11 Онтология как учение о сущем

   «Почему вообще есть сущее, а не наоборот – ничто?» Этот вопрос мучил философов как коренной вопрос метафизики. Согласно М.Хайдеггеру, этот вопрос является основным её вопросом (Черняков А.Г. Стрекало вопроса // Хайдеггер М. Введение в метафизику. Санкт-Петербург: НОУ «Высшая религиозная философская школа», 1997. С.302 , 15).

   Наш интерес к первоначальной природе реальности, к категории бытие и его основам, принципам, структуре и закономерностям сближает нас с метафизиками, для которых данный вопрос был основным, но истина как всегда дороже.

--- Отчуждение бытия от небытия и отчуждение Бога от материи ---

   Понятие формы как эйдос или «морфэ», и материи как hyle , некая "первоматерия", которая ещё не приняла форму, разрабатывалось в учениях Платона и Аристотеля для мысленного проникновения во всякое подвижное изменчивое сущее, отличное от небытия. Латинизация слова «материя» позднее произведена Цицероном для передачи греческого смысла термина. Философию Аристотеля Фома Аквинский приспособил для своего, католического понимания Бога. Учение получило название томизм.

   Напротив с подачи Р.Декарта понятие материи как телесной субстанции (в отличие от «мыслящей» субстанции), легло в основу материализма 17-18 вв.:
«…все тела, составляющие универсум, состоят из одной и той же материи, бесконечно делимой и действительно разделенной на множество частей, которые движутся различно, причем движение они имеют некоторым образом кругообразное, и в мире сохраняется одно и то же количество движения» (Декарт Р. Первоначала философии // Сочинения.В 2 т. М., 1989. Т.1., 390-394).
   Но отступить от религиозной концепции Р.Декарт не мог и вывел Бога за пределы материи, но при этом как изобретателя,  изменившего первобытный хаос законов, законодателя и создателя порядка:
«… в силу этих законов материя последовательно принимает все формы, к каким способна, так что, если по порядку рассмотреть эти формы, возможно наконец дойти до той, которая свойственна нашему миру» (там же).

   Итак, для метафизика форма являет собой специфический принцип (сущность, цель и движущая сила), превращающий возможности первоматерии в любую вещь. При этом материя понимается как неоформленное небытие - meon, чистая потенция, простая возможность бытия, бесформенный и неопределенный субстрат изменений сущего и вещественного мира. Понятия форма и материя соотносительны: нечто уже оформленное может выступить как примитивная материя по отношению к форме более сложного  уровня. То есть закладывается принцип от простого к сложному.

   В данной иерархии изменений совершеннейшей «формой форм» нас интересует смысл, известный со времен древних греков как мироустрояющий принцип, созерцающий и мыслящий самого себя – Nus (латинизированный термин –интеллект) для обозначения ума, мысли, разума.
 
--- Отождествление материи и бытия ---

   К.Маркс и Ф.Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма середины 19 века, а в 20 веке данные принципы разрабатывались В.И.Лениным. Догматизированный диалектический материализм был поставлен на службу идеологии и политики коммунистической партии и являлся теоретической основой науки, культуры и социальной жизни в СССР. Материя — центральная категория диалектического материализма.
 
   Материалистическая трактовка категории бытие, отождествляет бытие с материей, где основные блоки строения материи – атомы (Философский словарь / Под.ред. И.Г.Фролова. –5-е изд. –М.Политиздат, 1987. С.590, 55). Материя, согласно диалектическому материализму есть единственная основа мира, сознание лишь свойство материи, движение и развитие мира — результат его внутренних противоречий.

   Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания внешне непререкаемы. И бытие выступает объектом исследований. Бог, как пустое множество, в философии диалектического материализма себе не нашел места, но и научный подвиг К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, взявших за цель реального бытия райские кущи Ветхого Завета, и посуливших человечеству рай на Земле, в обозримом будущем, не состоится.

--- Отчуждение энергии от материи ---

   В электронной Британской Энциклопедии (Encyclopedia Britannica за 1998 год) упомянуто, что материя может пониматься и как первичное вещество, которое составляет обозримую вселенную и, вместе с энергией, формирует основу всех объективных явлений. В связи с открытием дефекта массы и возможностью превращения материи в энергию и обратно категория энергия может определяться независимо от категории материя. Полный отрыв энергии от ее материальной основы среди части естествоиспытателей в конце 19 века (В.Ф.Оствальд, Э.Max и другие) породил так называемый философский энергетизм.

                * * *

   В конце 20 века сознание людей «выплеснуло» искажённое лидерами коммунистической партии мировоззрение, известное как диалектический материализм. Свято место пусто не бывает. За отсутствием внятной отечественной идеологии в народные умы хлынул мутный поток не имеющего ничего общего с наукой и философией мракобесия. И в сознании место лидеров и вождей с подогнанным под их взгляды диалектическим материализмом, отечественные умы скоро заполонило наукообразие астрологов и экстрасенсов, озарения прорицателей и магов, колдуны и гадалки. Появились даже доморощенные «боги» и святые. В нестойких умах (умы учителей, как не печально,  отнюдь не всегда исключение) наметился очередной поворот в мировоззрении. Прежде всего он выразился в повороте к иному мировоззрению, зачастую спекулятивному, то есть к отвлечённым, умозрительным рассуждениям не подтверждённых эмпирически, опытом, фактами, наблюдениями и экспериментом.

   Самым молодым философским течением нашего времени стал спекулятивный реализм, рождённый  в апреле 2007 года, когда в Голдсмитском колледже Лондонского университета четвёркой докладчиков (К.Мейясу, Р.Брассье, Я.Г.Грант и Г.Харман)  был провозглашён «Спекулятивный реализм» и состоялась одноименная конференция, на которой англоязычный философ Рэй Брассье сделал заявление, что окружающий мир вокруг не просто не зависит от человека, но безразличен и даже враждебен ему.

   У докладчиков нашлись последователи в Европе и США, которые призвали вернуться к состоянию докритического  реализма, «вещи-в-себе», то есть принять за сущее некую внешнюю реальность, независимую от нашего сознания.

                * * *

   Как бы ни относились к понятию «русских мир» и не пытались его расколоть современные иноязычные политики, но мы убеждены, что здравомыслие в отечественной среде, имеющее в своей основе русский язык, реально существует. И несмотря на повороты и зигзаги современной философии наша национальная школа не утратит здравый взгляд на просвещение. К оным мы отнесём и философское озарение, известное как русский космизм. Этот космизм  рассматривает  человека как органичную часть космического единства, способного реализовать свою активную природу творчески изменяя себя и мироздание.


Рецензии