Гегель

       Основополагающий тезис философии Гегеля состоит в том, что жизнь и мышление есть одно и то же. Не странно ли, правда? И нашим классикам марксизма-ленинизма, которые составной частью в свою доктрину включили гегелевскую диалектику, это всегда казалось непонятным, как и весь «протухший идеализм» (выражение Ильича). Но ведь дело в том, под каким ракурсом смотреть. Бытие и мыслительный процесс одно и то же в том смысле, что одного без другого не бывает, что с помощью мышления мы рисуем более или менее правдивую картину окружающего нас мира. Проще говоря, действительность такова, какой мы ее себе представляем. А какова она на самом деле, одному Богу известно, утверждал великий Кант.

       Гегель приводит совершенно ясный пример сказанного выше. Древние люди воспринимали Солнце как светящийся объект, многократно меньший Земли и предназначенный для смены дня и ночи. С изменением человеческого мышления изменилось и Солнце и еще, возможно, впоследствии изменится.

       Философия есть наука об общих принципах остальных наук и вообще научного мышления. Общие принципы плюс методология это и есть диалектика в теории познания: переход от количества к качеству, от простого к сложному и тому подобное. Диалектика – взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений, превращений и преобразований во Вселенной и Человеке – полностью воплощена в таблице Менделеева. Кто понимает, как она устроена, тот поймет и диалектику Гегеля.

       Тут возникают по ходу и другие соображения. Получается, что открытия гениев человечества не являются, по сути, открытиями, потому что гении не открывают ничего нового, а попросту знакомят нас лишь с тем, что существует в Природе. О несуществующем, о небылицах нам рассказывают авторы фэнтези. Из века в век их работа лучше оплачивается. Почему так происходит? Потому что истина выгодна далеко не всем.

       Чудеса в христианской теологии Гегель отрицал полностью, а Учение Плотника из Назарета считал в нравственном отношении наивысшим проявлением человеческого духа. В СССР в период запрета на Евангелие и другую религиозную литературу свободно издавалась работа Гегеля «Жизнь Иисуса», естественно, в собрании сочинений. Таким образом советская интеллигенция знакомилась с основами христианства. Приведу цитату из этого труда:

       «Пусть забота о богатстве не отягчает ваши души, и пусть дух ваш будет занят лишь выполнением долга, а труд ваш посвящен царству добра. Тогда вы будете бесстрашными мужами, готовыми к жизни и смерти; иначе же любовь к жизни вооружит смерть против вас страхом; а страх смерти похитит у вас жизнь. Не откладывайте это, полагая, что время терпит, и вы еще успеете подумать о более высокой цели, чем накопление сокровищ и стремление к радостям жизни. Каждый час, который вы отняли у служения добру, потерян для вашего предназначения».

       Гегель с восторгом принял Французскую революцию 1789 года. Он исходил из того, что она дала свободу буржуазии, а из ее рук свободу получат и другие сословия. Если бы Гегель присовокупил к этому мнению один из законов диалектики, гласящий, что   любое явление стремится к собственной противоположности, то пришел бы к выводу: данная свобода, подобно шагреневой коже, будет постоянно убывать, дойдя до оруэлловского тоталитаризма. Что же будет потом, мы пока не ведаем.

24.01.2019


Рецензии