Анатолий Рыбаков. Каникулы Кроша

Трилогию о Кроше Анатолия Рыбакова, по итогам чтения произведений последнего, я считаю самой удачной в части критического подхода автора к самому себе. Крош у него - это заново пережитая юность. Героизм 20-х, слишком идейная молодость Миши Полякова ("Кортик") ушла в прошлое, а для "Детей Арбата", настоящей биографии, время еще не пришло. Вот Рыбаков и создал своего Кроша, когда-то очень верно изображенного в кино Василием Фунтиковым (одноименный фильм и следующая часть трилогии, "Неизвестный солдат").

Удачным этот образ, как мне кажется, стал еще и потому, поскольку написанный в 60-е годы оттепели, он получился универсальным. Не даром его свободно передвигали во времени во все времена. Напечатанная в 80-е первая часть спокойно выдавалась за современную, а снятый фильм - тем более. Можно, конечно, все это связать с годами брежневского застоя, дескать, для нас время остановилось, но, хе-хе, это уже другая тема.

Если кому-то интересно, то о первой части я уже писал отзыв и хронологически Сережа Крашенинников позже по времени остается летом один, родители его уезжают по Волге, совсем как некоторые из нас. Вот такая незамысловатая преамбула. В свойственной себе манере, писатель слепил из повести для детей и юношества некий детектив, который очень органично переплетается с Москвой 60-х. Советский вариант "Москвы и москвичей". Главной же темой произведения являются никому тогда неизвестные нэцке, японские миниатюрные скульптуры, своего рода брелки, ибо традиционно японцы все носили на поясе.

Буквально еще в 50-е подобный труд был невозможен, излишнее японофиллство могло выйти боком. Помните песню, я ее еще любил в детстве петь вместе с бабушкой, "Три танкиста, три веселых друга", которая ясно отражала взаимоотношения СССР и Японии. Там было еще. "и летели наземь самураи". Тема нэцке стала нам близка исключительно благодаря Рыбакову, в виде же невинного, на первый взгляд, собирательства этих миниатюрных скульптур она остается в памяти навсегда.

Прекрасно передан дух того времени, Рыбаков пишет о здоровых завоеваниях нашей цивилизации без всякого советского пафоса, он, конечно, есть, но приписывается некоторым чертам характера главного героя. Рыжий чудак Крош, правдивый ребенок, по сути отражает рыбаковскую однозначность на долгие годы. И при том в "Каникулах Кроша" он показан обычным нормальным человеком, который, как и все, слушает зарубежную музыку и способен влюбиться в продавщицу из магазина "Спорттовары".

"Каникулы Кроша" пропитаны какой-то здоровой добропорядочностью, переданной очень органично. Помня книгу в подробностях, мне с детства особенно врезался в память эпизод, когда "мафиозный клан" собирателей нэцке пытался материально надавить на Кроша, заставив его вернуть долг. Думали, что тот попытается с ними договориться. А Крош просто купил плавленных сырков и пакетиков с супом до приезда родителей. Момент для меня оказался знаковым, довольно часто впоследствии я его вспоминал и это воспоминание заряжало бодростью.

Обратил внимание, что во второй части у Кроша появляется друг Костя, который чем-то похож на прежнего, из первой части, Шмакова Петра. Если первый просто здоровый парняга, то второй уже профессиональный боксер. То есть, друзья у Кроша по определению такие, что способны защитить его физиономию от излишних на нее посягательств. Действительно, правдолюбие должно уметь за себя постоять.

В общем, трилогия прекрасная, понимаю, что предложить к чтению ее сейчас довольно сложно, но не стоит ее бояться. Если любите "Кортик. Бронзовая птица. Выстрел", то здесь все намного приличнее.

p.s. В книге упоминается игра "10 книг, которые я взял бы на необитаемый остров". Давайте поиграем тоже.


Рецензии
Антон, замечательное размышление на тему хороших , правильных книг.
Каникулы Кроша-лучшая часть трилогии!

Элла Эмих   18.05.2023 23:26     Заявить о нарушении