День рождения С. Моэма
драматург, один из самых преуспевающих прозаиков прошлого века, автор 78 книг, агент британской разведки.
Сегодня сотрудник негламурного журнала «Экспромт» Михаил взял интервью у знаменитого писателя.
М. – Уважаемый господин Моэм, в своих автобиографических записках
«Подводя итоги» Вы писали: «Лучшая дань, какую мы можем отдать великим людям прошлого – это относиться к ним не почтительно, а совсем просто, как если бы они были нашими современниками. Это лучшее, чем мы можем их отблагодарить; такая простота обращения доказывает, что они для нас живые».
Мне эта мысль очень близка, а потому сегодня, в день Вашего рождения, хочется обратиться к Вам с вопросами, которые волнуют, надеюсь, не только меня. Итак, что Вы считаете самым ценным в жизни?
С. М. – Время, которое так быстротечно, время, уходящее безвозвратно, – вот драгоценнейшее достояние человека, и выбрасывать его на ветер есть самая изощрённая форма расточительности.
М. – В Вашей жизни все было подчинено плану, составленному в ранней молодости, и благодаря целеустремленности Вы добились многого: славы, богатства, а главное, самореализации. Это удается немногим.
С. М. – Смешная штука жизнь: если ты отказываешься от всего, кроме самого лучшего, то обычно добиваешься того, к чему стремишься.
М. – Но для этого нужен недюжинный ум и сильный характер. Ум – свойство врожденное, а характер, как считают некоторые, можно вырабатывать. Впрочем, многие философы с этим не согласны. А Вы как думаете?
С. М. – Для выработки характера необходимо минимум два раза в день совершать героическое усилие. Именно это я и делаю: каждое утро встаю и каждый вечер ложусь спать.
М. – Тогда я понимаю, почему Вы всего добились. Но что делать тем, кто, подобно Вам, таким же способом совершенствует свой характер, но пребывает в нищете и безвестности?
С. М. – Жизнь на десять процентов состоит из того, что вы в ней делаете.
А на девяносто – из того, как вы ее принимаете.
М. – Значит, надо просто изменить свой взгляд на жизнь и радоваться тому малому, что у тебя есть. Кроме того, любовь может согреть душу любого человека. Что Вы думаете о любви?
С. М. – Любовь – это то, что случается с мужчинами и женщинами, которые не знают друг друга.
М. – А когда сближаются и узнают, она проходит.В чем причина и кто виноват?
С. М. – Разница между влюбленной и влюбленным та, что женщина способна любить целые дни напролет, а мужчина лишь время от времени.
М. – Но супружество укрепляет их связь и позволяет приспособиться к этой разнице.
С. М. – Супружество – приятная вещь, но оно не должно превращаться в привычку.
М. – Интересная мысль. Вы жили в разных странах мира, знакомились с нравами многих народов. Есть ли разница в отношениях супругов, скажем, в Англии и в Америке?
С. М. – Американки ожидают от своих мужей таких исключительных достоинств, какие англичанки рассчитывают найти только в своих лакеях.
М. – Вы подумайте! Поскольку любовные отношения составляют основу сюжета большинства романов, Вам как писателю и в то же время заядлому читателю, думаю, было любопытно наблюдать, как их описывают другие авторы.
С. М. – О половых отношениях лорд Честерфилд сказал, что удовольствие это быстротечное, поза нелепая, а расход окаянный. Если бы он дожил до наших дней и читал нашу литературу, он мог бы добавить, что этому акту присуще однообразие, почему и печатные отчеты о нем чрезвычайно скучны.
М. – Как Вы думаете, писатель должен прожить в реальности судьбу своих персонажей, прочувствовать все ситуации и конфликты, или ему достаточно фантазии?
С. М.– Писатель стоит вне той жизни, которую он создает. Это – комик, неспособный раствориться в своей роли, потому что он одновременно и зритель и актёр.
М. – Понятно. У нас нередко писателя, придумывающего свой неудобочитаемый язык при некоторой невнятности содержания, называют хорошим стилистом. А что Вы называете хорошим стилем?
С. М. – Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.
М. – Мне тоже так кажется. Вы как-то готовитесь к новой работе?
С. М. – Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю «Кандида», чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия.
М. – Думаю, это наилучшая подготовка. Боюсь, что не каждый современный писатель вообще читал Вольтера.
Однако только время может и в искусстве, и в жизни дать верную оценку как авторам, так и политическим деятелям. И то, чем сегодня восхищаются, в глазах потомков может вызвать только недоумение.
С. М. – Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедушками и восхищается прадедами.
М. – А Вы хотели бы заглянуть в будущее?
С. М. – Знать прошлое достаточно неприятно; знать еще и будущее было бы просто невыносимо.
М. – В наше либеральное время одной из главных западных ценностей признается толерантность. Попросту говоря, терпимость. Это действительно самое необходимое качество достойного человека?
С. М. – Терпимость – другое название для безразличия.
М. – «Терпение: ослабленная форма отчаяния, замаскированная под добродетель»,– писал остроумный писатель А. Бирс. Кстати, Ваше мнение о добродетели, то есть о добре?
С. М. – Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам.
М. – К сожалению, иногда так бывает, но есть же и умные, честные, душевные люди, рядом с которыми хочется провести жизнь.
С. М. – Душа – источник забот. Человек утратил рай в ту минуту, когда обрел душу.
М. – Оригинальная мысль! Разве не души обитают в раю? Конечно, если они праведные. Правда, я не особенно понимаю некоторые места в Библии, ведь я не священнослужитель, который во всем этом разбирается.
С. М. – Бог, которого можно понять, уже не Бог.
М. – С Вашими взглядами Вы не могли, вероятно, разделять чувства большинства народа?
С. М. – Никогда я не чувствую себя так одиноко, как в толпе, охваченной бурным весельем или столь же бурным горем.
М. – Одиночество порождает мечтательность как уход от реальности.
С. М. – Мечты – не уход от действительности, а средство приблизиться к ней.
М. – Возможно, особенно, если их удается воплотить в жизнь.
Скажите нам на прощание, какую главную мысль Вы извлекли из столь долгой отпущенной Вам жизни.
С. М. – Величайшая трагедия жизни не в том, что люди смертны, а в том, что они не умеют любить.
На этом закончилась беседа с любимым писателем. «Тут есть о чем подумать...» – решил наш сотрудник. - Как бы научиться любить?»
Свидетельство о публикации №219012501405
Ирина Дмитриевна Кузнецова 25.01.2019 22:14 Заявить о нарушении