АБС 9. Пятый вопрос царя
Сказал ему Бен Сира: Ангелы, которые ответственны за лечение: Саной, Сансаной и Самнаглоф. (1)
Когда Бог сотворил Адама, который был один, Он сказал: «Нехорошо человеку быть одному» (Бытие 2:18). И он создал женщину для Адама, из земли, как Он создал самого Адама, и назвал ее Лилит. Адам и Лилит сразу стали браниться. Она сказала: «Я не лягу под тебя», а он сказал: «Я не лягу снизу, но только сверху. Ведь ты соответственна мне и тебе подобает быть снизу, ибо я превыше тебя». Лилит ответила: «Мы равны с тобой, ведь мы оба созданы из земли». Но он ее не послушал. Когда Лилит увидела это, она произнесла Непроизносимое Имя и улетела вдаль по воздуху.
Адам взмолился Создателю: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты мне дал, сбежала!» Тогда Святой, благословен Он, послал ангелов, чтобы вернуть ее. Сказал Святой Адаму: «Если она согласится вернуться к тебе, хорошо, а если нет, сто из ее детей будут умирать каждый день».
Ангелы покинули Бога и последовали за Лилит, и отыскали ее посреди моря, в могучих водах, там, где египтянам суждено было утонуть. Они сказали ей волю Святого, но она не захотела вернуться. Ангелы сказали: «Мы утопим тебя в море».
«Оставьте меня», – сказала она, – «я создана для того, чтобы причинять болезни младенцам. Если младенец мужского пола, моя власть над ним восемь дней после рождения, а если женского, то двадцать». (2)
Когда ангелы услышали слова Лилит, они стали настаивать, чтобы она вернулась. Но она поклялась именем живого и вечного Бога: «Когда я увижу вас или ваши имена или ваши изображения на амулете, я не буду иметь власти над младенцем». Она также согласилась, чтобы сто ее детей умирали каждый день. (3)
Поэтому, каждый день сто демонов погибают, и поэтому же, мы пишем имена ангелов на амулетах для маленьких детей. Когда Лилит видит эти имена, она вспоминает свою клятву, и ребенок выздоравливает.
Иллюстрация: тот самый амулет.
(1) Анализ этих имен, которые впервые появляются в этой работе, см. Джошуа Трахтенберг, «Еврейская магия и суеверие» (1939), По его словам, эти имена, вероятно, произносились как Саной, Сансаной, Семангелаф. Они изображались на амулете как птицы, образец которого можно видеть в качестве иллюстрации в книге Трахтенберга (см.иллюстрацию). В Восточной Европе принято размещать эти имена на стенах комнаты, в которой спал новорожденный, чтобы защитить его от демонического вреда.
(2) Совершенно очевидно, почему Лилит не имеет власти над младенцем мужского пола после восьмого дня, поскольку в этот день ребенок проходит обряд обрезания. Но не ясно, почему власть Лилит заканчивается на двадцатый день после рождения женщины. Предположение Трахтенберга о том, что в этот день у девочек был обряд инициации, не находит поддержки в источниках. В оксфордской рукописи сказано о двенадцати днях вместо двадцати.
(3) Согласно мидрашам, Лилит настолько жестока, что уничтожает свое собственное потомство (Бемидбар Раба 16:25).
Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/26/768
Свидетельство о публикации №219012401653