Галинкины рассказы. Соломинка

В раннем детстве у меня был закадычный дружок Генка Гуров, он был на год-два постарше.
Тогда мы жили на "Болоте"  - в барачном поселке в большом  двухэтажном доме.
В таком же бараке жил Гена с мачехой и маленьким братом.
Отец его - полковник Советской армии - был на фронте.
Мачеха Генку не любила.
Он спал в чулане и был всегда голодный.
Бродил по помойкам, пивнушкам, воровал.
Мачеха его колотила, не стесняясь никого.
Я сама видела, как она разбила Генке губы в кровь.
Я жалела Генку и носила ему вареных пескарей,
которых приносил с рыбалки мой брат Витя.
Генка часто бегал на продуктовую базу через мост за железную дорогу.
Он следил за разгрузкой продуктов, подбирал то, что падало из ящиков и мешков под вагоны.
Генка прятался за колесом вагона.
Но уж если грузчики его обнаруживали, ему крепко попадало!
Однажды он прибежал взволнованный:
на базу привезли бочки с подсолнечным маслом.
Он разработал целую схему как попить масла через соломинку.
Тут главное пробить шилом дырочку в железной бочке и высасывать масло через соломинку.
Генка брал с собой двух-трех пацанов (один на "атасе"). Другие ползком поочереди припадали к соломинке.
Дырочку делал сам рисковый Генка заранее, один. Он был очень добрый - делился с   друзьями.
Когда он был очень голоден, шел в пивнушку.
Ближе к вечеру туда приходили мужики с вяленой или сушёной рыбой.
Они несли к столикам большие стеклянные кружки пива с пеной,
отпивая нетерпеливо на ходу.
Их радостные лица сияли от предвкушения.
Генка маскировался.
Он был конопатый, рыжая шевелюра клочками свисала на лоб, плечи и уши.
Он повязывал голову платком, уличал момент и воровал хлеб и рыбу, прятал все под рубаху и убегал.
По дороге платок снимал - попробуй его узнай!
Я не раз это видела: меня брали в ватагу  - одну маленькую девочку - и никогда  не обижали.
***
В этот день я пришла к Генке, поднялась на высокое крыльцо и постучала в дверь.
Вышел Генка.
Он спал на топчане из досок.
Вместо одеяла - старая телогрейка.
Я увидела , что из нижнего ящика тумбочки торчит целый пучок соломки.
Он бегал за ней на ближайшее поле за реку.
Генка сунул сверток через воротник под рубашку и мы отправились за Мишей,
нашим другом.
Втроем пошли через мост к продуктовой базе...
Бочки с маслом обычно отгружали на открытой площадке ближе к домику охраны.
На нашу удачу, рядом стояли какие-то ящики и коробки, похоже, пустые.
Лавируя между ними, первый пополз Мишка.
Генка уже все приготовил заранее!
Благополучно насосавшись, он начал отползать.
Как вдруг из сторожки вышел охранник и начал всматриваться в товар.
Но не подошёл.
Генка махнул мне рукой, мол, ложись!
Я худенькая, маленькая замерла между коробками.
Тишина.
Охранник вернулся в сторожку.
Мишка дополз до меня и Генка кивнул - твоя очередь.
Я благополучно все сделала, но вдруг какая-то коробка упала
и накрыла меня с головой.
Снова вышел охранник, прислушался.
Снова была тишина.
Мы замерли.
Только торчали мои грязные загорелые ноги,
которые трудно было отличить от цвета коробок.
Под коробкой стало трудно дышать, я приподняла ее и увидела Генку.
Он сосредоточенно полз к бочке.
Долго его не было.
Ему пришлось менять соломку.
Хорошо, что за пазухой у него были запасные!
Жаль, что мы не могли хоть немного набрать с собой.
Масло через соломинку не текло, надо было отсасывать.
А пососать посильней, да направить в баночку не догадались.

Когда разбегались по домам, Генка приложил палец к губам - молчок!
А уж как мне хотелось рассказать брату!
Вскоре бочки со склада увезли.
Правда мы успели несколько раз "присосаться".
***
Мама все знала про Генку, но строго говорила,
чтоб бы я думала СВОЕЙ головой,
но, все же, наказала брату за мной приглядывать.

Однажды мы шли по дороге и увидели розоватый сверток.
Мы на него почти упали!
Развернули, а там! - целых двадцать пять рублей!
Генка решил поделить пополам.
Разменял где-то, завернул в газету и половинку отдал мне.
- Галька! Унеси матери!
Это было не просто.
Как мама отнесется?
Та вначале не поверила - отправила Витю выяснить правду.
Потом пригласила Генку, накормила чем было и наказала беречь меня.
А мне сказала: "Думай прежде, чем на что-то решиться!"
Эти слова стали для меня законом жизни.
Жаль, что не всегда получалось "Прежде подумать"...

*** Были какие-то силы, что помогли выжить нашему поколению.
найдутся ли силы для нынешнего?


Из воспоминаний Галины Иговцевой (Мураевой), ей собственноручно записанные.
 


Рецензии