мечты девочки-робота

Потрёпанные качели привязанные к тонкой ветке старого дерева, плавно раскачивались на ветру. Они выглядели не молодыми, немного хрупкими, но это придавало им свою загадочность и аристократичность.
- девочки, раскачайте меня пожалуйста!  - тихо попросила Изабелла, подойдя к качели.
- тебя? – с удивлением переспросили Каролина и Сильвия – но ведь они такие старые! Да и посмотри на нас – нам уже шестнадцать лет, а качели – забава для малюток!
- мне пятнадцать… - вздохнула она, дотронулась рукой до верёвок, удерживающих качели в воздухе и раскачала их.
Девочки продолжали оживлённо что-то обсуждать. Изабелла села на качели и попыталась взмыть в небеса, но у неё ничего не вышло
Родители девочки давно говорили ей, как хорошо иметь друзей. Мать Изабеллы работала в местной школе и познакомила её с двумя своими ученицами. Сильвия и Каролина – неплохо преуспевающие в учёбе девочки, но порой слишком увлечённые натуры. Они болтливы и могут часами говорить о своём. С людьми, не разделявшими их взглядов и интересов, соблюдали нейтралитет. Фактически, им пришлось подружиться с Изабеллой только из-за настойчивости их матери… хотя даже находясь в компании девочки они ведут себя так, словно не замечают её и вполне возможно, что так оно и есть: сколько Изабелла их знает, они всегда были погружены в собственные мысли и разговоры, кратко здоровались, на вопросы отвечали сжато или не отвечали вовсе… Они и Изабелла – совершенно разные. Разве на этом строится дружба?
Она попыталась раскачиваться сильнее.
Девочки встречались каждый день у дерева с привязанными к нему качелями, но качели эти они никогда не использовали и скорее всего выбрали это место как ориентир. Им были не свойственны многие детские забавы, отчасти потому, что они считали себя взрослыми для такого рода времяпровождения. Неизвестно было правда ли они считают себя такими или притворяются такими в силу своего возраста не принимая приглашения в детские развлечения, желая не показаться странными или глупыми.
А Изабелла сразу заметила, как красиво это место: густая трава вперемешку с мелкими цветами, лёгкий ветерок, голубое небо, которое выглядит ещё более широким и безграничным если вскидывать на него голову прямо с качелей… а девочки не видят этой природной красоты, скрытою даже в самых маленьких вещах…
Оттолкнуться от земли не получалось.
Качели, как поняла девочка, были установлены здесь примерно пятнадцать лет назад. Раньше это было весьма уютное место, около которого находились частные и двухэтажные дома. Но… про него забыли… Дома снесли, полагая, что они уже слишком стары и из-за этого опасны для жизни, а людей, прописанных в них переселили в сравнительно недавно построенные здания ближе к центру города.
«Может быть они поступили и правильно, но они не должны были забрасывать этот чудный уголок, некогда бывший процветавшим и весёлым…» – считала Изабелла.
Сильвия и Каролина продолжали что-то обсуждать, отойдя подальше от «подруги». Изабелла посмотрела под ноги – красные босоножки ковыряли мелкие камни и рыхлую землю и никак не хотели набирать высоту. Эх… не достигнуть ей солнца.
Шаги… Изабелла резко подняла голову и посмотрела вперёд.  В нескольких метров от неё была узкая тропинка по которой шёл мальчик примерно её возраста. Шёл он крупными шагами, но при этом довольно медленно, сжимая в руках тонкую маленькую карточку. Изредка он посматривал на неё и бормотал себе что-то под нос. Лицо у него было серьёзное и сосредоточенное. Видно, что этот мальчик разбирается в науках и обладает всеми задатками будущего учёного.
Сильвия и Каролина оторвались от своей беседы, посмотрели на него и проговорив шёпотом что-то между собой засмеялись.
Мальчик оторвал свой взгляд от карточки и взглянул на них. Изабелла съёжилась, пытаясь поудобнее сесть на качели.
