Что такое счастье?

- Тётя Лиза, а как по-твоему, что такое счастье? - спросила я однажды свою соседку, будучи почему-то уверенной, что та не захочет отвечать на заданный вопрос. И, ох, как ошиблась... К моему удивлению она не стала увиливать от ответа, а принялась говорить так, словно пришла на исповедь к священнику в храм:

- Эх, милая ты моя! - произнесла она с готовностью - Если кратко, то само рождение уже есть счастье!

- Ну, конечно! - усмехнулась я - А как же быть с тем, что не всем удалось оказаться среди рождённых здоровыми, а? Мало ли, что ли, рождается увечных и слабых?

- А и в этом нет никакого противоречия! У каждого своя судьба и человекам не дано понять промысла Божия... Значит, для чего-то так надо... - и замолчала, словно собираясь с силами - Мы ведь знакомы с тобой не первый год... Сколько ты уже живёшь-то в нашей деревне?

- Как замуж вышла... Тридцать лет!

- Вот... И хотя по годам ты мне чуть ли не внучка, а всё одно жизнь, что твоя, что моя всё время на виду, так же? И захотела бы что-то скрыть, а не получится - только дурой себя выставишь... Вот ты спросила, что такое счастье? А ежели я этот вопрос ворочу тебе назад, как сама определяешь?

- Не знаю... Мне кажется, что это миф... сказочка, самоуспокоение для наивных... Мне вот уже за полтинник перевалило, а я так и не встретила абсолютно счастливых людей: если в домах порядок, так на работе не пойми что, если муж или жена нормальные, так дети... Вот возьми хотя бы меня, как по-твоему, я счастливая женщина?

- А то нет! Уж тебе-то и вовсе грех жаловаться! Дом вон какой, прямо теремок, а не дом! Муж-красавец, любит-то как тебя, по пятам ходит... Сын... ну, тут что уж... Молись, чтоб Господь наставил его на ум да разум...

- Вот ты и подтвердила то, что я только что сказала! Муж... А то ты не знаешь сколько слёз-то мною пролито пока он не остепенился! Забыла, как прятала меня у себя от его любящих кулаков? А сын... Тут молись-не молись, а горбатого только могила исправить может... Горе-горькое, не запить, не заесть...

- Э... ты, что ль, одна такая? Мой-то Иван по молодости такое вытворял, что твоему и в голову не пришло бы даже с пьяных глаз... Спроси, в каком дому на деревне он простыни не мял? До сих пор ещё есть среди живых его полюбовницы-то... До сих пор во след ухмыляются...

- Дед Иван?!- не смогла я скрыть удивления - Да быть такого не может!

- Может... Ещё как может... Мог, вернее сказать, Царство ему небесное...

- Но почему же ты его обратно-то принимала? Вот я бы ни за что...

- Не зарекайся! Коли любишь - и не такое простишь! А не простишь, всю остатнюю жизнь поедом себя есть будешь... Верь старухе... Почему принимала? А потому, что любила! По сей день бывает всплакну по нему, паразиту... Знаешь, как я для себя определяю счастье? Для бабы оно в крепком плече заключается, в правильном замужестве!

- Сказанула! Каким это образом узнать-то можно? Что с чем сравнивать нужно?

- Ничего не надо сравнивать - жизнь без тебя всё расставит по местам! Ведь вот, прежде чем про счастье спрашивать, надо было бы про жизнь спросить!

- А ты, что, и на это ответ знаешь?

- Конечно! И ты будешь знать, когда столько проживёшь, сколь мне привелось. Жизнь, что верёвка в узелках, каждый из которых то или иное испытание. А счастье как раз и состоит в умении без озлобленности преодолевать их, в умении собирать вокруг себя, а не отталкивать, чтобы к завершению дней подойти не с чёрной, полной ненависти ко всему душой - поняла ты меня, али нет? - и ушла к себе, оборвав нить разговора...

Но вот высказывания её прочно застряли в моей голове: счастье - уметь любить, прощать, не проклиная и не злобствуя. Уметь согреть словом или делом,а то и просто взглядом, тех, кому сейчас холодно. Не скупиться на щедрость руки и сердца, собирать, а не отталкивать. Не канючить, выпрашивая к себе снисхождение, а благодарить за то, что уже у тебя есть! Вот что такое СЧАСТЬЕ!


Рецензии