Несостоявшееся разоблачение

        Странные иногда случаи происходят в жизни. В книге тверского вора  Е. Карасева (Каца) «Параллельный мир» прочитал об известном в Твери воре-карманнике  и картежнике Вячеславе Торопине.  Имел он немного обидную кличку «Жидёнок». В книге рассказывается,  как Торопин лихо обманул такого же, как он шулера. Мне же Торопин запомнился несколько по другому поводу.
 
Но вначале небольшая предыстория.  Работал я тогда в районном уголовном розыске.  Торопин проживал на моём участке в доме по Студенческому переулку. Как раз напротив редакции газеты «Калининская правда».  Ко времени описываемых событий, стал он уже законченным наркоманом.  Без наркотической дозы прожить не мог. Поэтому и выходил на «карманный промысел» всё чаще и чаще.  И как-то ему всё сходило с рук.  Был он опытным карманником и наших оперативников всех знал в лицо. Поэтому ему легко удавалось уходить от нашего наблюдения.
 
Так вот, «Жидёнок»  чуть не изобличил одного из моих лучших и особо оберегаемых агентов, который действительно давал  очень ценную информацию по квартирным ворам – уроженцам Грузии, наркоманам и вымогателям. Познакомился я с агентом тоже необычным для оперативника способом. Смотрю, стоит в коридоре уголовного розыска отдела милиции мужчина, средних лет, с залысинами, одетый в чёрный плащ из натуральной кожи.  На обычный в таких случаях вопрос: к кому пришли? Отвечает спокойно и называет фамилию одного из наших оперативников.  Не дождавшись его, обещает прийти в следующий раз.  Ну,  в следующий, так в следующий. Мне его появление особого интереса не вызвало.  Через день картина повторяется. Мужчина с упорством продолжает ожидать моего коллегу, который снова оказался где-то в разъездах по местам происшествий. Я сжалился над человеком и поинтересовался, что ему нужно и чем я могу помочь? Он внимательно посмотрел мне в глаза и спросил – кто я такой?  Работал тогда заместителем начальника уголовного розыска. Я назвал ему свою фамилию и должность. Он мне в ответ, с каким-то даже облегчением в голосе  – Вот вы - то мне и нужны!
 
В кабинете стал мне рассказывать о ворах, совершающих у нас в городе квартирные кражи. Он самостоятельно их выявил и теперь не знает, что делать и кому эту информацию передать.  На мой вопрос, говорил ли он кому об этой информации, ответил, что был в соседнем райотделе, но там его  слушать не стали и отправили  к нам, к оперативнику, которого он второй день ожидает. Вот думаю,  удача мне подвалила. Стал его подробно расспрашивать о преступлениях. Их было много. Старался всё хорошенько запомнить. Записывать в таких случаях не рекомендуется. Рассказывал он долго об участниках воровской группы, кто, где воровал и куда сбывали краденное.На каких съёмных квартирах они проживают. Благодаря ему мы быстренько изловили приезжих гастролёров из Грузии и отправили всех за решётку, раскрыв несколько квартирных краж, в разных районах города.  Так началось  моё длительное с ним сотрудничество.

Вышел он как-то на группу занимающуюся хищениями наркотиков в аптеках. Всё у них было просто. Сами, законченные наркоманы, на приёмах у врачей  похищали  чистые рецептурные бланки. Знаете, они у каждого врача стоят на столе стопочкой. Самостоятельно  вписывали в них лекарства, содержащие наркотики, а печати им ставил бывший врач, сам тоже наркоман и уволенный из медицины.  От прежней работы у него осталась  личная печать.  С выдачей наркотиков в аптеках, тогда,  было не так строго.  Фармацевты мне говорили, что знают всех наркоманов в лицо, но связываться с ними боятся.  Иногда наркоманы просили получить  наркотики за них в аптеках сердобольных людей.
 