Руки его, сжимающие карту расслабились и опустились, а сама она упала на землю. Мальчик встал ровно, не шевелясь, будто не ожидая увидеть в этом месте людей и немного робея. Изабелла спрыгнула с качелей и поспешила поднять с земли, упавшую вещь. Оказалось, что это была небольшая плата, часто используемая при программировании искусственного интеллекта. Девочка улыбнулась и протянула её ему. Мальчик сомневался, но дрожащими руками взял её обратно.
«Он волнуется…» - поняла Изабелла и решила начать разговор первой.
- какая маленькая плата! – сказала она – а для чего она тебе?
Мальчик молчал. Наконец он судорожно вздохнул и тихо ответил:
- я создаю универсального робота-андроида с тысячью типов возможных операций. Это плата – одна из важных частей его искусственного интеллекта, отвечающая за понимание человека, отдающего роботу свои команды и характера робота…
Он вздохнул, подумав, что он говорил слишком заумно и девочка его не поняла.
- это интересно! – довольно искренне отозвалась она.
Мальчик улыбнулся.
- что это вообще за слова такие? – громко и немного грубо отозвалась Каролина – если ты знаешь их, то это не значит, что знают другие!
- правильно! – кивнула ей Сильвия – мы в таки запутанно-сложных не разбираемся, мальчик!
- это программирование, кибернетика и робототехника… - шёпотом сказал он.
- мы больше преуспеваем на устных и простых уроках, а не на науках! – хором ответили ему девочки.
Мальчик был готов заплакать. Он вытер глаза и быстро убежал не сказав ни слова. Изабелла попыталась его догнать, но не смогла. Она подошла к своим «подругам» вплотную и тихо спросила:
- за что вы с ним так грубо?
- да ладно! – махнули рукой они – поплачет и успокоится. Мы же не виноваты, что Кларенс так трепетно относится к своим «техникам».
- Кларенс? – переспросила Изабелла – вы его знаете?
- а ты разве нет? – удивилась Каролина – он перешёл в нашу школу пару месяцев назад. Мечтает собирать роботов. Из всех учеников школы оказался самым умным и поэтому старшеклассники, пользуясь его детской наивностью стали шутить над ним. Поразительно – казалось бы такой умный, а на шутки, даже самые явные попадается!
- ваши шутки зашли слишком далеко! – сказала девочка и посмотрев на тропинку, с которой пять минут назад скрылся мальчик, побежала в сторону своего дома, не попрощавшись. Девочки пожали плечами и снова погрузились в разговор, словно ничего этого и не было.

Девочка попыталась его остановить, но не смогла догнать его. Если бы это увидел учитель физкультуры, то поставил бы пять за бег на скорость. Кларенс пробежал примерно пятьдесят метров и тщательно проверив, что девочка не идёт за ним, сбавил шаг и пошёл в сторону маленького низенького домишки с двумя этажами.
С платой всё в порядке. Эта девочка буквально спасла её подняв с пыльной земли и отряхнув. Если бы он продолжил стоять на тропе, как столб и робея всматриваться в лица знакомых ему старшеклассниц, чьё появление в близи его дома, заставило его слегка смутится, она могла испачкаться и перестать функционировать, но всё обошлось.
Кларенс положил плату в карман и открыл потрёпанную дверь. Подъезд впустил его в свои тёмные старые коридоры, наполненные сырыми ступенями и запахом влаги и он почти не различая силуэты в выедавшем глаза мраке пошёл по лестнице на второй этаж, по мере приближения к которому, становилось всё светлее. Там на потолке колебалась одинокая лампа накаливания, горевшая тусклым светом, но достаточным для того, чтобы осветить маленькую лестничную площадку. Мальчик остановился перед дверью с номером пять, вытер ноги о прилежащий к ней ковёр и нажал на кнопку звонка.
