О мнимом патриотизме фарисеев, гонителей Христа

Уже не в первый раз я читаю утверждение, будто Христа распяли патриоты. Израиля, разумеется (римляне, как известно, были лишь исполнителями, а осудили, по сути, его израильтяне , иудейский Синедрион). Утверждение о том, что Христа распяли патриоты, направлено против патриотизма как такового. Т.е. раз Его распяли патриоты, то стало быть, и патриотизм – явление антихристианское. Логика вроде бы есть. Но ведь можно поставить вопрос и по-другому – Христа распяли не безбожники, а верующие, и в первую очередь, духовенство (заправляли-то первосвященники), стало быть, вера как таковая – явление жутко вредное и антихристианское, а уж быть служителем культа – вообще ужасно плохо.

Согласятся ли с таким утверждением те религизники, христиане, и особенно духовные лица (любой конфессии)? Скорее всего они скажут о ложной вере, фанатизме  и  о лицемерной религиозности. Почему же они не задумываются о том, что и патриотизм может быть ложным,  фанатичным  и лицемерным?

Но давайте разберемся с «патриотизмом» тех, кто осудил Христа. В Евангелии Христос чаще всего обличает фарисеев. В  противовес  другой партии (саддукеев, которые были самими натуральными коллабороционистами, приспешниками римской оккупационной власти) фарисеи считаются партией патриотической. Без сомнения, среди фарисеев  было много действительно патриотов Израиля. Тот же апостол Павел, который был именно фарисеем,  наверняка был патриотом и до обращения ко Христу ( о том, что он любил свой еврейский народ уже после обращения, я писал в статье «О «недостойном Отечестве» и патриотизме апостола Павла»).

И все же патриотизм многих фарисеев, особливо противников Христа, под большим сомнением.  В свое время именно фарисеи поспособствовали оккупации Израиля римлянами (у фарисеев были нелады с действующей властью Израиля). Но да это дело прошлое.  Я хочу вот на какой момент внимание обратить. О вопросе Христу, заданному посланными к Нему иродианами [приверженцами ненавистного иудеям Иродова дома, сторонники политической зависимости от Рима] и фарисеями.

Евангелие от Луки, гл.20:
"20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. 21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; 22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?".
Т.е., получается, что фарисеи, чтобы погубить Иисуса вступили в союз с иродианами (коллаборационистами, как и саддукеи), и по апостолу Луке, намеревались именно сдать Его римской власти? В случае его отрицательного ответа, разумеется. В этом Евангелии наиболее четко проступает именно предательская, коллаборационисткая, сущность фарисеев.

В других Евангелиях немного по-другому звучит, и по толкованиям Отцов допускается еще один вариант - Спаситель отвечает утвердительно, и Его уже обвиняли перед народом в предательстве. Но в любом случае, первый вариант также предусматривался. Т.е. фарисеи (сами ли, через иродиан, неважно) были готовы донести на Христа римским оккупантам.

Таким образом, «патриотическая партия» фарисеев, которые много досаждали Иисусу Христу, а после – Его ученикам,  в свете Евангелия выглядит не так уж патриотично. Еще менее патриотично выглядят саддукеи. Но «это уже совсем другая история».


Рецензии