Когда зацвёл миндаль... 21 глава

     Утром Слава ушёл, хотя учёба ещё не началась, был конец августа. Он ушёл, не позавтракав, сказав, что у него неотложное дело. Когда придёт снова, он не сказал, лишь убежал, чмокнув Людмилу в щёчку.
     Шли дни, начало сентября, Слава уже много дней не появлялся, Людмила подумала, что видимо он, получив своё, уже и не придёт. Первые дни, она тосковала, высматривая его в окно, потом стала ругать себя, что проявила слабость, вновь переспав с ним.
     - Ну и пусть не приходит... больно надо. Ненавижу его! Даже, если и придёт, не приму его, больше слабости не будет, прогоню прочь, - думала Людмила, кусая от досады губы.
     И часто, ночами, она вспоминала, как им было хорошо, каким он был ласковым и нежным. От этих мыслей сжималось сердце и уткнувшись в подушку, она плакала, плакала и засыпала.
     Людмила продолжала работать, решив перед самой учебой написать заявление об увольнении. Нужны были деньги на тетради, книги и прочее, тем более, она ушла с одной работы, написав заявление об уходе вместе с Раисой. Подруга ушла и со второй работы, устроившись работать в институт лаборанткой. Подруги давно не виделись и однажды, увидев Людмилу, Раиса ахнула.
     - Ты часом не заболела? Только глазища и остались, щёки впали, грусть в глазах... что с тобой? - спросила Раиса.
     Людмила отнекивалась, говоря, что с ней всё хорошо, но Раиса, схватив её за руку, настояла, чтобы та ей всё рассказала. Людмила заплакала, долго не могла начать разговор, а потом рассказала, что было между ней и Славой и что уже много дней она его не видит. Наступило долгое молчание, потом Раиса выругалась и посмотрела на Людмилу.
     - Ну ты и дура... как же ты теперь замуж выйдешь? А то, что Слава на тебе не женится - это однозначно. Я знаю таких парней, взяв своё, они исчезают. Вот ведь подлец... ну и негодяй... - Раису трясло от негодования.
     - Я сама во всём виновата, сама и расхлёбывать буду. Замуж не выйду, больно надо. Учиться буду и работать. Хочу при институте работать устроиться, может повезёт и лаборанткой возьмут... а нет и уборщицей можно, - говорила Людмила, опустив голову.
     - Женщине дети нужны, семья... даже мама твоя - и та замуж вышла и счастлива. Послушай... а ты Андрею всё расскажи, может он на Славу повлияет, - предложила Раиса.
     - Да ты что? Нет! С ума сошла? Никогда этого не будет. Мне не нужна любовь по принуждению и тем более, замужество. Пусть катится ко всем чертям, я не пропаду. А ребёнка и без мужа можно родить, - резко подняв голову и посмотрев на Раису, сказала Людмила.
     - Мать одиночка? Сплетни пойдут, - ответила Раиса.
     - Плевать. Поговорят несколько дней и угомонятся, - сказала Людмила.
     - Смелая ты, я бы так не смогла. Ну ладно, береги себя, а то страшно смотреть. Я побегу, надо для мужа ужин готовить, - сказала Раиса и поцеловав подругу, быстро убежала.
      Наконец началась учёба и думать о Славе, времени почти не было. Видимо назло ему, она с упоением ушла в науку, ей было интересно слушать педагога, заниматься практическими занятиями, зажав уши, сидеть в библиотеке и читать, читать и перечитывать.
     Слава пришёл неожиданно, когда Людмила его совсем не ждала, вернее, перестала ждать, думая, что он охладел к ней, ведь прошёл почти месяц, как они не виделись в последний раз. Недоумевая, кто это может быть в столь поздний час, Людмила открыла дверь. Увидев Славу, девушка вышла из квартиры и прикрыла дверь, чтобы он не успел войти.
     - Тебе чего? - строго спросила Людмила.