Этот дом был единственным, который тогда не снесли. Он был построен позже остальных жилых зданий и его сочли безопасным. Да, этот дом выглядел немного нуждающимся в ремонте, но жильцы уже занялись этим: сообща соседи чинят друг у друга окна, двери и балконы, помогают клеить обои, а совсем недавно они развели краску и покрасили стены подъезда, которые были далеко не в лучшем состоянии: прошлая краска ободралась и подростки вооружившись баллончиками изрисовали её вдоль и поперёк. Люди объединились и они стали выглядеть более аккуратно. Теперь люди копят на покупку хороших и ярких люминесцентных лампочек, чтобы решить проблему с освещением.
Дверь открылась. Худая, бледная женщина лет сорока с накрученными на белокурые волосы бигудями, улыбнулась и провела Кларенса в квартиру.
- как учёба? – спросила она запирая дверь.
- всё хорошо… - ответил мальчик.
- всё хорошо? – взволнованно отозвался из комнаты отец. По телевизору показывали футбольный матч и он выкрикивал громкие ободряющие кричалки, пытаясь поддержать любимую сборную.
- да, да, - бодро подтвердил Кларенс и отправился к себе в комнату.
На столе лежали части скелета робота. Он подошёл к ним и взял в руки голову робота.
- искусственный интеллект готов… - он вставил плату внутрь и глаза андроида заморгали – посмотрим общие показатели твоей готовности.
Кларенс вытащил из лежащей на полу сумки небольшой ноутбук и подключив к нему робота отследил его текущее состояние: сердцебиение по частоте ударов в минуту похоже на человеческое - железно-механическое сердце, собранное им, работает хорошо. Опорно-двигательная система развита сильно, на значке искусственного интеллекта появилось мигание… Он нажал на него – плата установлена успешно!
- показатели всех систем более чем в порядке, - улыбнулся мальчик – всё почти готово…
Он соединил все запчасти между собой и получилась стройная, очень похожая на человека фигура. Глаза её были закрыты – время её активации придёт немного позже.
Очень скоро он обретёт настоящего друга…
С друзьями Кларенсу не очень везло. В старой школе его всё время дразнили «ботаником» и не хотели общаться с ним, хотя и нередко просили списать той или иной конспект по информатике. Когда его перевели в другую школу, всё стало ещё хуже: над ним стали подшучивать и особенно распространённые шутки – это склейка страниц тетради клеем и подкидывание в пенал не пишущих ручек. Учителям нравились его успехи, а ученикам – не очень… в особенности двум девочкам – Сильвии и Каролине. Они первые начали высмеивать его в новой школе, хоть они учатся в разных классах, а потом за ними начали повторять и другие.
Месяц назад эти девочки начали встречаться и разговаривать недалеко от его дома. Мальчику пришлось найти другой маршрут ведущий к дому, но сегодня его перекрыли в связи с починкой дороги. Он надеялся, что не встретит их сегодня, но ошибся…
Правда та девочка, которая пришла с ними сегодня, была совсем на них не похожа. Она вела себя вежливо, приветливо и была явно заинтересована его увлечением, а ещё спасла его плату… Когда Каролина и Сильвия попытались что-то начать, он убежал, но кажется та девочка заступилась за него. Возможно она даже хотела с ним подружиться, но захочет ли теперь когда он так быстро кинулся прочь? Как бы он хотел, чтобы у него был друг такой как эта девочка…
И у Кларенса появилась идея: он создал примерную внешность девочки в специальной программе на компьютере и опираясь на неё начал делать внешний вид робота. Он работал несколько часов, не отвлекаясь на отдых и даже на ужин. Он поправил кое-какие параметры робота, подогнал их под себя и он стал одинакового с ним роста. Внёс коррективы в искусственный интеллект андроида добавив кроме помощи доброту, вежливость и сострадание.
И вот перед ним стояла миловидная девочка с длинными тёмными волосами, в голубом коротком платье и белых колготках. На ногах у неё были голубые босоножки.
