Тайная вечеря

                ВЛАДИМИР  МЫСИН

                ТАЙНАЯ  ВЕЧЕРЯ

Весь мир сегодня знает выражение «тайная вечеря», благодаря известной картине Леонардо да Винчи, хотя ни один евангелист не называет эту вечерю таким именем. Сегодня я хочу вместе с читателями еще раз посмотреть на хронологию событий того времени и попытаться лучше понять, что послужило причиной для Леонардо именно так, а не иначе назвать свое бессмертное произведение. 
Последние дни земной жизни Иисуса Христа были насыщенны до предела. Одним из ключевых персонажей этих дней является ученик Иисуса Христа Иуда Искариот, имя которого с тех пор стало нарицательным до наших дней и навеки. Несколько слов об этом несчастном человеке, которого Сам Господь назвал однажды страшным именем – «сын погибели».
Иуда был единственным учеником Иисуса Христа, который был Иудей. Все остальные ученики были Галилеяне. Из Галилеи был также и Сам Иисус. Как известно, Галилеяне у правоверных Иудеев считались людьми второго сорта и вот почему. В Галилейских городах проживало много язычников, с которыми Галилейские Иудеи в некоторой степени смешались, и вследствии этого Иудеи считали Галилеян нечистыми и недостойными. Помните, как искренне Нафанаил однажды сказал об этом Филиппу: «...из Назарета может ли быть что доброе?...» Иоан.1:46. (Назарет – это один из городов в Галилее.)
По всей видимости, этот факт давал Иуде Искариоту чувство внутреннего превосходства над остальными учениками Иисуса. Возможно Иуда ожидал, что Иисус Христос будет уделять ему, как единственному чистокровному Иудею, особое внимание и доверие. Можно попытаться представить себе, как внутренне возмущался и негодовал Иуда, когда Христос из среды учеников часто выделял Петра, Иакова и Иоанна. Именно их Он брал с Собою на особо важные и почетные (в глазах людей) события. (Воскрешение дочери Иаира, Преображение и т.п.)
Я думаю, что чувство зависти и обделенности в конце концов подготовило почву для ядовитых семян диавола в его душе и привело Иуду к мысли предать своего Учителя. Судя по всему, в ту памятную пасхальную ночь, когда Иуда выйдя из горницы, торопливыми шагами поспешил в храм, там его уже ждали.
События тех дней, достаточно подробно описанные евангелистами, позволяют нам представить себе общую картину состояния дел в ту памятную неделю. Мы видим, что тучи над головой нашего Господа стали сгущаться и в воздухе, как говорят в народе, явно пахло грозой.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения первосвященников и фарисеев, было воскрешение Лазаря. В связи с этим, было срочно созвано внеочередное заседание Синедрионского совета, где решался один только вопрос: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Иоан.11гл.
Первосвященник Каиафа, председательствующий на этом совете, взяв слово, стал подводить общее мнение к тому, что Иисуса пора убирать. «Вы ничего не знаете», – начинает он издалека, – «и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». – Так заканчивает он свою речь. Этих доводов было достаточно для единомышленников, и с этого дня положили Его убить. Иоан.11:47-53.
После этого заседания, на котором заодно решили убить и Лазаря, на Иисуса был объявлен, говоря нашим языком, «всесоюзный розыск». Синедрионский совет издает срочную директиву и посылает ее по всем направлениям. «Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что, если кто узнает, где Он будет, то объявили бы, дабы взять Его» Иоан.11:52.
Таким образом, первосвященники и фарисеи через своих служителей и служителей храмовой полиции, через сеть подвластных им синагог и просто через неуемных ревнителей закона (подобно Савлу), объявили о секретном решении этого совета: как только кто узнает местонахождение Иисуса, немедленно сообщать об этом в центр по захвату Иисуса, который находился в главном Иерусалимском храме.   
Может быть, за это была назначена какая-то денежная премия тому, кто первый сообщит им местонахождение Мессии. Об этом мы можем предположить по тому факту, что Иуда сразу получил деньги, как только заключил с ними договор о предательстве. Как бы то ни было, но работа по розыску Иисуса закипела по всем направлениям.
В эти кульминационные дни, с одной стороны особенно мощно являлась сила Божия в хождении Иисуса, но с другой стороны все сильнее восставали силы зла. Воскрешением Лазаря, Иисус засвидетельствовал, что Он есть Тот, Кто дает жизнь. На этот факт злобствующие Иудеи уже не могли клеветать, что Иисус делает чудеса силой князя бесовского, ибо это было явное свидетельство, что Иисус действует силой Божией. Торжественный вход Господа нашего в Иерусалим было точным, до иоты, исполнением пророчества пророка Захарии о Мессии. Далее совершилось вовсе небывалое: Бог Отец, с неба, громовым голосом проговорил ко всему народу. Иоан.12:28.  Все это было известно начальствующим Иудеям, фарисеям и первосвященникам, но как ни странно, эти факты приводили их к еще большему сопротивлению.
События, тем не менее, развивались со скоростью курьерского поезда. Со всех сторон в центр стали поступать сведения о Мессии. Им сообщили, что Он, под восторженные рукоплескания народа, уже пришел в Иерусалим, что Его уже видели в храме, что некоторые известные знатоки Закона Моисеева и отеческих преданий даже говорили с Ним, пытаясь уловить Его вопросами из Писаний. Но тщетно. Под хохот и явное удовольствие простого народа им пришлось удалиться от Него с позором и большой досадой, с трудом скрывая от окружающих свое раздражение и ненависть.
В центре по захвату Иисуса началась небольшая паника. Что  делать? Фарисеи говорили между собою: «Видете ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним...» Иоан.12:19.
