Рецензия Андрея Михалкова-Кончаловского

Предисловие к повествованию Николая Ващилина

«Мы умирали по воле режиссёров»

Самый страшный ужас, который я могу себе представить, самое тяжкое испытание - это необходимость выбора между своей жизнью и жизнью кого-то из близких мне людей. Я покрываюсь липким потом, когда думаю о подобной необходимости. Пожертвовать своей жизнью можно инстинктивно. Смог бы я сделать это сознательно? Где-то у той последней черты, где возникает человек как существо, способное на самопожертвование, там прекращается великий инстинкт самосохранения и начинается чудо. Если не сумасшествие. Часто ли мы заглядываем в те самые бездны своей души и совести? В те темноты, где живёт та самая тварь дрожащая. Страшно туда заглянуть! Где оно, величие духа, когда пистолет приставлен к виску? Мне не выпадало проверить это на деле, узнать, каков я на самом деле, - пока повезло. Повезло тому, кто может тешить себя иллюзией о своей моральной цельности.

Я знаю людей, которые рисковали своей жизнью на моих глазах, и даже по моему повелению. Мотивы их поступков мне не понятны. Но это не деньги. Хотя не знаю... Именно о таких мотивах пишет в своей книге Николай Ващилин - Каскадёр, который работал на моих кинокартинах «Романс о влюблённых» и «Сибириада».

В 1974 году, когда я снимал «Романс о влюблённых», мне понадобилось в сцене драки братьев разбить головой стекло в электричке. Когда Коля выполнил этот трюк у нас на глазах, я думал он погиб. У меня всё опустилось внутри, но это была чистая техника, профессионализм. Спустя два года я пригласил Колю для постановки трюков в четырехсерийной эпопеи «Сибириада». И хотя в то время по Мосфильму бегали группы каскадеров, предлагая свои услуги, я предпочел пригласить Колю. В «Сибириаде» предстояло снять сцены с пожаром и дракой на берегу реки, которые по своим эффектам должны были соответствовать мировому уровню. Коля человек творческий, и мы с ним придумали много того, что помогло это осуществить. Отдавая в его руки для выполнения трюков в огне , в воде и на высоте таких актеров, как Виталия Соломина, Никиту Михалкова, Сергея Шакурова, Александра Потапова - я был абсолютно уверен в их безопасности.

В дальнейшем я рекомендовал Колю Сергею Бондарчуку для работы над «Красными колоколами», американцам Марвину Чолмски и Лоуренсу Шиллеру на «Петре Великом», и слышал от них восторженные отзывы. Я видел его работу в картинах «Король Лир» Григория Козинцева, «Урга - территория любви» Никиты Михалкова, в популярных кинокартинах «Д'артаньян и три мушкетера», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Остров сокровищ», «Легенда о Тиле», «Стрелы Робин Гуда» и многих других.

Надеюсь, что книга Николая Ващилина о работе режиссеров, актеров и каскадеров в кино будет интересна не только кинематографистам, но и широкому кругу читателей.

Кинорежиссёр Андрей Кончаловский




Второй режиссёр Мосфильм Борис Вельшер / Сибириада, Интердевочка.../

;Борис Вельшер; для Николай Ващилин
9 октября 2013 г. в 17:41 · Москва ·
Коля,привет! Спасибо тебе за всегдашние тёплые слова в мой адрес!.Вопросы получил и всё пытался копаться в памяти, с кем из твоих "собратьев" по профессии мог где-то и когда-то пересекаться. И прихожу к неутешительному выводу, что ты у меня по этому "депортаменту" проходишь как единственный и неповторимый. С другими постановщиками трюков или каскадёрами,почти не довелось работать по-серьёзному - были какие-то проходные мелочи,что не оставили значимого следа.Несколько раз работал с Олегом Савосиным - он ставил у нас захват чекистами ближайшего помощника Бориса Савинкова -полковника Павловского( Евгений Матвеев) в фильме Владимира Чеботарёва "Дело Бориса Савинкова"( в прокате "Крах", две серии). Это была практически драка,которую он и поставил.В ней участвовали сами актёры -Е. Матвеев, Г.Воропаев(ваш,из т-ра Акимова),Н.Граббе,Л.Куравлёв,И.Косых. он- О.Савосин, много работал на "Мосфильме",его знали,часто к нему обращались.Не знаю подробностей,но он потерял глаз во время одной из работ,но это ему не мешало быть всегда задействованным. С ним работали тогда и многие начинающие,в основном бывшие спортсмены,имена-фамилии которых сейчас не вспомню...
Все бони были отличные,интеллигентные ребята .Это уже потом появились Иншаков и компания , их "контора". ещё какие-то дутые личности,. ходили по студии как "мэтры",но большого уважения к ним мало кто испытывал,что постоянно витало в оценке тех, кому доводилось их приглашать.Много болтали,пудрили мозги,иногда вообще исчезали.. Кстати, об этом упомянул у тебя и Андрон Кончаловский, не поверивший в Речи" тех,кого ему до тебя предлагали...
Вот то,что могу тебе сообщить...Уж извини,что огорчаю малой толикой подробностей,а вернее,их отсутствием......Жму руку и всегда на связи! Борис.

Комментарии: 1
Комментарии


Николай Ващилин
Николай Ващилин

 Андрон упомянул в Речи../это что и где?/ . Савосина, Иншакова и Япончика я ,кстати. приглашал на Сибириаду ,но они слиняли на "Пираты 20 века". Жалко, что ты не знаешь Глеба Рождественского. Я про него вычитал во французской книге, а потом нашёл маленькое упоминание у Сергея Эйзенштейна. Ни фото,ни даты смерти....Так мы чтим своих героев. И всё начинаем делать заново.


Рецензии
Николай Николаевич Ващилин (07.04.1947 - 22.07.2023). Светлая память...

Константин Семынин   15.11.2023 17:38     Заявить о нарушении