О кузнецах и цирюльниках

                О кузнецах и цирюльниках


       Я – пенсионер. Всю жизнь проработал в областях, связанных со строительством. Начинал с плотника-бетонщика I разряда, завершил трудовую деятельность ведущим инженером управления капитального строительства, параллельно являясь кандидатом технических наук и доцентом кафедры архитектуры.
 
       Не могу сидеть без дела! Поэтому, имея натуру творческую (членство союза писателей России), решил воплотить юношескую мечту о собственной кузнице. Сказано – сделано. На приусадебном участке поставил сарай, насытил его всем необходимым оборудованием для ковки, два горна, один газовый, один угольный, хорошая 100-килограммовая наковальня, молотки, клещи, и вперед.

       По моему мнению сегодня специализацию кузнецов можно разделить на три основные группы: крупные формы (ограды, ворота, балконные и лестничные ограждения и др.), художественная ковка и холодное оружие. Обычно, если кузнец занимается ковкой цветов и виноградных лоз, он редко возьмется за тривиальную ограду, хотя в солидных кузницах, изготавливающих этот вид изделий, художники трудятся, дополняя своими произведениями те же ворота и ограды. А кузнец-оружейник не будет размениваться на розы и подсвечники, потому что, если он увлечен и есть заказы, у него просто нет времени на отвлечения.

       Вот и я всю жизнь болел холодным оружием. Поэтому принялся ковать ножи.

       Первый нож сделал из пружины автомобильной подвески. Второй из обоймы подшипника, третий из развертки (хорошая сталь, 9хс). И пошло и поехало. Через год работы я понял, что ковать ножики из того, что найдешь не солидно. Начал покупать сталь на металлобазах, выписывать через интернет. В общем втянулся. Обучение и накапливание опыта шло параллельно работе.

       И вот, наконец, пришло понимание, что пора свои изделия продавать. Я выбрал десяток самых интересных ножичков и отправился в один из ясных субботних деньков на блошиный рынок. Разложил товар. Подумал, цену гнуть не буду. Так, только оправдать свои расходники и трудозатраты. Например, заняло изготовление ножа три полных рабочих дня – 3 тысячи руб. Жду. Подходит мужик, смотрит, крутит в руках ножики. Вижу один понравился. Спрашивает: "Сколько"? Называю цену: "Три тысячи". Он округливает глаза: "Что так дорого"? Тут я удивляюсь: "А сколько по-вашему должен стоить этот нож"? "Ну, тысячу, тысячу двести максиму"». "Нет – говорю – не договоримся". И он ушел.

       Потом многие еще приценивались, и всем было дорого. И я не понимал и до сих пор не понимаю, как вручную изготовленный нож должен стоить как дешевый магазинный.

       Вот, например, этапы работы над ножом из обоймы подшипника.

Сначала обойму надо отделить от остальных деталей, разрезав ее пополам. Половинки поместить в муфельную печь и отжечь в течение четырех-шести часов с медленным остыванием в печи. На эта процедуру уходят сутки. На следующий день – ковка. Чтобы из половинки обоймы выковать заготовку клинка у меня занимает 3-4 часа. Потом начинается самая трудоемкая операция: слесарная обработка. Полный рабочий день. Причем она делится на две половины, предварительная и финишная. Между ними – закалка и отпуск клинка. Опять же, чтобы закалить сталь надо ее медленно нагреть в муфеле и подержать часик при температуре закалки, чтобы металл несколько «успокоился» после ковки. А отпуск – это выдержка клинка примерно два часа в печи при температуре отпуска (у разных металлов она разная, примерно 200 градусов). Итак, на изготовление клинка у нас уже ушло двое суток. И, наконец изготовление элементов рукояти, сборка всего ножа, обработка рукояти и заточка, сначала станочная, потом ручная. Еще полный рабочий день. Итого три дня, 25-30 часов работы. И никак не меньше. И за это за все только тысячу рублей?

       Я парикмахерше за ее получасовую работу над моей стрижкой отдаю 350 р. Т.е. час ее работы оценивается в 700 р. Если бы я так оценивал свою работу, нож стоил бы 18-20 тысяч рублей! А что, ее работа сложней или трудозатратней?
       И тут я хочу сделать небольшой экскурс в историю двух профессий,
кузнеца и парикмахера.

       Кем на Руси был кузнец?

       Сварог, повелитель огня и защитник семьи, был помимо прочего еще и покровителем ремесел на Руси, а особенно выделялось среди всех мастерство кузнеца: ведь чтобы сковать серп или плуг, подковать лошадь или сделать десяток иголок для хозяйки — за всем шли именно к нему. Существовало множество поверий, согласно которым человек, освоивший это мастерство, может «приковать» двух людей друг к другу, связав их жизни вместе до самой Мариной чаши. Возможно, это связано с обручальными кольцами, искусно создаваемыми талантливыми кузнецами. В народе считалось, что воля Сварога передалась и его подопечным, и таким образом кузнецы невольно стали еще и покровителями брачных уз. А как же иначе, ведь если неподатливое железо в руках мастера легко меняет свою форму, значит, и с Судьбой этот человек может потягаться.