В это время служители храма сообщают первосвященникам, что некто имеет сказать им что-то по этому поводу. Они попросили немедленно привести к ним этого человека. Увидев его они остолбенели. Все присутствующие узнали в нем Иуду Искариота, одного из учеников Иисуса, которого вот уже на протяжении трех лет постоянно видели вместе с Ним.
В зале синедриона воцарилось гробовое молчание. Такого поворота событий никто не ожидал. Что им делать теперь с этим человеком? Что ищет он здесь? Может его, следует арестовать и заставить рассказать, где находится Учитель в настоящее время? С какой целью он пришел к ним? Может быть, он со своим Учителем задумали какую-то хитроумную ловушку, чтобы окончательно опозорить нас в глазах всего народа? Десятки подобных вопросов промелькнули в их потрясенном сознании в эти короткие секунды замешательства и недоумения.
Иуда, насладившись эффектом, который произвело его появление, первым нарушил молчание и заговорил. «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег: и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе» Лук.22:3-6.
Трудно описать весь восторг и воодушевление, с которым все присутствующие, не скрывая своей радости, выслушали слова Иуды о готовности предать своего Учителя в их руки. Вот это удача!!! О таком повороте дела они даже и не мечтали.
У евангелистов Луки и Марка мы читаем, что Иуда еще до того, как Христос и ученики собрались на пасхальную вечерю, уже договорился с первосвященниками, что он за определенную плату поможет им арестовать Учителя. Проблема была в том, что арестовывать Христа в храме они не хотели по причине того, что боялись народа, который почитал Его за пророка, и поэтому здесь нужен был особый случай.
Тогда совместно был составлен коварный план взять Иисуса и учеников, где-либо в стороне от людских глаз. В этот смысле традиционная пасхальная вечеря была просто идеальным вариантом для Его ареста. Весь город расходился по своим домам есть пасхального агнца и арест прошел бы без лишних свидетелей.
Таким образом, все необходимое для Его захвата было уже подготовлено и единственная загвоздка была в том, что Иуда пока еще не знал место, где они будут совершать пасху. Иуда знал, что Учитель, строжайшим образом исполняющий предписания Закона Моисеева, обязательно будет есть пасху. Но где?
Этот вопрос обжигал его огнем нетерпения. Всеми фибрами души, прислушиваясь к разговорам и стараясь не отставать от Учителя, Иуда чутко ловил каждое Его слово, стараясь оправдать доверие и надежды первосвященников и старейшин народа.
В нем проснулся некий азарт охотника, который, сидя в укромном месте, вдруг видит, что остался только один шаг и жертва попадет в его хитроумную ловушку. Так и Иуда, едва не лишился чувств от радости, когда, наконец, услышал, как Христос, подозвав Петра и Иоанна, поручил им приготовить горницу, в которой они будут есть пасху.
Внутренне Иуда напрягся до предела. Ну, наконец-то. Сейчас он узнает это место и тогда можно будет, выбрав подходящий момент, сообщить его первосвященникам и спокойно дожидаться, когда придет туда отряд воинов и служителей храма.
Но тут Иуду поджидало глубочайшее разочарование. Христос подзывает Петра и Иоанна и говорит им нечто такое, что Иуда не мог себе представить ни при каких обстоятельствах. Из этого разговора Иуда понял, что место, где они будут есть пасху, узнать будет невозможно. Таким образом план ареста Учителя прямо на вечере, несмотря на все старания, не может осуществиться.
Христос посылает Петра и Иоанна (опять этих Галилеян) приготовить им пасху, но как? Божественным Провидением Господь насквозь видел жалкие человеческие мудрствования Иуды и его лжедрузей. Это Его уже не беспокоило, ибо Христос знал, на что Он пришел в этот мир. Единственное, что Он желал в эти краткие оставшиеся часы, – это спокойно провести с учениками Свою последнюю вечерю на земле. Поэтому Он посылает Петра и Иоанна так, что никто не сумел бы определить с Его слов, где находтся это место.
Этот эпизод подробно описали евангелисты Марк и Лука. «...и посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город: и встретится вам человек, несущий кувшин воды: последуйте за ним, и куда он войдет, скажите хозяину дома того: «Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» И он покажет вам горницу...» Марк.14:13-15.
Сознание того, что все получается не так, как он спланировал со своими новыми «друзьми», обжигало Иуду огнем стыда и досады. Он знал, что все уже готово для ареста. Множество видных и авторитетных религиозных деятелей, учителей Закона, старейшин народа, первосвященников, воинов и служителей собрались в храме и ожидали только его сигнала, и тут... О ужас! Как я буду смотреть им в глаза?
Эти мысли не давали ему покоя, и Иуда, сидя в горнице между учениками, лихорадочно искал выхода из сложившейся ситуации. Услышав, что после вечери все идут молиться в Гефсиманский сад, он не находил себе места от нетерпения, пытаясь выдумать подходящую причину, чтобы успеть сбегать в храм и предупредить заговорщиков о всех изменениях.
Поэтому, услышав слова Учителя: «...что делаешь, делай скорее», Иуда, видя, что скрываться больше не имеет смысла, ибо Господь уже прямо назвал его предателем, встал и тотчас вышел от них.
Христос же, зная, что им уже никто не сможет помешать, проводил с ними пасхальную вечерю в тишине и покое, давал ученикам Свои последние наставления, совершил с ними Свою последнюю молитву, заповедывал им Новую Заповедь, преподал им Свой последний урок служения друг другу...
С тех пор и поныне, в память о том удивительном событии, у всех народов эту вечерю называют не иначе, как «тайная вечеря», хотя ни один евангелист не называет ее таким именем.


Рецензии