Воспитательный процесс

                Ох, и трудная это работа… Нет, я не про бегемота. Я про воспитание. Ох, и трудная это работа – воспитать хотя бы одного ребенка! А если он не один? Вот у нас – не один. И все разные: по характеру, по способностям, по привычкам и темпераменту. И все – личности! Как бы тут дров не наломать!

               Что-то дети получают от папы с мамой, а что-то от Бога. И на это «от Бога» ты никак не можешь повлиять. Дары каждому человеку Господь дает неодинаковые. Один – умен, другой – добр, третий – смел, четвертый – заботлив. Хорошо, если все в комплекте. Такое реже, но встречается. Как тут разобраться? Ведь существуют штампы общества, под которые мы подгоняем детей. «Ребенок должен научиться читать и считать до школы, должен освоить иностранный язык, а лучше два-три, должен поступить в ВУЗ, должен, должен, должен… Да ничего он не должен!

                Знают ли родители, что обучение девочек иностранным языкам на невидимом уровне разрушает их духовное целомудрие? (Не моя мысль, и не вспомню: чья?) Девочка – будущая женщина, хранительница домашнего очага, и ей чуждо все неродное, агрессивно навязываемое, инородное. Это пагубно влияет на ее внутренний мир. В былые времена на Руси это хорошо понимали. Поэтому толмачами – переводчиками, обычно, служили мужчины. Не говорю сейчас о русской интеллигенции в лице князей, дворян и пр. Обучение в их семьях часто было обусловлено модными веяниями, а не разумной необходимостью. Идейными вдохновителями русских революций стали, в основном, выходцы из интеллигентской среды. И это отдельная тема для размышления.

                Возвращаясь к началу разговора, думаю о том, что все дети – разные, но каждый одарен по-своему. И любые штампы общества могут их сломать. В нашей семье всегда любили читать. И дедушки с бабушками, и родители, и большинство детей. Любовь или нелюбовь к чтению не зависит от исторического временного отрезка. Время, говорят, не то – дети осваивают гаджеты. (Не нравится мне слово «гаджеты» – гад же ты) наша внучка с этими гаджетами тоже на «ты». Но ее любовь к книгам просто поражает. С трех лет она буквально проглатывает любую попавшуюся в ее руки книгу... И это, конечно, радует и родителей, и нас – бабушек, дедушек. Остается только следить, чтобы книги были полезными, с духовным содержанием.

                А рядом с нашей любительницей фолиантов в тех же временнЫх и бытовых условиях растут другие дети, для которых общение с книгой – пытка. На какие только ухищрения мы не идем, чтобы увлечь, например, нашу младшую дочь чтением! Что только не перепробовали: «пряник и кнут», чтение вслух, личный пример, метод убеждение и прочее, и прочее. Когда я зашла в тупик в этом направлении воспитательного процесса, то разразилась примерно таким монологом:

– Как можно не любить читать?! Когда я была младше тебя в два раза и еще не ходила в школу, то дважды в день, натянув шубейку, шапку и валенки, ходила по снегу через замерзший пруд, чтобы обменять книги в сельской библиотеке. Книжки эти я почти мгновенно прочитывала дома и опять отправлялась в библиотеку. Мудрая библиотекарь Роза Федоровна стала мне подсовывать более толстые книжки. Потому что я готова была приходить в библиотеку и в третий раз за день. Как ты не понимаешь, что познавать мир, отношения между людьми через книги – это очень увлекательно! (Дочь смотрит на меня с большим скепсисом).  Ведь необходимо самообразовываться, чтобы быть интересным человеком для окружающих. Никогда не знаешь, когда эти знания, которые ты почерпнешь в книге, тебе пригодятся. Бывает, красивая девушка, а за душой – ничего, пустота! Разве с ней интересно общаться? Такой девушке трудно выйти замуж за приличного человека, потому что ему будет с ней скучно!

           И тут наша девятилетняя дочь сразила меня наповал:

– А если и он такой же? – хитро посмотрела она на меня.

Так я и осталась с открытым ртом. Действительно! А если «и он такой же»?! Вспоминая этот разговор с моей отроковицей, вдруг, поймала себя на мысли: а что, если нет у нее этого дара – с желанием читать книги и через них постигать «окружающий мир и отношения между людьми»? Но Господь не мог оставить нашу девочку без даров. Нравятся же ей многие предметы школьной программы, вязание и хоровое народное пение, кружок которого она с удовольствием посещает. Может быть она – будущая Мария Мордасова или Людмила Зыкина? А я ее книжками замучила. Хотя одно другому не помешало бы.

           Вспомнилось, что так же не любил читать книги наш погибший сын Сергей. О его гибели «за други своя» написан у меня рассказ «Голубчик, или где живет душа». Сколько сил я отдала, чтобы пробудить в нем любовь к чтению. Однако с тех пор, как погиб наш сын, меня не покидает мысль, что, возможно, именно для этого он и пришел в этот мир – отдать свою жизнь за других. Это поступок, на который далеко не каждый решится. И я не знаю, как бы в подобной ситуации поступила я – любительница и агитатор книжного чтения. Видимо, не количеством прочитанных книжек измеряются любовь к ближнему, сострадание и готовность прийти на помощь.
 
Неведомы мне и пути-дорожки моей девятилетней доченьки. Храни, Господь ее, всех потомков рода нашего и деток всей Земли!



Фото из личного архива


Рецензии