Глава 20. 1

Ранение было серьёзное. И пролежал я в госпитале больше полугода. Сначала на три операции ушел месяц. Потом началось какое-то осложнение, и меня резали ещё и ещё. Надоело всё это так, что хоть помирай. Измучился весь. Санитарка молоденькая, помню, Сашкой звали, меня всё уговаривала: «Ваня, борись, не умирай. Вот поправишься, на мне женишься. Детей я тебе нарожаю, любить буду. На руках носить буду. Где ж теперь нам, девкам, мужиков-то набраться? Приходится вот в очереди стоять. Своего выхаживать!». Смеялась она так, а в глазах тоска всей её будущей одинокой жизни стояла.
 
Потом дело долго и неуверенно шло на поправку. Народ, собравшийся в палате, пораненный в руки-ноги, погоревший в танках, уже с конца марта потихоньку начал праздновать победу. Пока свою личную – все понимали, что к моменту нашей выписки война закончится – до Берлина оставалось шестьдесят километров. Все радовались, что самые тяжёлые, самые кровопролитные бои, самые последние, когда особенно хочется жить… обойдутся без них, а потому ходячие проявляли чудеса изобретательности в поисках и приобретении «горючего». Лётчик, младший лейтенант Тарасенко, несмотря на то, что кости его ног были раздроблены мессершмиттовскими пулями, красотой своей и обходительностью добывал спирт, не выбираясь из кровати. Им-то что, а мне с моим ранением пить было невмоготу.

При первой же возможности написал письмо маме. Представлял, как она обрадуется, как будет ходить по соседкам и заставлять их каждую читать письмо по несколько раз, а сама она будет слушать и не верить, что это моё письмо. Что это я его написал. Как она будет спрашивать соседок своих, что правда ли это Ванин почерк, а они ей отвечать, конечно, чей же ещё! Предвидя, что письмо будут читать все, я не стал писать ни о плене, ни о полицаях. Написал, что попал к партизанам. Правду написал, то есть, не всю, конечно…

…А потом к кровати моей подсела Сашка, и долго не начиная разговора, «ходила» вокруг да около, пытаясь подготовить, но только зля своими намёками, перешла к главному. На моё письмо ответила соседка тетя Рая. Она писала, что мама умерла…
Вот тогда я и присоединился со своей бедой к этой весёлой компании так, что стены задрожали. Ребята были стоящие, многое пережили, и на несколько дней моё горе стало общим, затмив даже радостное ожидание…


В конце апреля, когда уже счёт войне шёл на дни, когда все ждали, затаив дыхание, перед самой медицинской комиссией, Игнатыч – пожилой санитар, с которым я часто стоял на заднем крыльце госпиталя,  потягивая самокрутку, запахом которой я и наслаждался, невзначай заметил:

- Вчера СМЕРШевец просматривал личные дела раненых, - Игнатыч, заметив мой пристальный интерес, продолжил, - отобрал несколько… Я сам их ему в машину нёс... Твоё сверху лежало.

- Спасибо, Игнатыч, - пробормотал я, уже думая о своём, но, вдруг опомнившись, схватил его за рукав:

- Так я же кровью искупил! До сих пор ещё не могу в себя придти – не палец ведь поцарапал!

- И ты власти веришь? Ну ты даёшь! Да будь твоя власть хоть сто раз честной, всегда около неё дерьмо всякое плавает. И само воняет, и власть пачкает, и людям от него беда… Моё дело – сторона: я сказал, а ты думай. Думай да не болтай, - он крепко затянулся. - И вообще, после войны новый тридцать седьмой будет. Помяни моё слово. Гайки затягивать станут. Потому как нужда в этом появится – развинтился народ за войну, вольной жизнюшки хлебнул…, Чем сейчас можно солдата застращать? Смертью? Так он и так каждый день её ждёт… И ожидание это уже у многих давно переросло в нетерпение – «поскорее бы уж… отмучиться да и ладно»…

Над чем подумать, действительно, было. Я не стал со всеми пить за очередной предпоследний день войны и ушёл бродить по парку. Вариантов у меня было ровно два. Один проще другого. Ждать, что будет, или Мишкиным способом менять судьбу самому. Везло же ему, когда он не сидел, сложа руки? Так и мне должно повезти! А то дождусь, пока заберут. Там доказывай, что я не я, и лошадь не моя… Пока я ещё волен это сделать. Было, над чем подумать…

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/01/28/723


Рецензии
Доброго дня! Прочла на одном дыхании, настолько захватило. Надеюсь, что продолжение будет. Интересно, откуда у вас такие знания того времени? Это переживания знакомых? Рассказы родственников? В любом случае, у вас свое видение, а самое главное, вы, как автор, заставляете переживать за каждого героя повести. Спасибо за творчество!

