Старогодные рельсы. Мини истории. 4
В середине «лихих» 90-х вдруг возник у железнодорожников острый дефицит с новыми рельсами. Их в нужном количестве в некогда могучем Советском Союзе поставлял Урал и украинские: Кривой Рог, Азов. Но после провозглашения самостийности Украина больше поставляла рельсы в Европу, чем в Россию.
И тогда, в светлые головы из министерства путей сообщений пришла блестящая мысль – использовать бывшие в употреблении рельсы. А также перенести уже установленные рельсы с менее загруженных участков ж/д путей на оживлённые участки. Причём с участков, где интенсивное движение – уже порядком изношенные рельсы перенести на «тихие» участки, т. е. поменять местами рельсы.
Этот собранный с разных мест в виде кусков хлам доставляли на РСП, где «сшивали» заново с точностью до 1 мм в «плети» длиной до 1 км для конкретного участка ж/д.
Вышеупомянутые плети изготовляли и в крытом касторненском ангаре-депо длиной порядка 300м. Для этого использовали сварочные аппараты, разработанные украинским институтом сварки им. Патона. При сварке оплавляли до яркого каления соединяемые концы рельс, а затем их силой сдвигали навстречу друг к другу. На месте стыка остывший и «вздыбленный» металл сварного шва обрабатывали заподлицо вручную.
На выходе из депо, перед его погрузкой на ж/д платформы производился их контроль. Мы, командированные, у выходных ворот смонтировали свою контролирующую аппаратуру, включающую токо-вихревые и ультразвуковые датчики-дефектоскопы. Измеренные данные поступали на обрабатывающий блок, высвечивались на экране дисплея.
Поясню, что можно было увидеть на экране. Все дефекты и повреждения классифицировались на группы буквенно-цифровыми обозначениями, причём отдельно для головки, шейки и подошвы рельса. Фиксировались такие изъяны, как: расслоения металла, продольные и поперечные трещины, выколы, коррозия.
Если вам интересно, продолжу. Использовалась кодировка дефекта трёхзначным числом. Первая цифра определяет вид дефекта рельсов и место появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва), вторая – разновидность дефектов с учётом причины их зарождения и развития, третья цифра указывает на место расположения дефекта: 1 – у стыка до 75 см от него; 2 – вне стыка; 3 – в зоне стыковой сварки.
Как работало наше оборудование? Представьте такую картину. Гирлянда наших датчиков (минимум из 6 штук), подпружиненных, охватывает с двух противоположных сторон головку, шейку и подошву рельса. Рельс движется на роликовых опорах-катках, со скоростью 45 см/сек, а краскопульт выплёвывает водоэмульсионную белую краску в места, где выявлен дефект, на экране высвечивается код дефекта.
На самом деле было не так просто: то датчики были сверхчувствительными – реагировали на мелкие царапины, то постоянно заклинивались в шлаке из песка, гудрона и в другой грязи на поверхности рельсов, которые невозможно было тщательно очистить. Также «спотыкались» датчики об изношенные с одной стороны, «неправильные» формы головки рельса
Тем не менее, в течение 2-х недель, до Нового 1997 года всё было готово для предъявления высокой комиссии результатов наших трудов. Оставалось три дня до всенародного праздника. В администрации линейной дистанции пути, называемой по старинке путейной частью (открытой, согласно табличке, в 1894 году) уже печатали фамилии – имена работников предприятия на красочных открытках, присланных штабелями загодя из Курска со словами поздравления и подписью губернатора области. Причём на открытках был изображён Дед Мороз с лицом, очень похожим на лицо тогдашнего губернатора области Руцкого. Да, да, вы не ослышались, того самого усатого Александра Руцкого – уважаемого лидера «красного» региона по классификации дядюшки «Зю» и видного депутата расстрелянного танками в 1993 году по приказу дяди Бори Белого дома.
Но неожиданно, вопреки прогнозам синоптиков, ударил мороз с температурой далеко за минус 20 градусов по Цельсию. Дополнительная неприятность - дул сильный ветер. Румяные плоды на яблонях, находящихся на садовых участках посёлка Касторное, примыкающих к протяжённому зданию депо, ещё недавно радующие глаза, вмиг почернели.
