Риголетто неистовый шут

 "Риголетто": неистовый шут
 Висбаден (Германия), Штаатстеатр, премьера новой постановки оперы Верди.

"Риголетто" я люблю настолько, что могу слушать эту оперу с любого места и множество раз. Но услышать ее за кулисами театра за три часа до премьеры этого творения Верди в Висбадене, где Владислав Сулимский выступает в главной роли, я не рассчитывала. Это вышло случайно, я купила билет на какое-то мероприятие для зрителей до спектакля, где рассказывали о проявлении сюжета оперы в музыке и иллюстрировали это потрясающей записью театра Ла Скала с Туллио Серафином за дирижерским пультом, Марией Каллас, Тито Гобби и Джузеппе Ди Стефано в главных партиях. Это совершенно необыкновенное исполнение! В звучании оркестра, солистов и хора, но прежде всего, оркестра, чувствовалась такая страсть, такое нагнетание драматизма за счёт нарастания темпа, переходов от пьяно к форте и фортиссимо, и наоборот, что казалось волосы на голове шевелятся от ужаса и леденящая неотвратимость трагического конца надвигается, как лавина. А солисты! Тито Гобби - потрясающий Риголетто, шикарный герцог - Ди Стефано, про Марию Каллас я вообще молчу! Самым впечатляющим оказался дуэт Риголетто и Джильды из второго действия, где финал звучит почти в бешеном темпе!
Сравнение с такими певцами могут выдержать далеко не все нынешние исполнители!
А меня судьба заставила слушать  премьеру  "Риголетто" в Висбадене с этим эталоном в голове...
Но премьера удалась на славу! О-ооо! Это был Риголетто! Владислав Сулимский был грандиозен в этой роли! Слушая его Риголетто, вокально такого же прекрасного, как у Тито Гобби, я испытывала гораздо более  сильные чувства, потому что ничто не может сравниться с живым театральным спектаклем, где все происходит здесь и сейчас, и ты присутствуешь при этом таинстве рождения Великого, неповторимого и прекрасного. Сцена и дуэт Риголетто с Джильдой (Кристина Пасаройю) была захватывающей. Разрастающаяся ярость Риголетто наполняла мощный голос певца невероятной силой, ускоряющийся темп только усиливал этот эффект. И что особенно всегда радует у Владислава Сулимского - это
истинно вердиевское звучание  исполняемых партий, плавное, без форсирования звука, без рывков и равно прекрасное во всем диапазоне! Кантилена у него выходит отличная! Далеко не все очень хорошие и выдающиеся баритоны могли этим похвастаться. И поразительна у Владислава Сулимского эмоциональная наполненность образа, его проработанность и психологическая логичность. Судя по бурной реакции зала, публика явно все это высоко оценила.
Кристина Пасаройю, исполнявшая Джильду, обладает красивым лёгким сопрано очень красивого тембра, правда, самые верхние ноты, каких в партии дочери Риголетто немало, она брала очень осторожно, словно, шла по тонкому льду. Но в целом, произвела очень приятное впечатление.
Хорош был и Герцог Мантуанский (Иоан Хотеа), молод, привлекателен, имеет звучный тенор, хотя иногда форсирует голос, и он  временами теряет плавность звучания, что в операх Верди, особенно в главных хитах, таких, как песенка герцога, противопоказано делать. Но певец показал возможности своего тенора, исполнив некоторые арии
немного иначе, чем поют обычно - в нескольких местах спел концовки фраз на октаву выше, что в рамках его хвастливого и самовлюблённого персонажа было вполне уместно.
Как обычно, восхитил хор слаженностью звучания, выразительностью исполнения. Замечательно играл оркестр под управлением Вилла Гамбурга, прекрасная музыка Верди волновала, радовала, печалила.
Сама постановка (Уве Эрик Лауфенберг) традиционно для Германии, осовремененная, хотя точно выстроить единую временнУю, психологическую и территориальную логику происходящего на сцене трудно. Тут и фраки, и дворцы, и трейлеры на помойке, и девочки лёгкого поведения то ли в школьной форме, то ли в костюме официантки (доступные по принципу "Чего изволите?", сразу вспомналась "рогатая" "Иоланта" Мариинского театра с толпой официанток), и разгуливающие неизвестно зачем топлесс на заваленном мусором пустыре непонятные личности женского пола  в прозрачных плащах и с зонтами, и свора резвящихся с герцогом приспешников в брюках с мордой клоуна на причинном месте, и электрический свет в доме Риголетто, и венские стулья (возникает ассоциация с "Жизнью за царя" той же