Ольга Ртищева   26.01.2019 20:19     Заявить о нарушении
Ольга, Это у меня уже спрашивали. я был в ту войну артиллеристом. немецким. не шучу. плюс 30 лет изучения 4 неполных лет истории...
С уважением, аз.
а продолжение есть. повесть написана в 14 году. выкладываю помаленьку. простите за некое желание набрать читателей на прозе. человек тщеславен((((.

Александр Викторович Зайцев   26.01.2019 20:33   Заявить о нарушении
Судя по портрету, вам лет 60. Моей маме 70, она родилась в 43-м, прибавляем 25. Вам 95?

Ольга Ртищева   26.01.2019 20:46   Заявить о нарушении
Цифры условные, матери 75.

Ольга Ртищева   26.01.2019 20:48   Заявить о нарушении
матери 81. мне 47. и 4 дня)))

Александр Викторович Зайцев   26.01.2019 21:23   Заявить о нарушении
мама родилась в 1937. обычно спрашивают про папу...

Александр Викторович Зайцев   26.01.2019 21:24   Заявить о нарушении
, Ольга, Вы не верите в реинкарнацию? относительно зря. относительно. в жизни всё относительно.

Александр Викторович Зайцев   26.01.2019 21:27   Заявить о нарушении
В реинкорнацию верю. Иногда.) 60- это я дала максимум. В соседней фирме работал итальянец. Я думала ему 30, оказалось, что 65!

Ольга Ртищева   26.01.2019 22:15   Заявить о нарушении
Очепятка в слове реинкарнация

Ольга Ртищева   26.01.2019 22:16   Заявить о нарушении
В любом случае написано здорово! Деталей немного, но поражает та сметенность умов, которая бывает именно в смутное время. Я помню 90-е, мысли людей метались в разных направлениях. Единственное, что мне показалось неправдоподобным, что Миша попал в Смерш.

Ольга Ртищева   26.01.2019 22:20   Заявить о нарушении
тоже ошень (не очепятка) помню 90-е. Оля, Вы очень точно подметили - это я вижу у кого - либо ваще впервые!!!! - начало войны - время смятения. именно как в 90-е!
эта грань. мож и описана в моей повести, но не явно, автоматически. я её сам если и ощущал, но не отмечал явно. а Мишке путь в СМЕРШ написал на лбу. иначе и быть не может. Вы девушка умная, Вы поймёте, что опричнина - это не только (не столько) путь назад, сколько очищение от старого (тормоза нового). ищут ведь библиотеку Грозного, а не Тишайшего.
сложно всё, но Мишке прямой путь в СМЕРШ.

Александр Викторович Зайцев   26.01.2019 22:39   Заявить о нарушении
Пусть даже Смерш, это не важно, автор имеет право бывшего пленного, вопреки Сталину, заранее назвавшему пленного предателем и не иначе, назначить на любую должность. Так даже интереснее - куда кривая выведет? Гораздо важнее то, что удалось добиться эффекта полного погружения в текст, а читатель ваш не только отслеживает ход событий, но и сопереживает героям. Со мной подобное случается редко.

Ольга Ртищева   26.01.2019 23:30   Заявить о нарушении
Оленька, Вы очень мало знаете о т. Сталине, точнее о теории власти и закономерности жизненных процессов. Поверьте, в жизни всё значительно сложнее, чем нам пытаются объяснить. в частности поищите. что стало с пленными советскими солдатами после Ханхин-Гола и "зимней войны". они почти поголовно вернулись в строй. без каких - либо репрессий. и вдруг тов. Сталину потребовалось море крови в самой сирашной войне? чтобы все против него? нонсенс. как и повышение налогов (и пенс возраста) сейчас не есть способ стабилизации, а разжигание русского майдана.
просто те войны не было задачи оболгать. плюс "герои нашего романа" - их в тех войнах практически не было. а стало быть и таких проверок и репрессий не требовалось.

Александр Викторович Зайцев   26.01.2019 23:40   Заявить о нарушении
Возможно, вы знаете эту тему глубже, но из литературы и важнейшего из искусств-кино я сделала именно такие выводы, что воин, попавший в плен, приравнивается к предателю. Возможно, Сталин так считал или просто озвучил эту мысль до того, как его сын в плен попал?

Ольга Ртищева   26.01.2019 23:48   Заявить о нарушении