Молиться Пушкину

Нам неизвестна посмертная участь подавляющего большинства людей, когда-либо живших на этой планете, однако существует категория лиц, которые с высокой долей вероятности считаются пребывающими на Небесах вместе с Богом. Эти люди именуются в православии святыми. Святых очень много, и у каждого есть памятный день в календаре, но, как бы много святых ни было, их всё-таки меньше, чем умерших людей вообще. Значит ли это, что остальные 99,99999999… % людей пребывают в аду? Думаю, нет. Процентное соотношение рай/ад нам неизвестно, но получается, что есть люди, не входящие в число официально канонизированных святых и при этом не пребывающие в аду, Выходит, они пребывают с Богом. Выходит, по сути - они святые: ведь промежуточных категорий нет (хотя у святых отцов встречаются учения о некой промежуточной участи некрещёных младенцев, но теологумен теологумену рознь).

Итак, посмотрим на наше отношение к канонизированным святым. Мы считаем их примером для подражания и источником ценного духовного опыта, просим из помолиться о нас Богу.

Как мы относимся к “обычным” усопшим: мы молимся об упокоении их душ, подаём за них милостыню, делаем добрые дела. Обычно, этими вещами всё и ограничивается. Такое отношение понятно: мы не знаем, пребывает ли человек с Богом или же нет. Если нет, то таким людям самим требуется молитвенная помощь.

В молитве о канонизированных святых для нас не видится смысла: наша молитва должна помогать усопшим, облегчать им посмертную жизнь, а святые ведь и так спасены.

А вот тут нас ожидает сюрприз. Церковь молится о святых, да ещё как! Это происходит в самой незаметной части литургии: на проскомидии. Приготовив Агнец, священник вынимает частицы, поминая Богородицу, Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, отцов и учителей Церкви, потом - патриарха, епископов, священников, всех православных, поимённо живых и усопших и под конец - себя.

Как видите, святые и обычные люди поминаются буквально в одном ряду. Почему? Может, у нас что-то неладно с пониманием смысла молитвы? Может быть.

Протоиерей Дмитрий Климов:

“Православие придерживается иного взгляда, которое лучше всего выразил отец Александр Шмеман, говоря, что заупокойные молитвы – это не столько наши ходатайства перед Богом за умерших, сколько призвание их участвовать в нашей молитве. То есть не наши молитвы долетают до них в виде благодати или милости, а они сами каким-то духовным образом находятся вместе с нами в храме и молятся рядом.

И вот это приближение к храму и евхаристии приносит им радость, счастье и облегчение”.

https://www.pravmir.ru/kakie-u-dushi-zubyi/

Протоиерей Константин Пархоменко “Жизнь за порогом смерти”:

“Преподобный Антоний Оптинский (почил в 1865 году) в одном из писем, обещая молиться за усопших родственников своего адресата, писал: «Мы будем поминать, как умеем на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас будет гораздо больше приносить нам душевной пользы, нежели наша об них. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они…»”.

https://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-porogom-smerti.html

Выходит, мы можем молитвенно общаться с усопшими вне зависимости от того, есть ли их имя в святцах или нет. Так, отец Анатолий в фильме “Остров”, уединясь на острове и молясь, просит у, как он считал, убитого им товарища, прощения лично.

А причём тут Пушкин? А вот причём: несмотря на все свои приключения, включая дуэль, которая воспринималась как самоубийство, Пушкин умер христианином. Он попросил прощения у царя, сам простил своего противника, исповедался и причастился, а затем спокойно отошёл ко Господу.
https://foma.ru/neizvestnyij-pushkin.html

Получается, мы можем попросить Александра Сергеевича помолиться о нас, грешных, и в то же самое время, и сами можем помолиться об упокоении его души.

В заключение скажу, что я никого не призываю заводить у себя икону великого русского поэта и начинать ему молиться, я просто хочу обратить внимание на то, что эта тема гораздо шире, чем кажется. Конечно же, я могу и ошибаться. После погружения в данный вопрос я убедился, что загробная жизнь по большей части - “дело тёмное и исследованию не подлежит”, и до конца ясным всё может стать (надеюсь) только непосредственно “там”.

Да сподобит нас Господь.


Рецензии