        О кузнецах шла слава, как о колдунах, жрецах грозных божеств. Недаром в народных сказках кузнец и с самим чертом сладит, и змея за язык прикует, и царю даст достойный ответ. Пламя, искры раскаленного металла, звон молота — все это превращало ремесло кузнеца в священнодействие. Кузнецы на Руси были, пожалуй, самыми популярными ремесленниками. Нет ни одной общеизвестной русской народной сказки, где бы кузнец выступал отрицательным персонажем. Практически все металлические предметы, требующие тепловой обработки и применяемые в быту, в хозяйстве и в военных действиях, испокон веку ковались профессиональными кузнецами. Даже лошади, основное средство передвижения на протяжении многих веков, и те подковывались ими.

         Хороший кузнец всегда имел неплохой заработок и мог содержать семью. Если и чурались самого «хозяина огня», то никогда не проходили мимо его качественно сделанного товара, и каждый раз воздавали за него сторицей.
         А что парикмахеры?

         В России профессия парикмахера была тесно связана с цирюльниками, которых можно было встретить во многих городах. Они ходили по базарам, дворам, выискивая клиентов.

         Цирюльники таскали с собой громоздкие ящики, наполненные замысловатым инструментом и парфюмерией. На шее у них неизменно болтался деревянный стул, на который здесь же, на улице, усаживали клиентов. Появление на улице цирюльника всегда становилось событием. Вокруг сразу же собирались зеваки, останавливались прохожие, чтобы послушать их скоморошьи присказы: "Бреем, стрижем бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь откроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижем да бреем. Банки, пиявки, набор грудной степной травки"! Эти присказы — своеобразный перечень работ и услуг, оказываемых цирюльниками. 

         Кроме стула, неизменной принадлежностью цирюльников, был приборчик. В нем находились ланцеты, ножницы нескольких видов, широкие бритвы, сосуд для хранения живых пиявок, простейшие медицинские инструменты, загадочные медикаменты в темно-синих флаконах, а также некая "помада собственного изготовления, рекомендуемая для ращения волос"... Цирюльник в России — профессия уникальная, заключавшая в себе не только парикмахерское мастерство, но и обязанности доморощенного лекаря: он делал кровопускания, удалял зубы и даже лечил раны.
         Цирюльничье дело стало умирать в 90-х годах XIX столетия. Оно даже подвергалось запретам. На смену ему пришло дело парикмахерское.

          В Москве и Петербурге появились первые парикмахерские салоны, или, как их называли, "залы для стрижки и бритья". Пользоваться их услугами могли только люди состоятельные, ввиду того, что любая из них обходилась весьма недешево. На фасадах этих заведений красовались вывески с изображением изящно причесанных кавалеров с блестящими от помады волосами.

          Здесь же, в залах, не только стригли-брили, но и торговали парфюмерией. Несмотря на внешний лоск и блеск (парикмахеры были одеты в хорошие костюмы, носили манишку и цветной галстук), их труд был сплошным унижением перед богатыми клиентами.

          Этим сравнением я хочу показать, что раньше на Руси профессия цирюльника-парикмахера хоть и была уважаема, но не настолько как профессия кузнеца.

          А что мы видим сейчас? В советское время профессия кузнеца-одиночки  исчезла. Возрождаться она начала только с конца 90-х.  Зато всяких салонов красоты хоть пруд пруди. И что интересно, парикмахерши не любят, когда их так называют. В лучшем случае они (женщины) говорят "правильно парикмахер". А так они "стилисты". Не больше и не меньше. Стилисты! Заглянул в толковые словари (Ушакова Д.Н., Ожегова С.И., Ефремовой Т.Ф.) Все они утверждают, что слово "парикмахерша" вполне литературно, образует женскую форму от слова парикмахер. Кстати Словарь русских синонимов дает следующие синонимы слову парикмахерша: стригуша, стригунья.

          Не поленился посмотреть и значение слова "стилист". Так вот, стилист – это тот, кто владеет искусством литературного стиля, мастер стиля. "Как прозаик, Батюшков занимает в русской литературе одно место с Жуковским. Это превосходнейший стилист", - писал  Белинский.  "Читайте, изучайте приемы писателей-стилистов: Чехова, Тургенева, Лескова", - писал  Горький. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
 
          Понимаете, насколько все сейчас извращено и перевернуто с ног на голову! Парикмахерши ставят себя в вровень с великими писателями, а кузнецы не могут заработать на жизнь.


Рецензии