Ирония несудьбы, или ещё немножко о человеческом

Встретила днями в сети очередной отзыв на «старые песни о главном» – про работу одиозного и бездарного, насколько могу судить по виденному лично, режиссёра Бекмамбетова. КинУ сто лет в обед (а точнее 12), но отчего-то г*вно не забывается. Может быть, потому, что там сыграл Хабенский? Я про «продолжение» Иронии судьбы, где, как я поняла, Надя таки вышла за вернувшегося Ипполита, кого-то там родила, и в итоге вторая серия приключений пошла уже с потомками Гали и Лукашина. Может, и наоборот, но речь не о том. А о Наде и Жене (поскольку герои в Рязановском фильме именно они, а «непарнодушные» статисты даны именно для контраста).
 
Да,  в советское время во многом было проще и определённее. Тогда можно было просто сесть на самолёт и слетать в другой город (или в соседнюю республику) – посетить выставку или купить что-то, чего не было у вас в регионе. Порвать билет, точно зная, что назавтра купишь в кассе новый, и он будет стоить ровно столько же – ну, в крайнем случае на послезавтра, но всё равно тебе на него хватит. Можно было пропить последние деньги и занять у соседа трёшку, твёрдо зная, что вернёшь с зарплаты.
Больше того, и зарплаты были одинаковые. Что в Москве, что в Ленинграде. И квартиры тоже. И по размеру, и по стоимости. Ну, или порядку получения. И тогда (даже, впрочем, тогда – а питерцы всегда были снобами и считали перевод в Москву не повышением, а ссылкой) было несоизмеримо проще перебраться в другой город в связи с женитьбой. Потому что, на самом деле, для созревших внутренне людей, как наши герои, осознавших и себя самих – без розовых очков юношеского максимализма, и своё скромное место в этой жизни, на данный момент не может быть ничего ценнее, чем обретение человека, близкого по духу.

Речь, конечно же, не о семье, в которую отчаянно пыталась кинуться Надя с Ипполитом, этим инвалидным вагоном уходящего поезда, слегка отставшего от стада, но, вроде, годного – не в сугробе же она его нашла? Семьи бывают разные, да. Бывают и гостевые, и командировочно-вахтовые – и даже так они могут жить, преодолевая трудности и выверты совместного быта и периодических разлук. Речь именно о том, что никакая новая квартира или старая работа не стоят отказа от родной души, так случайно и чудесно встреченной в самый неподходящий момент. Просто потому, что в иные моменты Судьба к нам и не заглядывает.
То, что это было «оно», думаю, понимали все. И не потому, что у наших героев был сходный социальный статус, примерно одинаковые зарплаты, отношения с мамами и друзьями-подругами, хотя и это всё тоже немаловажно, если не первостепенно, для формирования истинной семьи с общим ценностным полем, как скажут нам опытные психологи. А просто потому, что «не своего» человека, в пьяном виде вломившегося в дом, начавшего хамить и в итоге прогнавшего ценного жениха ни одна нормальная женщина в здравом уме не потерпит ни в каком виде. С самого начала, ещё задолго до катастрофы с явившимся Ипполитом. Просто потому что дом женщины – её крепость, гнездо, защита, когда нет рядом мужской руки и крепкого плеча, или, на худой конец, двустволки…

То, что она стала прислушиваться к нему, входить в положение, сочувствовать и вообще взаимодействовать, означало только одно – начала действовать химия. Моментально, сразу, ещё задолго до того, как из Лукашина выветрились винно-водочные пары, а Надя нашла себе десяток доводов «за». Да, это был её человек – единственный и неповторимый, судя по тому, что с Надиным образом жизни, определённым один раз и на много лет вперёд, других шансов в её жизни просто быть не могло, раз уж не получилось до сих пор. Ни случайно на отдыхе, ни «вероятно» на работе, ни насильственно – в компании тёток-сводниц-подружек.
Для человека, живущего в своей клетке, где условия не меняются годами, семя любви может быть занесено только ветром такого вот трагикомического случая. Жене и Наде повезло. Они выиграли в эту лотерею у судьбы. Может быть, просто потому, что каждый из них в этой истории разорился на покупку билета? Существуют решения, которые невозможно принять сгоряча. Это вам не рвануть по юношескому угару в какой-нибудь Комсомольск-на Амуре строить магистраль через всю страну. Это вам не на пердячем пару с парой кукишей в кармане и палаткой в рюкзаке месяцами мотаться куда Бог понесёт непонятно зачем – вдохновения ловить, новых впечатлений на всю оставшуюся жизнь искать, себя испытывать…

Нет, это совсем другое. Вдохнуть-выдохнуть, вдумчиво положить на внутренние весы всю свою предыдущую жизнь и этот новый, единственный шанс. И сделать совершенно осознанный и единственно возможный выбор. Сменив работу, квартиру, город, фамилию и судьбу – только ради того, чтобы сейчас не предать самого себя, а потом грызть собственные локти весь остаток жизни. Женя и Надя были на тот момент уже достаточно зрелыми людьми для того, чтобы не ошибиться. Да, они встретились в тот момент, когда каждый из них ещё держался за прошлые заблуждения, но ситуация, в которую поставила их жизнь, катализировала выход из коконов, в которых томились их души.
К чему я это всё? Нет, не к тому, что простое обсуждение фильма неожиданно привело меня к осознанию того, что снятая прекрасным режиссёром в год моего рождения новогодняя сказка спустя четыре десятка лет случилась в моей собственной жизни. И не потому что я психолог, а сейчас это очень модная тема – женское одиночество и цена этого самого женского счастья. Нет, конечно, и не то, что глупый режиссёр хотел устроить весёлый постмодернизм, а вместо этого налажал так, что стыдно смотреть. Потому что это только гении даже гадят талантливо, а бездарям доступно разве что понимание своей непринадлежности к этой касте да умение вовремя остановиться.

