Статья-отзыв на произведение Юли Шкутовой

   
    Всё тайное рано или поздно становится явным. Секреты, надолго скрытые временем, будут раскопаны, а обман, завешенный кулисами семейной жизни, вскоре раскроется. Ничего нельзя скрыть навечно. Всё подвластно лишь времени. И только ему решать, что делать с вещами. Находящимися у него в подчинении.
   
    Никто и никогда не знал правды о предках, которые исчезли так же внезапно, как и появились. Тайны, которые покрывают тёмным саваном всё прошлое великой развитой цивилизации, покрылись пылью, однако не исчезли. О них просто забыли.
   
    Но пришло время вспомнить.
   
    Так и случилось в романе Юлии Шкутовой «Наследие Древних. История одной любви». Прошлое не всегда остаётся в прошлом, кто бы что ни говорил. Это касается как общей истории цивилизации, которая именовала себя тайхар, так и частной истории двух магов, которые когда-то давно хотели противостоять правилам, устоям и нормам едва ли не половины мира, собираясь пожениться. Но, увы. Разум порой бессилен там, где уже успело всколыхнуться сердце. И это будущее развалилось на части, осколками поранив обе стороны.
   
    Каждый живет со своей болью. Она со временем утихает, однако рубцы по-прежнему свежи, а время коварно. Оно не щадит никого, и однажды оно может вскрыть старые раны, начать истязать подвластные ему души, пока те либо не падут ниц, либо не примирятся с обстоятельствами.
   
    Роман понравится в первую очередь тем, кто любит истории любви. Здесь нет кипящих чувств и порывов страсти, отсутствуют яркие постельные сцены, привычные многим любителям «сладкого». Однако каждый найдёт здесь что-то своё: искромётный юмор безумного гения, который ни дня не может прожить без признания собственного величия; увлекательное и напряжённое расследование, которое приводит героев в замешательство; романтическая атмосфера, заставляющая следить за каждым движением персонажей и ожидать с замиранием сердца развязки их отношений; опасности, подстерегающие на каждом шагу, будь это неожиданный вирус неизвестного происхождения или нападение чудовищ на беззащитные города и деревни; социальные проблемы общества, как исчезнувшего, так и живущего ныне в придуманном автором мире.
   
    Стиль лёгкий, благодаря чему текст читается быстро, и читателям, обожающим яркие эпизоды и острые углы в отношениях, определённо понравится. Здесь нет философских размышлений на десять страниц, нет нудных отступлений и киношных вступлений, которые тратят короткий миг на изучение и запоминание вопросов этики и морали. Здесь властвует Её Величество Интрига. Неожиданные развязки эпизодов, извилистые и порой даже крутые повороты сюжета, неожиданные знакомства и глубок тайн, донельзя запутанный и сложный – найдётся всё.
   
    Каждый герой выглядит по-разному. Кому-то приглянутся все, а иные читатели воспримут их простыми и скучными – на вкус и цвет товарищей нет. Так, например, Райта фор Леарда многие могут посчитать излишне претенциозным, несмотря на участливость. А Марка фор Северского – чрезвычайно глумливым и немного сумасшедшим. Кто-то непременно осудит Ориану Кант за её излишнюю тягу к прошлому, а другие защитят, ссылаясь на её душевные метания, которые она разумно спрятала за ледяной стеной, чтобы не сдаться окончательно перед обстоятельствами. Как бы там ни было, ни один персонаж не вызовет однозначной реакции – даже Марат Фор Соклав, некромант и служащий в госбезопасности Его Величества Арвана Второго, одним может показаться излишне дотошным и местами неучтивым, а другим – честным и отзывчивым внутри человеком, который может помочь даже в самых неординарных ситуациях, рискуя положением в обществе и даже жизнью.
   
    Посмотрим на структуру романа. Несмотря на то, что это достаточно лёгкое и яркое произведение, оно будет читаться сложно и сбивчиво, если нет целостности структуры и последовательного развития событий.
   
    1. Начальное состояние реальности. Прошлое неминуемо полоснуло по героям. Подслушивая в коридоре, можно многое узнать, а также накрутить себя донельзя. В знатных семьях всегда плетутся интриги, и порой оказаться в их водовороте может быть невероятно болезненно. Так, Ориана узнаёт, что Райту выбрали другую партию в жёны и сбегает в сад, где для неё открывается страшная правда (или принятая за неё беседа) – она лишь средство, а цель – другая девушка.
   
    2. Первый импульс. Поскольку повествование затрагивает как общую картину, так и частный сюжет, наложенный на неё, то первых импульсов тут будет два. Что касается истории в целом, то взрыв в лаборатории влечёт за собой высвобождение опасного вируса, который охватывает всю территорию города. Сюжет тоже не стоит на месте и спустя долгих двадцать лет в жизни Орианы, пусть и в качестве следователя, появляется Райт фор Леард, боевой маг и бывший возлюбленный целительницы. 
   
    3. Цель. Расследование убийства Вадима Канта вследствие взрыва в лаборатории тесно связано с попыткой вылечить безнадёжно больных и оградить город от последствий, которые неизбежно грядут.
   
    4. Неожиданность. Всё имеет последствия. Неожиданные они или нет, решать читателю. Так, вирус имеет непредсказуемые мутации, которые сказываются на людях. А Ориана узнает для себя, что Вадим был нечист на руку и нечестен в отношении собственной семьи.
   
    5. Решающий выбор. Все так или иначе решают для себя, что им делать в сложившейся ситуации. Одни начинают поддаваться эмоциям, другие тянутся душой к прошлому, которое начинает являть себя в настоящем, третьи выбирают путь предательства, идя на крайние меры.
   
    6. Кульминация. Это наивысшая точка развития событий. Она предполагает напряжённость, пик интриги, сюжета и подготовка к раскрытию некоторых тайн, так или иначе включённых в историю. С кульминацией вышла небольшая заминка. С одной стороны, нападение чудовищ на город выглядит вполне добротно и достойно, а с другой стороны, автор сглаживает кульминацию, растягивая её на большое количество глав. В частности, проясняются некоторые подробности, от которых становится дурно. Напряжение нарастает и не сбавляется до самого конца продолжительного момента поисков и проникновения в лабораторию.
   
    7. Неожиданный поворот на кульминации не завязан. Правда о рождении Тарины раскрывается окончательно как для Райта, так и для Орианы. Как может заметить читатель, всё основное напряжение спало, остались лишь частные описания, которые раскрывают более мелкие секреты сюжета и его эпизодов.
   
    8. Развязка. Последние вопросы остались позади. На них даны ответы. Каждый получит по заслугам: одни будут готовиться к празднику, вторые неизбежно потерпят поражение. А третьи возложат на плечи новые проблемы, которые можно решить лишь по прошествии времени. Но в этот раз оно будет милосердно и позволит героям жить свободно.
   
    Итог: Роман наполнен событиями, явлениями и моментами, которые так или иначе получают развязку. Один эпизод за другим развивается и выстреливает подобно ружью на стене. Это одновременно и хорошо, и плохо. Плюс каждого отдельного мини-итога в том, что читатель получает ответы на свои вопросы. А минус – когда знаешь, что непременно каждая частная сюжетная линия, связанная с тем или иным героем, выстрелит и раскроются тайны, то неизбежно начнёшь считать роман тривиальным от пролога до эпилога. Что ж, пусть каждый читатель решает сам, какой будет история для него: волшебной и эпической, или простой и обыденной.


Рецензии