Мариинки), и знаменитый фаллос-качалка как элемент дворцового интерьера, знакомый нам по фильму "Заводной апельсин",  и мешающий всем уличный фонарь на свалке... По большей части эти детали мало что добавляют к трактовке  сюжета, но внимание от музыки отвлекают, как и пятна крови на нижнем белье Джильды после  пребывания в спальне Герцога (зачем в опере натурализм?). Чтобы все это продемонстрировать, ей зачем-то пришлось снять надетый поверх сорочки халат. Ещё несколько необъяснимых режиссерских решений назойливо лезут в глаза и мешают адекватно воспринимать красоту оперы. Масса абсолютно не нужных бытовых подробностей. Спальня в доме Риголетто, в которой невинная девушка Джильда общается с герцогом, хотя рядом есть столовая. Букет цветов, который ей подарил студент, он же переодетый Герцог, она почему-то по частям выбрасывает в окно со второго этажа и при этом поёт, как она счастлива, что узнала имя понравившегося ей молодого человека. Огромное количество трусов и лифчиков, которые развешивает у трейлера Маддалена, словно она стирала белье целой женской роты! Мусорные баки, в один из которых засовывают умирающую Джильду. Снимающая чулки Маддалена, когда она любезничает с переодетым Герцогом. Да и что сам Герцог забыл на свалке? ("Свинья всегда найдет грязи"?) Ох уж, эти мне реализованные метафоры!
Самой удачной находкой постановки, тоже своего рода, реализация метафоры, стала замена маски шута на куклу-клоуна, такое альтер-эго Риголетто, его рабочая ипостась (на мероприятии перед спектаклем как раз говорили: "Риголетто работает шутом"). Он - кукловод, он разговаривает с ней, она всех передразнивает, на нее все можно свалить, она во всем будет виновата. Без куклы Риголетто уже не шут, он - отец, любящий дочь, он - осуждающий герцога, а затем раздавленный и разгневанный человек. В этой кукле-клоуне сосредоточены все пороки, которыми заражены Герцог с его окружением. Не зря же именно эту куклу нашивают на брюки этих сексуальных разбойников (похоже, и здесь не обошлось без "Заводного апельсина", а уж если вспомнить сцену публичного изнасилования жены Монтероно на "восхищенных" глазах мужа, то и сомнений не остается). И на месте ширинки располагается клоунская рожа, эдакий шаловливый нос (наглый фрукт) и что там ещё? И опять, в который раз не могу отделаться от ощущения визуализации анекдота (приведу приличную версию): "Разве это цирк? Это бордель. Вот у моего дяди бордель - вот это цирк! Разве это клоун? Это член. Вот у моего дяди член - вот это клоун! Разве это кони? Это бл*ди. Вот у моего дяди бл*ди - вот это кони!" (мой бывший шеф и друг столько анекдотов мне рассказал, что, наверное, найдется подходящий на все случаи жизни).
Не показались мне удачными и декорации. Спальня Герцога расположена в правой части сцены, в глубине, наискосок, и закрыта огромной занавеской, когда ее открывают, сидящим справа не видно, что там происходит. Но хуже всего часто поставленные тяжёлые стулья в черных чехлах на черном полу. Их много, о них легко запнуться во время движения по сцене, что и произошло с исполнительницей роли Джильды. Она налетела на стул, упала и, как выяснилось, повредила ногу. Поэтому уже на поклоны она вышла с повязкой, а после спектакля отправилась в больницу.
Странно смотрится и дом Риголетто. Два этажа, дверь запирается на замок, а вместо окон второго этажа - проемы в стене, чтобы певцов было слышно, когда они поют в доме. И все понимают эту условность. Но о ней забывает режиссёр, когда сподвижники Герцога крадут дочку Риголетто. Не мудрствуя лукаво, просто приставляют лестницу к прорезанной стене спальни.
Все эти мелочи не имели бы значения, если бы не мешали слушать музыку и певцов. Но больше всего меня огорчили пятна крови на сорочке Джильды, которые режиссеру зачем-то потребовались (видимо, чтобы подчеркнуть невинность девушки), хотя любой и без этого понимает, что произошло. Что-то в этом есть пошлое. Раньше бы это назвали дурным тоном и вызвали на дуэль, но сегодня этого столько, что замучаешься называть и стреляться. Но сцену и дуэт Риголетто и Джильды во дворце Герцога это мне чуть было не испортило!
Но в целом, спектакль был отличный! И публика устроила бурную овацию исполнителям.
Следующий "Риголетто" прозвучит в Висбадене 23 января. Исполнители должны быть те же.


Рецензии