Но это ничто по сравнению с тем, что произошло с нашей аппаратурой. Это было связано с тем, что всё помещение ангара депо отапливалось не монументальной котельной, а горячей водой, нагреваемой старым паровозом, стоящим у входа в депо. Хоть он и пыхтел изо всех сил, но мощи нагреть все трубы и батареи отопления депо не хватило. Замёрзла вода на самом дальнем участке депо, у его выхода лопнули батареи, и кипяток с паром вырвался в помещение, аккурат напротив нашего диагностического оборудования.
Когда мы утром вошли в депо со стороны выхода, то ничего не видели – всё помещение было в клубах пара, как в парном отделении бани. Осевший конденсат замкнул электронную часть нашей аппаратуры. Пришлось спиртом целый день промывать все электрические контакты.
Наши героические усилия не пропали даром – восстановили работоспособность, предъявили комиссии своё чудо техники.
А если спросите: «А что было дальше?», то скажу следующее.
После успешной сдачи и «обмытия» этого события, спустя несколько недель от нашего отъезда, наши капризные «игрушки» работники депо благополучно демонтировали, за ненадобностью. Дошёл до нас слух, что установили взамен нашего импортное оборудование. Аминь (истинно и верно)!
25.01.2019г. Ильин М.И.
Свидетельство о публикации №219012501783
Дело в том, что вывозка древесины в леспромхозе, где мы проходили технологическую практику (Тосненский ЛПХ ПО "Ленлес"), осуществлялась по УЖД.
И вот, предположим, делянка, отведенная в рубку. Естественно, ветка УЖД идет прямо к ней, чтобы срубленную древесину вывезти к местам её разделки: на нижний склад в поселке леспромхоза.
Вообще-то, та часть УЖД, что ведет к делянке, на технологическом языке называется усом. Есть магистраль, есть ветки, которые ведут от магистрали в тот или иной лесной массив. А от ветки к конкретной делянке идет ус УЖД.
Эту делянку выработали, вырубили на ней древесину, рельсы с этого уса сняли и перебросили на другой ус, который ведет к делянке, которую только отвели в рубку и собираются осваивать.
Я как раз на практике работал сучкорубом на участке строительства УЖД и, в том числе, был задействован на работах по снятию рельс с участка УЖД к выработанной делянке, перебрасывал их к строящемуся усу и там устанавливал.
Как производилось "снятие" рельс": идет мотовоз с закрепленной сзади полуплатформой. К заднему торцу последней толстым железным тросом крепятся две кошки (такие железяки с загнутыми крючьями, которые с двух сторон обхватывают рельс). После того, как кошки закреплены, мотовоз начинает медленное движение вперед. Кошки приподнимают рельс и, двигаясь вдоль него, срывают накладки, костыли, которые со свистом летят в разные стороны на приличное расстояние. Мы потом, когда два параллельных рельса вывернуты с дорожного полотна и очищены от накладок и костылей, возвращаемся к ним, поднимаем, укладываем на полуплатформу, а бригадир с помощником тем временем закрепляют кошки на следующей паре рельс. Как только мы укладываем предыдущие рельсы на полуплатформу и разбегаемся на приличное расстояние от мотовоза и кошек, они дают сигнал машинисту и тот начинает поднимать-очищать следующую пару рельс.
Вот с той самой практики я немного узнал о маркировке рельс и о том, чем рельсы Р-18 отличаются от рельс Р-24.
Константин Кучер 15.05.2025 12:53 Заявить о нарушении
Спасибо, за подробный рассказ о способе демонтажа одновременно двух рельс с помощью кошек! А я и не знал, что как просто демонтируются рельсы.
Большое спасибо за познавательный для меня Ваш отклик!
Меркурий Ильин 15.05.2025 14:03 Заявить о нарушении
Меркурий Ильин 15.05.2025 14:12 Заявить о нарушении
Константин Кучер 15.05.2025 22:21 Заявить о нарушении