     - Соскучился, - произнёс Слава, будто прошло только два дня, как он её не видел.
     - Уходи! И никогда больше сюда не приходи, - стараясь быть спокойной, ответила Людмила.
     - Ты чего, Людочка? Давай войдём к тебе, там и поговорим, - пытаясь пройти в квартиру, сказал Слава.
     Но Людмила преградила ему дорогу.
     - А не о чем нам с тобой говорить. Ты получил, чего хотел, теперь можешь идти. Ты мне не нужен, - сказала Людмила.
     - Да брось, не ломайся, кому ты теперь нужна? - пытаясь её обнять, сказал Слава.
     - Пошёл вон, идиот! - со злостью крикнула Людмила и упершись ему в грудь, с силой оттолкнула его от себя.
     Слава не устоял на ногах и кубарем скатился по лестницы вниз. Вскочив на ноги, он выругался и посмотрел на Людмилу.
     - Да пошла ты... дура, - сказал он и быстро ушёл прочь.
     Девушка стояла несколько минут, от обиды, слёзы душили её, потом она медленно зашла в дом.
     Шли дни, Слава к ней больше не приходил, как-то воскресным днём пришла Лида с Мишенькой и с авоськой с продуктами для дочери. Малыш подрос, ему было уже полгодика.
     - Мамочка? Как хорошо, что ты пришла. Мишенька, какой сладенький стал, заходи, - радостно сказала Людмила, взяв с рук матери ребёнка.
     - Ты перестала к нам приходить, я же волнуюсь за тебя, доченька. А похудела-то как, у тебя всё хорошо? Как учёба? - спросила Лида, проходя на кухню и ставя авоську на стол.
     - Я в порядке, мама, за меня не волнуйся, учусь и работаю прямо в институте, вечерами полы мою. Сама как? Как Андрей? - спросила Людмила.
     - У нас тоже всё хорошо, Андрей здоров, работает. Тяжело наверное и учиться, и работать? - спросила Лида.
     - Ничего, я справляюсь. Обещали на следующий год устроить лаборанткой, у них место освободиться, лаборантка, которая сейчас работает, весной уйдёт в декретный отпуск,  - ответила Людмила.
     Девушку подмывало спросить про Славу, но она так и не решилась это сделать. Лида сама сказала о нём.
     - А Слава наш женится, говорит, на своей однокурснице. Приводил её в прошлое воскресенье, ничего так девушка, красивая, скромная, вроде. Андрей говорит, что ему и пора жениться. Спрашивала Славу о тебе, думала, вы виделись, но он ответил, что ему до тебя дела нет, - говорила Лида, выкладывая продукты на стол, даже не подозревая, какую боль её слова причиняют дочери.
     Но взглянув наконец на Людмилу, она застыла, увидев, что та, уткнувшись в грудь ребёнка, плачет.
     - Людочка... доченька? Что с тобой, дорогая? - спросила Лида, забирая ребёнка из рук дочери.
     Людмила села за стол и закрыв лицо ладонями, зарыдала. Лида была растеряна, ничего не понимая.
     - Да ответь же мне, Люда? Что с тобой? Или... это из-за того, что я  тебе о Славе рассказала? Господи... может между вами что-то было? - тяжело опускаясь на стул, с ужасом произнесла Лида.
     Людмила уронила голову на руки, сложив их на столе и заплакала ещё сильнее. Лида смотрела на неё и материнским чутьём, кажется догадалась, что случилось что-то плохое.
     - Значит было... вот негодяй... я Андрею всё расскажу, пусть знает, какой у него брат подлец. Пусть Слава на тебе женится, - со злостью сказала Лида.
     Людмила тут же подняла голову и посмотрела на мать.
     - Нет! Не смей, слышишь? Сама виновата, пусть женится на своей однокурснице... так лучше... лучше, - произнесла Людмила, вытирая лицо от слёз.
