Павел Нилин. Впервые замужем

Небольшая повесть Павла Нилина "Впервые замужем", по которой был снят одноименный фильм, действительно была написана автором ближе к концу 70-х, на закате творческой деятельности. Рука писателя чувствуется сразу, Нилин всегда любил многообразие проблем. Читал я у него "Варя Лунгина и ее первый муж". Нужно сказать, что режиссер фильма был ему под стать и должным образом обыграл некоторые эпизоды. Да так еще, что фильм зазвучал несколько иначе.

Действительно, сюжетно повествование является чуть ли не сценарием, но в целом общего мало. Написанное от первого лица, "Впервые замужем" предлагает целый рассадник злободневного на тот, да и на нынешний момент. Перемешаны в кучу проблемы отцов и детей, людей искусства и работяг, наконец, психологические несостыковки. Последнее, пожалуй, главное, на что стоит обратить внимание, потому как фильм снят в однозначной тональности - главная героиня-мать и она же, жертва.

Режиссер прекрасно прочувствовал этот момент и потому усугубил тему, эта неоднозначность и жалость к главной героине стали его главным козырем. Повесть же не производит подобного впечатления, хотя бы потому, что спокойная и рассудительная манера героини просто констатирует факты. В любой семье случается такое, ребенок психологически преобладает над кем-то из родителей и, насколько я могу судить, дело всегда заканчивается конфликтами. Во "Впервые замужем" конфликт тоже обозначен четко, не так, как в фильме, но и не получил никакого развития. Из чего можно сделать вывод, что списан он автором не из собственной жизни и что было дальше он просто не знал.

Многие знаковые эпизоды повести поданы совсем в ином ключе и потому имеют совершенно другое значение. Впрочем, режиссера я вроде бы понял и могу только мысленно поаплодировать его ловкости и пониманию процессов. Зять, например, до женитьбы по словам дочери жил на вокзале, что вряд ли правда, но производит некоторый эффект шантажа. И был занят в ансамбле "Голубые петухи", что очень прогрессивно для конца 70-х. А по нынешним временам смешно.

Нашел многочисленные пересечения с другими произведениями, что производит не очень хорошее впечатление. Может автор поисписался к концу жизни, а может и был таким в принципе. По прошествии лет ничего доброго в итоге о нем сказать не могу, хотя и любил в детстве некоторые его произведения. Так у него стырено упоминание стихотворения Льва Озерова, а тема зятя, въехавшего в квартиру и отгородившегося дверью с замком, явно позаимствована у Чапека из его "Маэстро".

В общем, рекомендую всем, кто остался не удовлетворен фильмом или кому, наоборот, фильм так понравился, что хочется еще раз пережить все заново.


Рецензии