Кларенс был доволен своей работой – первым и достаточно хорошо сконструированным роботом, по своим пропорциям и навыкам не уступающим человеку.
Мальчик включил робота и глаза её открылись и загорелись приятным светло-голубым светом. Она сделала неглубокий реверанс и в этот момент показалась ему настоящей, живой девочкой. «Девочка» присмотрелась к нему и заговорила:
- я рада приветствовать тебя, создатель.
Голос её был звонким, но мягким. Синтезатор речи, находящийся в её гортани функционировал отлично, в точности передав голос той девочки, с которой он недавно встретился.
- можно, не так официально… - смутился он.
- хорошо Кларенс, как тебе будет угодно, - улыбнулась робот – если ты включил меня, то тебе нужна помощь. Скажи же, какая?
- помощь от одиночества, - вздохнул Кларенс.
Она встрепенулась и удивлённо посмотрела на него.
- а, твой блок памяти не содержит данной информации… - понял мальчик – тогда я всё расскажу.
И Кларенс кратко изложил историю своего перевода в новую школу, шутки старшеклассников и тёплые воспоминания о прекрасной девочке, по подобию которой он сделал её и от которой так подло сбежал… Робот слушала всё это с большим интересом, кивая и с сопереживанием реагируя на каждое его слово.  Когда он кончил, она пару секунд стояла молча, обрабатывая полученную информацию.
-ты находишься в трепетном волнении – наконец констатировала она – будь чуточку более расслаблен, не пугай меня так, ты всё-таки мой создатель.
Мальчик закрыл лицо руками:
- о чём я только думал? – закричал он – как робот может быть другом?
Робот смотрела на него в изумлении, а затем положила свою руку ему на плечо. Пришло время Кларенсу удивиться.
- я робот, - совершенно спокойно подтвердила она – и я многое не умею, не знаю и не понимаю, но роботы запрограммированы учиться у людей и всячески подражать им. Так научи меня всему тому, что я не умею, не знаю и не понимаю. Все эти качества приходят с опытом, так дай же мне скорее накопить необходимые знания! Если ты хоть немного обучишь меня, то я соберу все необходимые данные о характере твоей личности и смогу понимать тебя намного больше…
С каждым её словом, глаза Кларенса расширялись от восторга и сильного непонимания того, как робот, неодушевлённый искусственный интеллект, может говорить так собранно и рассудительно, вкладывая большой смысл в каждое своё слово.
- хорошо, давай учиться, – согласился он ожидая, что робот рассмеётся и будет скакать вокруг него от радости как маленький ребёнок, но этого не случилось.
- вопрос! – подняв голову вверх объявила она – как меня зовут? В моей базе данных нет упоминания о моём серийном номере и названии моей модели…
- хм… а действительно… - задумался мальчик – как ты думаешь, какое имя у этой девочки?
- в моей базе данных и памяти нет упоминания её имени – спустя пару секунд раздумий ответила она – я не знаю её имени.
Кларенс задумался.
- мне кажется, имя «Элис» идеально бы подошло, - наконец решил он – тебе нравится?
- я приму любое имя, которое бы мне не дали, - кивнула робот.
- тогда запиши его на свою карту памяти – попросил мальчик.
-  моя карта совсем пуста… - после тщательного анализа призналась Элис – получается, ты делал меня с чистого листа, не прибегая к заводским параметрам и настройкам?
- да, это так, - подтвердил Кларенс – я создал тебя с нуля.
- это приятно, когда понимаешь, что тебя создал один человек, а не команда рабочих-техников… - улыбнулась она – это даёт чувство, что я очень нужна кому-то и это безмерно приятно… Даже то, что я способна испытывать какие-либо чувства сильно отличает меня от других искусственных интеллектов! Ты – очень хороший конструктор андроидов. Память моя чиста, всё лишнее, мешающее моему развитию удалено или остановлено. Мне так натерпится накопить все необходимые знания!