     - Но так нельзя, доченька! Не одна ты виновата в том, что между вами произошло, его вина не меньше. Он просто обязан жениться на тебе, иначе, я к нему в институт пойду, поставлю вопрос в комитете комсомола, пусть там разбираются. Его за это исключат из комсомола и поделом ему, будет знать, - говорила Лида.
     - Мама? Ты что, с ума сошла? Опозорить меня хочешь? Оставьте меня в покое и не вмешивайтесь в мою жизнь, поняла? - резко встав из стола, воскликнула Людмила.
     - Успокойся, доченька, поняла я, поняла. Но и оставлять это просто так, нельзя. Я же говорила ему, чтобы он не смел тебя обижать... каков, а? Кобель. И ты хороша, разве ж можно было до свадьбы-то? - негодовала Лида.
     - Так получилось...дурой была, сама не знаю, как всё произошло, - пробормотала Людмила.
     - Что же теперь будет... что делать-то теперь, доченька? А ты... это... случайно не беременна? - вдруг спросила Лида.
     Людмила с изумлением взглянула на мать. Потом невольно потрогала свой живот.
     - Да нет... столько времени прошло... нет, - ответила Людмила, опять сев за стол.
     - Ну хоть от этого Бог миловал. А сколько времени прошло... ну... как вы вместе были? - спросила Лида.
     - Много, почти два месяца прошло, - с сомнением ответила Людмила.
     - Ааа, ты бы уже знала, если... ну, если бы было что, - ответила Лида, вздохнув с облегчением.
     Мишенька мирно спал на руках матери, она встала и унесла его в спальню, где положила на кровать и укрыла одеялом. Вернувшись на кухню, она села напротив дочери.
     - И спокойно женится, паршивец. Если Андрей узнает... - опять начала разговор Лида.
     - Он не узнает, мама. И вообще никто не узнает. Давай есть, у меня картошка жареная с тушёнкой, я согрею, - вставая, сказала Людмила.
     Лида с сожалением смотрела на неё и ругала себя за то, что оставила дочь одну. Ругала за своё бессилие, что ничем помочь уже нельзя.
     - Значит вот почему она так долго к нам не приходила, из-за Славы... а я могла бы и догадаться, что что-то не то произошло, - думала Лида.
     Ели они молча, потом пили чай с вареньем из вишни, которое принесла Лида. Проснулся Мишенька, покормив его грудью, Лида собралась уходить.
     - Теперь я часто буду к тебе приходить, доченька... прости меня, - сказала Лида, стоя у порога.
     - За что? Ты то тут при чём? - не поняла Людмила.
     - В том, что с тобой произошло, есть и моя вина. Может и мне замуж выходить не следовало... - ответила Лида.
     - Глупости не говори. Ты счастлива, вот, Мишенька на свет появился, я рада за тебя. И успокойся уже, со мной всё будет хорошо. Ведь замужество в жизни не главное. Счастье можно найти и в работе. Да мало ли в жизни интересного? Иди уже, - сказала Людмила.
     Лида ушла с тяжёлым сердцем, ей было не по себе от услышанного, она не знала, как будет теперь спокойно смотреть на Славу.
     - Убила бы гадёныша! Чтоб тебе пусто было. Чтоб тебе счастья не видать, - прижимая ребёнка, бормотала женщина.
     Приехав домой, она увидела Андрея и Славу. Мужчины сидели на топчане и о чём-то говорили. Октябрь месяц был тёплым и заносить курпачи и хантахту в дом, не спешили. Листья на плодовых деревьях во дворе, ещё не пожелтели, даже цветы ещё цвели. Лида подошла ближе и со злостью посмотрела на Славу. Тот был занят разговором и не обратил на Лиду внимания, он не знал, что женщина ходила к дочери. Они говорили о том, как лучше провести свадьбу.
     - Пришла? Как Людмила? - спросил Андрей, взяв из рук Лиды сына.
     Слава напрягся и с волнением посмотрел наконец на Лиду, которая не сводила с него глаз.
