Приключения Алёнки в Петербурге
В один из дней папа привёл Алёнку в музей А.С. Пушкина на месте его последнего проживания и смерти после дуэли с Дантесом у Чёрной речки в 1837 г., находящемуся по адресу: ул. Мойка,12. Когда группа посетителей музея зашла в гостиную, женщина-экскурсовод рассказала о семье поэта, что у него было четверо детей, о его жене Наталье Гончаровой, считавшейся красавицей и бывшей ростом на голову выше своего мужа, из-за чего А.С. Пушкин стеснялся с ней во время балов танцевать и в то же время страшно мучился и ревновал, если с его женой танцевали другие. Экскурсовод обратила внимание посетителей на портрет Н. Гончаровой, стоявший в рамке на находящемся посреди гостиной круглом столе. Алёнка взглянула на портрет и с детской непосредственностью воскликнула: “Фу! И что он в ней нашёл?” Это прозвучало для всех и, в первую очередь, для экскурсовода, довольно неожиданно. Экскурсовод с удивлением посмотрела на Алёнку и даже несколько покраснела в смущении, но, ничего не сказав, повела группу в следующую комнату, где находился диван, на котором поэт умирал в присутствии своего друга Василия Жуковского.
В следующие дни Алёнка побывала в Петергофе, Пушкине (бывшем Царском Селе) и Павловске. В Нижнем и Верхнем парках Петергофа она была в восторге от множества великолепных фонтанов, начиная от Большого каскада фонтанов у подножия Елизаветинского дворца во главе с величественным фонтаном “Самсон” (по велению царицы Елизаветы Петровны струя этого фонтана была перенаправлена так, чтобы в неё не попадали во время порывов ветра брызги от фонтана, когда царица стояла на балконе дворца) и заканчивая фонтанами-шутихами в Нижнем парке. Алёнка особенно долго не могла покинуть фонтан-шутиху “Диванчики” у Монплезира, где находились две скамейки и “секретные” камни напротив них. При попытке присесть на скамейки или ступить на
Ул. Мойка,12 - здесь жил А.С. Пушкин
“секретный” камень рискнувшего это сделать обдавало струёй из одной из форсунок фонтана. Алёнка азартно перепрыгивала с одного камня на другой, пытаясь успеть увернуться от струи фонтана, начинавшей бить в её сторону при касании ногой очередного камня. А в великолепном Павловском дворце с парадной лестницей в стиле “ампир”, на сторонах которой всходивших по ней сопровождали величественные скульптуры римских императоров, Алёнку более всего поразила большая, висевшая на первом этаже на стене галереи (бывшей фрейлинской) напротив окна, картина Карла Ванлоо “Амур, стреляющий из лука”. На картине изображён целящийся в зрителя стрелой из лука ангелочек с крылышками (купидон). Зрачки у купидона выполнены художником в центре его глаз и из-за игры света и тени создаётся оптический эффект: с какой стороны картины ни стал бы зритель – стрела амура всё равно целилась точно в его сердце. После посещения Павловского дворца во время прогулки по окаймляющему его парку Алёнка захотела покормить с мосточка, перекинутого через один из водных каналов парка, плававших в канале уточек оставшимся из взятых с собой бутербродов хлебом. Увидев, с какой прытью, яростно отталкивая соперниц, утки бросились за сбрасываемыми им кусками хлеба, она удивлённо воскликнула:”Папа, правда, у нас в Минске утки не такие голодные, как здесь!”
Последние два дня были посвящены Эрмитажу Зимнего дворца. Из его вестибюля по парадной мраморной лестнице из белого каррарского мрамора, первоначально называвшейся Посольской (т.к. по ней послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций), а позже ставшей называться Иорданской (т.к. царская семья в праздник Крещения спускалась по ней к Иордане – специальной проруби в Неве, где проводился обряд водосвятия) они поднялись в Большой Фельдмаршальский зал, открывавший большую анфиладу парадных залов Зимнего дворца. С потолка зала свисали большие люстры. Экскурсовод сообщила, что вес центральной массивной бронзовой люстры – около тонны, и что уже имел место случай её падения (отсюда шутка среди местных гидов: никогда не ставить группу под эту люстру). Алёнка испуганно посмотрела на люстру и невольно сделала несколько шажков назад. Когда группа пошла вслед за экскурсоводом в следующий зал – Петровский или Малый Тронный зал, Алёнка, вжав от
У знаменитых атлантов на ул. Миллионной (бывшей Халтурина) рядом с Зимним дворцом
страха голову в плечи, осторожно вошла в него, и, глядя на висящую в зале очередную люстру, стала упрашивать своего папу, чтобы тот спросил у экскурсовода о весе люстры этого зала и о том, падала ли она когда-нибудь и может ли упасть. После ознакомления с Зимним дворцом в составе группы Алёнка с папой решили походить по его залам самостоятельно. Они стали осматривать представленные в залах картинные галереи – картины Леонардо да Винчи, голландских, французских художников. Залов было много. Алёнке просмотр картин довольно быстро наскучил и она уже стремительно пересекала залы с картинами. Увидев отца, стоявшего в это время и разглядывавшего картину Рембрандта “Автопортрет с Саскией”, она нетерпеливо потянула его за рукав рубашки, сказав:”Пап, да здесь нечего смотреть – пойдём дальше!” Зато на следующий день, когда они осматривали залы на первом этаже дворца, внимание Алёнки особенно привлекла находившаяся в египетском зале под прозрачным ограждением мумия. Она долго заворожённо рассматривала её с нескрываемым испугом-любопытством и затем, чуть ли не шёпотом, спросила у отца:”Папа, это… человек?”
Вернувшись в Минск, Алёнка долго находилась под впечатлениями от поездки в Петербург, а когда на уроке литературы было сочинение – она написала о пушкинских местах в Петербурге.
Влад Стрелец
Свидетельство о публикации №219012401773