Мальчик смущённо покраснел. Робот, определённо его лучшее творение. С его чувствами пришлось конечно провозится (он писал её код около пяти суток), но именно её живость, так неестественная обычной машине в сочетании с неописуемым умом, быстротой реакции и возможностью учиться, почти и превратила её в человека.
Элис (или Лисса, как он любил её называть) стала его единственным другом. Она поддерживала его, когда было тяжело, ободрение вызывало даже её скромное присутствие и едва заметная улыбка. Лисса быстро добивалась успехов в математике, физике и информатике, которыми в свободное от учёбы время с удовольствием знакомил её мальчик. Робот усваивала материал буквально на лету, ей с первого раза удавалось записать необходимые правила в свою карту памяти и они никогда не стирались. Кларенс никогда в жизни не встречал человека, так любящего науки, а его робот просто обожала формулы и вычисления. С ней было приятно общаться по теме и несмотря, что иногда Кларенс пересказывал ей её в довольно сжатой форме, она всё равно понимала это и могла ответить о ней более развёрнуто. Элис знала и об искусстве, даже сама когда-то брала в руки кисть пытаясь написать свою картину, разбиралась в поэзии и музыке, обожала биологию. Совсем недавно она начала осваивать языки – немецкий и французский (что также выходило неплохо) и мальчик был очень доволен ею.
Каролина и Сильвия с тех самых пор ему не встречались. Они не появлялись около его дома и почти не встречались ему в школе. Кларенс узнал, что они были наказаны за выбитое в следствии очередной их неуместной шутки окно. Мальчик решил показать своей подруге старые качели.
Он подвёл её за руку к дереву и она удивлённо посмотрела на качели.
- что это? – спросила робот – я никогда не видела подобной конструкции…
- это качели, - ответил Кларенс.
- и каков же принцип их работы? – поинтересовалась Лисса.
- садись и сама всё увидишь!  - улыбнулся мальчик.
Она неуверенно подошла и медленно, осторожно присела на качели. Кларенс аккуратно начал раскачивать их.
- ах, я поняла! – рассмеялась робот – какая интересная забава. Хи-хи! – она рассмеялась совсем как живая девочка, пристально смотря в вечерние розовые небеса – они такие бескрайние… вот бы взлететь и посмотреть на самом ли деле облака состоят из газа? Это конечно, уже доказано, но… в каждых, даже самых точных расчётах, есть своя погрешность. И как по мне, облака эти похожи на мягкий пух или на приятную вату, или даже на плюш! Как ты считаешь?
- я считаю, что лучше бы придерживаться мнению учёных… - отвечал мальчик.
- да ты прав, - согласилась Элис – но…
- но?
- не стоит всё время быть таким серьёзным, - сказала робот – иногда стоит придаваться и мечтам. Пусть даже самым несбыточным… Мечты, греют наше сердце, веселят, дают надежду. Наверно, это ещё не доказали, но я считаю, что мечтать полезно…
- в твоих словах есть доля правды, - задумался Кларенс – ты мечтаешь подняться к облакам?
- да, очень! – подтвердила Элис – я всегда восхищалась умению летать у птиц! Как же я им завидую… Но я тяжела по своему строению – даже если и получу крылья – не взлечу. Но я продолжаю мечтать, надеяться, и когда это платформа, раскачиваемая тобою, взмывает вверх, я чувствую себя почти летающей, парящей, вместе с ней… Спасибо, ты практически исполнил мою мечту, приведя меня сюда.
С тех пор Кларенс начал думать об апгрейде своего робота. Он раскачивал её на качелях почти каждый день после школы, даже иногда пренебрегая уроками, чтобы пойти погулять с ней. С каждым днём её мысли о мечтах становились более осмысленными, в какой-то мере мудрыми и он решил больше не тянуть.
Его подарок – маленькие двигатели на реактивной тяге прикрепляющиеся на её обувь. Существование их было весьма непросто скрыть, потому что робот, дождавшись когда он сделает уроки, чуть ли не силком приводила его к старому дереву, качаться и мечтать. Наконец апгрейд был готов.