Решили за ними установить наружное наблюдение, чтобы всё зафиксировать и как на нашем языке говорят – собрать достаточную доказательственную базу.  Наружка,  каждый день, вела их из  поликлиники в аптеку, из аптеки в поликлинику. И так каждый  день.  Собрав достаточно улик, решили их задерживать с поличным при посещении одной из аптек.  Сигнал к задержанию должен был дать мой агент, но он категорически отказывался, чтобы его задерживали вместе со всеми. Тогда я ему предложил  во время задержания сбежать. Мы, в свою очередь, будем имитировать неудачную погоню. На том и сошлись.

На следующий день взяли группу под наблюдение и стали водить из аптеки в аптеку.  Когда они собрали достаточное количество наркотиков, агент дал сигнал к задержанию.  Группа захвата действовала стремительно.  Это  мы умели. Сбежал только один.
 
Подхожу к задержанным. Их должно быть четверо. Что за чёрт!? На земле лежат пятеро! Кого ещё прихватили?  Ба!  Да это же Торопин! Зная, что группа промышляет наркотиками,  пристроился к ним, чтобы получить дозу, а  наружка его не заметила. Наркотиков при нём не нашли, поэтому к делу он не причастен, отпустили.

На следующий день случайно встретил Торопина на Центральном рынке.  Решил продолжить игру по поиску сбежавшего вчера "преступника".  Как выяснилось,  впоследствии, это и стало моей ошибкой.  Расспросил Торопина о сбежавшем. Не знает ли он его? Получил отрицательный ответ. Всё бы обошлось,  если бы в этот день он не попался на карманной краже. Находясь на свободе, он вскоре  забыл  бы  о нашем разговоре.  В тюрьме время останавливается.  Человек хорошо запоминает последние дни на свободе. Поэтому у Торопина было время всё вспомнить и обдумать. Участники криминальной истории получили свои сроки лишения свободы. За карманную кражу осужден был и «Жидёнок». Признав его наркоманом, отправили отбывать наказание в колонию для наркозависимых. Если мне не изменяет память,  колония находилась в Пермском крае. Прошли годы…..

Работал я уже в Управлении по борьбе с организованной преступностью.  Неожиданно у здания УВД  на площади Мира встречаю Торопина. Чувствую, что он меня поджидал. Разговорились.  И вдруг он называет имя моего агента  и говорит:
 «Он же ваш стукач!»
 
«Почему?» - быстро соображаю я и задаю вопрос.

«Помните, вы на рынке меня о нём расспрашивали, а ведь вы его хорошо знали» - с ехидцей в голосе отвечает «Жидёнок».

«Ну и что? Да, я знал его, а тебя проверял на искренность, можешь ты быть стукачом».  И тут же перехожу в наступление: «Тебя самого, тогда, отпустили, хотя мы знали, зачем ты был с ними. Как ты сам перед братвой оправдаешься?» - нажимаю на него я.

Торопин весь как-то сжимается. Видно, что годы, проведённые в тюрьме, сказались на его здоровье. Постарел, поседел, осунулся. Повернулся от меня и пошел прочь. Больше я его не видел.
 
Дело в том, что по воровским законам человек, обвиняя другого в стукачестве, должен был это доказать. В противном случае конфликт мог закончиться смертоубийством. В уголовном мире к этому относятся очень серьёзно. Поэтому Торопин ничего никому не мог сказать. Ведь доказательств у него не было. Мне же он открылся, что для преступного мира я мент, а потому свидетель не авторитетный.

Закончилась история трагически. От передозировки наркотиков умер Торопин. Вскоре умер и мой информатор.  «Жидёнка» он ненавидел, так как тот его пристрастил к наркотикам. Врачам, к которым я его устроил, стоило большого труда избавить  от наркозависимости, но здоровье оказалось подорванным.

Случившееся стало поводом для размышлений. Для себя сделал вывод.  Все оперативные мероприятия надо проводить как можно проще. Без всяких хитроумных комбинаций, какие мы зачастую видим или читаем в детективах.  Нельзя всё просчитать. Жизнь, она многообразнее любого человеческого замысла.
Правильнее в нашем случае было всех задержать, а потом непричастных к делу просто отпустить, вместе с нашим информатором. 


Рецензии