самостоятельно, никто его не инструктировал и не учил.

Инструкторов-подводников с боевым опытом, которые могли бы обучать советских подводников, не было. Часть бывших царских морских офицеров была расстреляна, или сидела в лагерях, а часть эмигрировала. Но об этом в следующей главе. 

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/23/1616


Рецензии
У вас антисоветские завихрения. Такое впечатление что это журнал Огонек 1990 года, либо книжка Суворова-Резуна.

Геннадий Малинский   27.01.2022 22:45     Заявить о нарушении
Разберитесь сначала с собственными завихрениями.

Владимир Врубель   27.01.2022 23:47   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.