***

  СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА

    Случайных встреч у человека с другими людьми  много. Но большая часть из них и заканчивается мимолетным общением и забываются, а другие переходят в более тесное и длительное общение. Хотя вроде бы и предпосылок таких  не предвиделось.

    Как - то раз, мы с женой поехали в  газпромовский санаторий «Юг». Отдыхать  там нам нравилось, да и Газпром оплачивал часть затрат. Добирались мы туда   на автобусе, так как было удобно – вечером сел, а утром уже  попадаешь на завтрак  в санаторий. В автобусе по соседству оказалась пара, по возрасту, близкая нам. Разговорились, люди показались нам приятными и приветливыми, поэтому и в санатории мы с ними много общались. Их звали Юра и Тамара.  Оказалось, что они коренные астраханцы и даже не газпромовцы, а путевки им достал какой-то их близкий родственник. Дело в том, что Тамара в это в время что-то побаливала и решили они поправить ее здоровье.

    По возвращении в Астрахань мы обменялись с ними визитами. Причем Тамара угощала нас традиционными рыбными котлетами. Таких котлет, которые готовят только в Астрахани, я нигде не пробовал! Насколько я знаю, фарш готовится из сазана и щуки, а может быть еще, что – то добавляется. Вроде бы в каждую котлетку кусочек сала или сливочного масла. При этом подлив готовится на основе овощей, много помидор. Настоящие  астраханцы умеют такие котлеты готовить здорово. В общем, мы чуть языки не проглотили.

    Юра в советские времена работал, что-то по снабжению, занимая довольно высокие должности, а потом судьба его бросала по случайным заработкам, как и многих других в то трудное время.  Тамара последнее  время не работала. А в скорости Тамара умирает. Оказывается, у нее был рак и санаторное лечение ей не помогло.

         Но с Юрой отношения наши не потерялись. Человек он был общительный и на наш взгляд очень добропорядочный. Таких людей мы  с Валей ценили. В этот период времени он пробивался случайными заработками, и я его устроил к нам в институт  вахтером на проходную - сутки дежурить и сколько-то времени отдыхать. Это ему позволяло заниматься и другими делами.

    Было у нас  с ним  и еще одно совместное дело. На одном из Астраханских рыбзаводов организовали производство смазки для буровых растворов. Таких заводов в нашей области было много. Таким образом, было заработано немного денег, большая часть которых пошла на памятник для его жены Тамары.

         Однажды Юра предложил поехать  с ним на рыбалку в калмыцкие степи. Был у него там один знакомый калмык, который откармливал скотину на продажу и арендовал большое рыбное озеро. А следил за всем этим хозяйством бомж, которого он снабжал продуктами и куревом. Жил этот бомж в маленьком домике и связь с внешним миром у него была через небольшой радиоприемник и через случайных людей, которые временами приезжали на рыбалку.

       А кругом на многие километры была полынная степь и безлюдье. Ехали мы туда по каким – то проселочным дорогам. По пути встретили дерево – тотем, обвешенное разноцветными лоскутами ткани. Так калмыки поклоняются своим духам или общаются с душами умерших родственников. Приехали мы после обеда,  и нас с радостью встретил бомж. Скучно ему одному и он рад пообщаться с любым приезжим. Разложили нехитрую снедь, выставили бутылку и начались интересные разговоры, которые длились до поздней ночи.

        Бомж оказался довольно разговорчивым и приятным в беседе человеком. По его словам  у него в Астрахани семья, дети, а сам он высококвалифицированный сварщик по специальности. Но где то оступился и который уже год ведет такой образ жизни. Его паспорт у хозяина, но по его словам, он может его в любой момент взять и вернуться к семье, к людям и все откладывает этот решительный шаг до другого случая. Наверное, этого случая уже не будет, он привык к такой жизни, и вернуться к другой ему страшно и не хватает решительности. На другое утро мы проверили сети, расставленные накануне, и  с уловом вернулись в Астрахань.

    Наше общение с Юрой было не частым. Знаю, что жил он трудно. Пытался зарабатывать копейку, где придется. Даже ночью ловил раков с целью продажи. А стояла   уже поздняя осень и ночи были   холодными, а он ночевал под открытым небом на траве. Когда он это мне рассказывал, то мне стало  не по себе. Ведь человеку было уже за 60 лет! Я дал ему   для этих целей свою палатку.

      Здоровье у Юры было, видимо, не ахти, он жаловался на сердце и даже лежал в больнице.     И случилось так, как и должно было случиться – сердце у Юры не выдержало. Сказалась трудная жизнь и тоска по Тамаре, которую он сильно любил. И мы с Валей проводили Юру в последний путь.

      Вот так и закончилась эта случайная  и довольно короткая встреча с хорошими людьми, которые оставили о себе добрые воспоминания на всю оставшуюся жизнь!


Рецензии