Я это к тому, почему никак нельзя жениться на Галях и выходить замуж за Ипполитов. Даже если они молоды, сильны и красивы, или опытны, влиятельны и богаты. Даже если подобный брак сулит обманчивые перспективы надёжных стен и недрогнувшей руки, подающей в старости пресловутый стакан воды. Даже если кажется, что равный партнёр, полжизни проживший собственной жизнью, это большой риск и трудная работа по взаимным притиркам. А молоденькая жена – отличный материал для воспитания «под себя», или, наоборот, муж в годах это неплохой гандикап мудрости и снисходительности для всяких женских капризов. Понимаю, что об этом уже писали стопицот раз все, кому не лень, но всё-таки не буду оригинальной и повторюсь.
Да, всё так. Потому что любые отношения это именно отношения, и непременная работа по выращиванию общности, взаимодействия, совместных интересов и взаимных уступок. Но по-настоящему на такое способен только тот, кто партнёром дорожит сопоставимо с самим собой. Иногда даже больше. А если к отношениям подходить с рационализаторской точки зрения, взвешивая загодя все плюсы и минусы, оценивая преимущества и перспективы, то начинается весьма увлекательная игра в пешки, где потенциальный партнёр объявляется объектом манипуляций и превращается в вешалку для одежды, памятник имени себя самого, призом за умную тактику ведения войны – короче говоря, расчеловечивается и, вместо понимания и принятия, наполняется призрачными надеждами и несбыточными ожиданиями. И, естественно, на каждом шагу разочаровывает своим расхождением с желаемой моделью поведения. И бесит, с*ка, дико!!

Но, даже если женщина – не просто нормальная баба средних лет, отчаянно желающая создать не видимость семьи, но «хотя бы какой-то» компромисс, чтобы не было в доме пустых стен и холодной постели, а самая настоящая императрица, которую с детства готовили к браку без любви, а по исключительному расчёту, причём не личному (человекам свойственно ошибаться), а государственного уровня, то и тут она не может не понимать, что подобные отношения – не семья, а работа. Понимаете, да? Ежесекундная работа, причём государственной важности. Работа по выдержке и такту, по ведению домашнего хозяйства, по очень тонкому и грамотному расчерчиванию личностных границ, которые совершенно необходимы двум живущим бок о бок или сотрудничающим людям для того, чтобы оставаться собой и не терять ни само-, ни взаимного уважения. Потому что границы не нужны лишь в тех редчайших, исключительных случаях, когда двое близких людей не мыслят свою семью порознь и просто не чувствуют разницы между собой и другой такой же частью себя. Когда дискомфорт начинается не в присутствии, а в отсутствие рядом родного «партнёра».
Ну, а во всех остальных случаях человек, ведущий обычный, нормальный образ жизни, отдыхающий в выходные с компьютером, книжкой или друзьями, а в будни с утра выгуливающий собаку, выпивающий наспех кофе, едущий на работу и проводящий там весь день в радости самореализации или муках творчества, а, возможно, и в бессмысленном ощущении себя офисным планктоном и несчастной машинкой для зарабатывания денег, вечером возвращается отнюдь не домой. А на вторую работу. Где надо приготовить, прибрать, постирать – а, главное, ещё и держать лицо, заранее запасшись дежурной улыбкой для непонятно зачем находящегося дома весьма обременительного, как камень на шее, чужого человека. С которым было решено зачем-то устроить брак…

И хорошо, если в утешение этой хронической неприятности есть хотя бы собака. А если не повезло, и ни собаки, ни, толком, друзей? А если совсем не повезло, и успел появиться ребёнок? Тогда капец всем – и ему в первую очередь. Потому что разные, практически не стыкующиеся между собой миры родителей неизбежно приводят к расколу во внутреннем мире пытающегося научиться жить человечка, а если в процессе трения ещё и грозы с молниями полыхают, то, скорее всего, рано или поздно он научится прятаться от этих бед там, где его уже никто не найдёт…
Такое вполне возможно по молодости. Пока мозгов толком нет, что на целину уехать, что родить, что море переплыть – хватит энергии и дури. И всё как-то со временем образуется. Или забывается, а как иначе прожить жизнь, не спуская периодически в архив скопившиеся тяжёлые воспоминания? И, повзрослев, люди, всё же, вспоминают о том, что они – несколько больше, чем совокупность своих социальных ролей, и начинают ощущать себя и осознавать свои истинные потребности. И дети к тому моменту уже, слава богу, достаточно выросли для того, чтобы понять родителей и не судить их слишком строго.

Ну, а таким людям как Надя и Женя совершённой по отношению к себе и друг другу глупости и подлости не простит никто и никогда. Человек, разменявший свою душу на грош пятаков, будет обречён тащить на себе в гору этот камень, которому, по странному стечению обстоятельств будет точно так же больно. Потому что никаких оправданий ему уже не найдётся. А самое обидное наказание он понесёт в самом конце, когда будет уходить из жизни или провожать в никуда не своего человека, а случайного прохожего, для которого даже не находилось сил и слов тогда, когда ещё были иные возможности…


Рецензии