     - А ты об этом лучше брата своего спроси, - со злостью выпалила Лида.
     Слава понял, что Людмила обо всём рассказала матери и спустив ноги с топчана, встал.
     - Сядь! Куда спешишь? - прикрикнула Лида.
     Слава невольно сел и опустил голову.
     - Да что случилось-то? - спросил Андрей, ничего не понимая.
     - Что случилось? А то и случилось, что твой дорогой братец переспал с моей дочерью и бросил её. Ничего, я ещё в институт к тебе схожу, в комитет комсомола, пусть тебя с треском выгоняет из комсомола, опозоришься на весь институт, - громко говорила Лида.
     В ярости, она забыла, что обещала дочери молчать, но увидев невозмутимо сидящего Славу, спокойно обсуждающего с Андреем свою предстоящую свадьбу, женщина забылась. Это был первый скандал в доме, где она жила. Андрей сурово посмотрел на брата.
     - Это правда, Слава? - грозно спросил он, положив ребёнка на курпачу.
     - Да не бросал я её, она сама меня выгнала, спустила с лестницы. Что мне оставалось делать? - воскликнул парень.
     - Теперь ты просто обязан жениться на Людмиле, в нашей семье негодяев никогда не было, понял? - сказал Андрей.
     - Ничего я не обязан, её силком в постель никто не тащил. Всё было по обоюдному согласию, - ответил Слава.
     - Ты хоть сам то себя слышишь? Мужчина ты или кто? - спросил Андрей.
     Слава с удивлением посмотрел на него.
     - Можно подумать, ты никогда не спал с женщинами? - усмехнувшись, спросил Слава.
     Андрей побледнел и размахнувшись, ударил его по лицу.
     - Щенок! Следи за словами! Лиде я никогда не изменял, если что и было, то давно, ещё до неё. И не тебе меня осуждать. Себя знай. Сейчас же иди к Людмиле, проси прощения, делай что хочешь, но она должна тебя простить и согласиться выйти за тебя замуж. Я мог бы понять, если бы была другая девушка, да и то это подлость. Людмила - дочь Лиды, о чём ты только думал,  - возбуждённо говорил Андрей.
     - Людмила не знает, что я рассказала тебе, Андрей, она меня не простит и никогда не согласится выйти замуж за Славу. Хотя и любит его до сих пор, - заплакав, произнесла Лида.
     - А ей и не нужно знать, что ты мне рассказала. Слава пойдёт сам и всё уладит, - ответил Андрей.
     - А как же Тамара, невеста моя? - спросил Слава, потирая щёку.
     - Забудь о ней, никакой свадьбы с ней у тебя не будет, - ответил Андрей.
     - Да ты что, с ума сошёл? Уже с её родителями всё обсудили. Так нельзя и потом... я люблю Тамару, - сказал Слава.
     - Я знаю свою дочь, Андрей. Да, она ошиблась, полюбила не того, но она никогда не согласится выйти замуж за твоего брата. Тем более, я ей сказала, что он скоро женится, - тяжело сев на топчан, сказала Лида.
     Наступила тишина, Слава вдруг направился к калитке.
     - Ты куда? Если посмеешь пойти к моей дочери, никогда тебя не прощу, - крикнула ему вслед Лида.
     Но Слава даже не повернулся на её слова и вышел на улицу.
     - Андрей, он не должен к ней идти, не должен. Опять ведь обидит мою дочь! - взмолилась Лида.
     - Не думаю, что он пошёл к Люде, скорее всего, направился к своей невесте, - ответил Андрей.
     А Слава, дойдя до остановки, сел в подошедший трамвай и поехал к Людмиле. Он был зол и на неё, и на Лиду, и на брата. Из-за Людмилы, могла расстроиться его свадьба с Тамарой, этого он допустить не мог. От остановки до дома Людмилы, Слава просто бежал, будто его кто-то подгонял. Запыхавшись, он постучал в дверь её квартиры.
 


Рецензии