- пойдём-пойдём! – толкая её вперёд и сгорая от нестерпимого ожидания её реакции повторял мальчик.
Он и не мог представить, что делать подарки так волнительно, но при этом очень приятно.
- куда? – спрашивала Элис удивлённо озираясь по сторонам.
- увидишь! – улыбнулся Кларенс.
Они вышли на большую дорогу. Мальчик нетерпеливо потянул её за руку в сторону дома.
- скорей-скорей! – кричал он.
Робот взглянула на пешеходный светофор. Человечек светился красным.
- Кларенс, может быть не… - она хотела предостеречь его, но мальчик оборвал её.
- уже совсем скоро! – сказал он.
- что скоро? – спросила Элис
- сбудется твоя мечта, - ответил он.
- мечта?.. – переспросила робот.
Вдруг перед её глазами промелькнула чёрная машина. Она ехала прямо на них. Робот попыталась предупредить об этом Кларенса, но он был в таком нетерпении, что пропускал сквозь себя все её слова. Когда он заметил опасность, то было уже поздно. Водитель увидел их и испугавшись жал на тормоз, но тормозная система не могла так сразу остановить машину.
- извини Кларенс… - прошептала робот и загородила его собой – беги скорее.
- Элис… - он понял, что было у неё на уме.
- беги! – она крикнула громче.
Кларенс не сдвинулся с места.
Машина на полном ходу врезалась в робота. Туман едкого дыма окутали всю видимую часть дороги – провода, что соединялись между собой внутри Элис разорвались и вспыхнули огнём.
- Лисса! – вскрикнул мальчик.
Из машины вышел высокий упитанный мужчина средних лет. Взгляд у него был обеспокоенным.
- малой, ты как? – взволнованно-удивлённо спросил он – как тебе только в голову пришло под машину бросаться?
- я в порядке, - стирая ладонью навернувшиеся слёзы ответил Кларенс.
Мужчина перевёл свой взгляд на причину возгорания – красивую маленькую девочку пылающую ярким огнём и застыл выпучив глаза.
- куда-ж то полезла, девка! – едва смог вымолвить он.
Мальчик присмотрелся: капот протаранил ей грудь и сердце её от столь мощного удара раскололось вдребезги и починке не подлежит, база данных, имитатор голоса, карта памяти – это всё сгорело. Даже если робота восстановить, то она уже ничего не будет помнить.
- это не девочка, это робот… - пытаясь сохранять самообладание успокоил его Кларенс.
Мужчина вздохнул с облегчением. На место аварии стали сбегаться люди и мальчик быстро убежал.
Весь день он прохаживал около старого дерева с привязанными качелями.
Она погибла… погибла из-за его невнимательности -  это никак не могло уложиться в его голове, отзываясь в ней резким болезненным гулом.
- с тобой всё в порядке, Кларенс? – от неожиданности этого вопроса его слегка передёрнуло.
Он обернулся и увидел… своего робота?
- Элис… - не веря своим глазам прошептал он.
- нет, Изабелла, - сказала девочка – мы сталкивались тут, месяц назад.
- но… откуда ты знаешь моё имя? – спросил он.
- Сильвия и Каролина сказали… - ответила она – но не пугайся, я с самого начала с ними не дружила. Я увидела тебя и захотела подружиться…
- да, - кивнул Кларенс, вспоминая – прости, что так подло от тебя убежал…
- всё хорошо… - улыбнулась Изабелла – я хотела, чтоб ты исполнил мою мечту…
- какую? – спросил он подняв голову.
- чтоб ты помог мне взлететь до небес… - вздохнула она – покачал на качелях.
- это возможно! – улыбнулся Кларенс.
Изабелла покраснела и присела на качели. Он плавно раскачал их и они оба почувствовали себя самыми счастливыми на свете…


Рецензии